Преподавание русского языка Тема урока "Учимся узнавать, находить, употреблять причастия в речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.04.26 Просмотров: 3 Татарникова Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: научить школьников определять причастие как форму глагола, закрепить сведения о грамматическом значении причастия, закрепить умения находить причастия. Задачи: Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
I этап. Оргмомент. - Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Прочитайте тему урока. Новелла (от итал. Novella – новость) – малый прозаический жанр эпоса. Отличается от рассказа остротой конфликта, сюжета, финала. - Как вы видите, дело тут совсем не в количестве страниц. - Итак, новелла первая. Что такое причастие? 1) Показываем ладони. - Перед нами звезды. Части речи. Представим их. Сложите руки так же, как я. Правила на руке. Много интересного можно узнать, если внимательно присмотреться к своим рукам. Десять пальцев… это же все части речи. Начинаем с левой руки. Мизинец – имя существительное, безымянный – имя прилагательное, средний – имя числительное. Три имени. Указательный – местоимение (указывает, но не называет), большой – глагол (он самый подвижный, действующий, живой). Смотрим на правую руку: мизинец – наречие (он стоит рядом с большим пальцем левой руки – глаголом, обозначает признаки действий). Итого, 6 самостоятельных частей речи. Теперь обратимся к служебным частям речи. Безымянный палец правой руки – предлог, средний союз. Указательный – частица. А большой палец на правой руке – это междометие (именно этим пальцем мы показываем восторг). - Надеюсь, что все у нас сегодня получится “ Вот так!” Учитель на левой руке показывает. У существительного есть дочка, художница Имя прилагательное. Она раскрашивает предметы. Кошка становится полосатой, дерево зеленым, а гриб ядовитым. Так у предмета появляются признаки, по которым мы можем узнать или признать этот предмет. У художницы есть муж, дядюшка Глагол. Он ужасно деятельный. Он все время что-нибудь делает: бегает, чинит, строит, покупает, носит, возит, дарит, словом, совершает разные действия. - А сегодня вы познакомитесь с мальчиком Причастие, сыном дядюшки Глагола и художницы Прилагательное. Он к нам прямо со звезды пожаловал. Вот и он. Пожелаем ему и нам уда 2) Определение признаков предмета (воздушный шарик). - Воздушный шарик какой по форме, по цвету, по действию?
- Можно ли слово “летящий” назвать прилагательным? - Ни цвет, ни форму, ни величину он изменить уже не может. Это его постоянные признаки, а “летящий” – это тот, который летит, т.е. находится в процессе действия, это признак непостоянный, признак по действию, который совершает предмет или которое совершается с предметом. - Это и есть причастие – особая форма глагола. 3) Предложения записаны с пропусками. Вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные слова. Работа в тетради. Работа учителя на доске. Схемы.
- Найдите однокоренные слова в этих предложениях. Выпишите их. Аналогичная работа проводится с причастием “ взволнованное”. Закончилась первая новелла “Что такое причастие?” - А вы знаете, что такое причастие? II этап. Новелла вторая. Учимся находить причастия. 1. “Предложение на 5” (синтаксический разбор) Восходящее солнце пробуждает спящую природу. 2. Схематический диктант. Учащиеся поднимают схемы. Объясняют свой выбор. Все в тающей дымке: холмы, перелески. И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. Кругом лежит сверкающий снег, и дремлют посеребренные инеем деревья. - Дайте характеристику этому предложению. 3. Работа в тетрадях. Заполнить таблицу.
III этап. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Работа с текстом, отметить знаком.
Причастие. Среди слов русского языка выделяются причастия. В чем особенность этих слов? Об этих особенностях точно сказал Владимир Иванович Даль в своем “Толковом словаре живого великорусского языка”: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”. Действительно, своим “внешним видом” причастия похожи на прилагательные:
Сравните словосочетания: синее небо и синеющее небо. В первом случае имя прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие синеющее показывает такой признак, который развивается во времени. Этот признак предмета создается действием, на которое показывает причастие своей глагольной основой. Например: синеющий – это такой, который синеет. Причастие не только обозначило признак, но и выразило действие. Мы видим, что причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют такие глагольные признаки:
Таким образом, причастия совмещают признаки двух частей речи. Вот почему некоторые ученые называют причастия самостоятельной частью речи. Но большинство лингвистов считают, что причастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и признаки прилагательного. Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-); -ем- (-ом-), -им-; -вш-, -ш-; -ен-, -нн-, -т-. Примечание. В таблице в соответствующей графе учащиеся делают записи (состоящие из 2-3 слов).
IV этап. III новелла. Правила учим, знаем, на практике применяем. 1) Задание. Прочитайте текст. Причастия подчеркните красной ручкой, а прилагательные – черной. Выпишите из этого рассказа прилагательные (в первый столбик) и причастия (во второй столбик). Выделите специальные суффиксы причастия. (Текст распечатан) Кальбульблю. На планете Кальбульблю всю зиму идут сияющие синие дожди, и поэтому даже маленькие лужицы разливаются и превращаются в бушующие моря. И тогда все люди и звери, живущие на Кальбульблю, забираются в горы и там зимуют. Зато когда наступает лето, вся Кальбульблю покрывается огромными, белыми, удивительно пахнущими цветами. Над ними порхают оранжевые, сладко жужжащие птички, напоминающие крохотные вертолетики. В зарослях бродят сиреневые овечки, жующие траву, и клетчатые ослики с ушами, свисающими до самой земли. Жители Кальбульблю – веселые краснощекие человечки, летающие по своим делам при помощи небольших складывающихся крылышек. 2) Устное редактирование. “Улыбнемся ошибкам”. - Как вы считаете, какие предложения построены правильно?
Ученик, сделающий уроки… По современным правилам причастия могут иметь только две формы времени – настоящего и прошедшего, будущего же времени у них нет. Поэтому от глаголов совершенного вида причастные формы на –щий не образуются и нарушается литературная норма в сочетаниях “вздумающий написать”, “попытающийся бежать”, “сумеющий доказать”… V этап. Рефлексия.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |