Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Словарь – мой добрый друг и верный помощник"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Словарь – мой добрый друг и верный помощник"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.04.11
Просмотров: 3

Ерошкина Мария Винаминовна, учиель русского языка и литературы

(Для проведения утренника необходимо приготовить: выставку словарей русского языка, костюмы для героев представления).

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку…
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век доживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Я. Маршак.

Дорогие ребята! Я приглашаю вас познакомиться и подружиться с замечательными словарями русского языка.

Ученики: (по очереди произносят по одному слову в алфавитном порядке)

Азбука. Бочка Диогена. Грамота. Вавилонское столпотворение. Дамоклов меч. Лампа Аладдина. Муки творчества. Надежда. Огонь. Победа. и т.д.

Ведущий: Названия всего, что есть в мире, сместились словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке». Ребята, а какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят вам на помощь?

(На сцене появляются 4 школьника, выступающие в роли словарей. Словари рассказывают о начале своего рабочего дня.)

Задание: определить, какой словарь находится перед ним.

Фразеологический словарь: Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки.

Словарь иностранных слов: В ресторане мне на завтрак предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт «Наполеон» и выпоил чашку кофе с сахаром.

Толковый словарь: А я с утра отправился в дальнюю дорогу. Пока шёл, родились такие строчки:

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога»
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…

Словарь синонимов: Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… И вообще, дружище, ты такой умный: значения всех слов можешь растолковать. Я начинаю тебя побаиваться. Опасаться, пугаться, робеть перед тобой, трусить, страшиться, трепетать, дрожать от страха…

Ведущий: А теперь, чтобы подружиться с нашими гостями, нам нужно познакомиться с ними поближе, узнать, какие они скрывают тайны, ответить на все вопросы, разгадать все загадки, которые приготовили для вас словари.

Ученик:

Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.

Ученица:

Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошёл.

Ученик:

А я придумал слово,
Смешное слово – плим,
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим.

Толковый словарь: Подождите – подождите! Плим – это вовсе не слово, а лишь набор звуков. У слова должно быть лексическое значение, оно должно относиться к какой-либо части речи и подчиняться законам грамматики! Я словарь – толковый, я объясняю значения слов. Впервые такое определение дал словарю Владимир Иванович Даль. Вы скажите: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово идти. Как объяснить его значение? Правильно, идти – двигаться, перебирать ногами. Но есть и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните моё первое задание: объясните значение слова идти в каждом предложении. А теперь моё. Отгадайте:

  1. Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи? (кисть)
  2. Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, стальные листы, валенки? (катать)
  3. В каком магазине ничего не купишь? (в магазине винтовки)
  4. Что можно собрать без помощи рук? (собрать лоб в морщины, собрать силы, собрать тело для прыжка)
  5. Я у человека. Животного, плодов растений, могу быть гусиной; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь угодить кому-либо. Кто я? (кожа)

Словарь синонимов: Я словарь – синонимов. Слова, которые живут во мне, обогащают речь, делают её ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того. Чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно. Выбрав нужное слово из ряда других. Близких по значению. Назовите синонимы: прохлада (свежесть), влажный (сырой), грусть (печаль), бранить (ругать), буря (ураган).

Отгадайте:

  1. Я – синоним осьминога,
  2. А без с – в метле нас много. (спрут)
  3. Я тоже, что и ураган,
  4. Но только гость восточных стран.
    На море я гроза для шхун, А называюсь я … (тайфун)
  5. Простое слово «промежуток»:
  6. В театре несколько минуток, Пока начнётся новый акт,
    Мы называем все … Мы называем все … (антракт)
    На время что-то прекратив,
    Мы объявляем… (перерыв)
    В борьбе, в труде устали слишком-
    Дают уставшим … (передышку)
    После урока непременно
    Нужна ребятам … (перемена).

Словарь иностранных слов. Во мне живёт более 20 тысяч слов. Я могу рассказать вам о значении незнакомого заимствованного слова, о его происхождении.

Мне не даёт экзотика покоя-
Меня бросают в холод и в жару
Тамтамы. Томагавки и каноэ.
Торосы, альбатросы, кенгуру.

Задание 1: Замените заимствованные слова русскими.

Контракт (договор), ситуация (положение), коммюнике (соглашение), лозунг (призыв), антракт (перерыв), монумент (памятник).

Задание 2: Определите, какие слова здесь прячутся, из какого языка они были заимствованы.

  1. Учреждение, занимающееся собиранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей, греч.)
  2. Флаг на военном судне (Вымпел, голанд.)
  3. Мягкая подстилка для лежания, спанья (Матрац, арабск.)
  4. Мягкая мебель для сидения или лежания. (Диван, персидск.)
  5. Водомёт. (Фонтан.)
  6. Денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)

Фразеологический словарь: Я – фразеологический словарь, во мне даны толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение.

На мои загадки дайте, пожалуйста, отгадки.

  1. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают черезмерно доверчивые, любопытные люди. (Уши)
  2. Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)
  3. Он в голове у не серьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит у них в карманах. (Ветер)

Дать толкование фразеологизмов:

  • Спустя рукава
  • Долгий ящик
  • Жить на широкую ногу
  • Держи язык за зубами
  • Положил зубы на полку
  • Вооружены до зубов

Проведём игру «Кто быстрее?». Назвать фразеологизмы, включающие слова названия домашних и диких животных. Например: морской волк, взять быка за рога, подложить свинью, белая ворона, покупать кота в мешке, телячий восторг…

Ведущий (знакомит со словарями и их создателями):

  • В.И. Даль, автор самого большого по объёму толкового словаря русского языка. Всего в словаре 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, изданного в 1863-1866гг. В.И.Даль работал над созданием словаря всю свою сознательную жизнь, в течение 53лет. И поставленную перед собой задачу- положить в основу словаря народную речь, включив в него также общеупотребительную и диалектную лексику.
  • В 1935-1940гг. вышел четырёхтомный «Толковый словарь русского языка» под редакцией проф. Д.Н. Ушакова. В этом словаре, насчитывающем свыше 85тысяч слов, получили правильное разрешение многие вопросы нормализации языка, упорядочения словоупотребления и произношения.
  • В 1949 г. Вышел первым изданием составленный С.И. Ожеговым на базе словаря Д.Н. Ушинского (С.И.Ожегов был одним из авторов этого словаря) однотомный «Словарь русского языка» под редакцией акад. С.П. Обнорского. В нём содержится 50100 слов.
  • «Школьный толковый словарь русского языка» (464с.) издан массовым тиражом и предназначен для школьников, родным языком которых является русский. Словарь согласован со школьной программой по русскому языку и содержит различную информацию о толкуемых в нем словах.

Ведущий: Вот и подходит к концу наш праздник знакомства со словарями. Хочется верить, ребята, что знакомство состоялось и оно перерастёт в крепкую дружбу. Пользуйтесь словарями русского языка, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой.

Не забывай на праведном пути то,
Что старик Марк Твен сказал когда-то:
Ты должен слово нужное найти,
А не его троюродного брата.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21