Преподавание русского языка Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Звуки и буквы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.04.08 Просмотров: 3 Филина Надежда Михайловна, учитель начальных классов, руководитель ШМО Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: урок-сказка Цель: систематизации знаний о звуках и буквах. Задачи: обучающая: систематизировать знания о звуках и буквах; практическая: развивать умение составлять звуковые схемы и звуковые модели слов; развивающие: развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира; воспитывающие: воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе. Оборудование:
Ход урока: 1. Оргмомент Звучит аудиозапись “Звуки моря”. Учитель под эти звуки медленно рассказывает: “В открытом море вода синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. Там растут невиданные деревья и цветы с диковинными листьями. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие – точь-в-точь как у нас птицы. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец Морского царя. (Учитель прикрепляет на доску изображение Морского царя) И живёт с ним его дочь, Русалочка. Она нежная и прекрасная как лепесток розы. Русалочке очень хотелось посмотреть на другой мир, который находится на поверхности воды. “Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут”, - говорила она отцу. Но её отец говорил о том, что прежде чем всплыть на поверхность моря и познакомиться с миром людей, Русалочка должна выучить язык людей. Он говорил дочери: “Не выучив языка, ты не сможешь понять людей. И потом, я не хочу, чтобы про мою дочь говорили, что она глупая морская девчонка. Не забывай, ведь ты дочь самого царя!” Ничего не оставалось Русалочке, как послушаться отца и отправиться на занятия к Учёной рыбке” - А вы, ребята, хотите помочь Русалочке? (Да) Тогда отправляемся в подводное царство. На страже его стоит Водяной. (Его изображение тоже прикрепляется на доске) Он пропускает только тех, кто действительно этого достоин, т.е. умеет читать, писать, знает звуки и буквы своего языка. Вы умеете писать? (Да) Тогда докажите это, запишите число в своих тетрадках. 2. Минутка чистописания - А теперь, чтобы ещё больше понравиться Водяному, давайте придумаем и запишем какой-нибудь узор, похожий на волны. Какие предложения у вас будут? Дети предлагают свои варианты, выбирают тот, который одобрит большая часть детей класса, и записывают его в тетрадки. 3. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах Учитель выставляет на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Учащиеся читают слова на карточках. Тогда учитель ставит между карточками со словами карточку со знаком вопроса и спрашивает:
Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.
На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:
Соответствующие карточки постоянно появляются на магнитной доске.
Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.
Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема: 4. Звукобуквенный анализ слов
На каждой парте набор значков для составления схем слов. Работая в парах, дети составляют звуковую схему слова “море”. Когда работа в парах закончена, дети берутся за руки и поднимают их (). Все предложенные детьми схемы рассматриваются, выбирается правильная, её записывают в тетрадь.
В ходе обсуждения дети определяют, что данная схема подходит только к слову “моря”. Слово “мель” не подходит, потому что в нём 3 звука, а в схеме 4. Слово “рыба” не подходит 3-й звук (он твёрдый).
5. Физкультминутка Дети встают, закрывают глаза, и, слушая песню “Я Водяной…”, представляют себе этот персонаж. По окончании песни дети делятся своими впечатлениями. 6. Упражнения в транскрибировании слов
Дети находят ошибки во всех звуковых моделях, записывают правильно звуковую модель [ мор’э] , определяют, чего ещё не знают Русалочка, Осьминог и Дельфин. Русалочка забыла, что звука [ е] не бывает, а бывают звуки [йэ], которые на письме обозначаются буквой е. Но в этом слове “на работу выйдет” только звук [э] , т.к. звук [й] смягчил предшествующий согласный звук [р] . Осьминог забыл, что после мягкого согласного “на работу выходит” только звук [э] . Дельфин забыл, как в звуковой модели (транскрипции) обозначается мягкость согласных (запятой). Правильная звуковая модель записывается в тетрадках: [ мор’э] - море 7. Составление и запись предложения
Учащиеся составляют предложения, выбирают то, которое им больше понравилось, записывают его с комментированием. 8. Физкультминутка Дети встают, закрывают глаза. Под “Звуки моря” (вновь включается аудиозапись) расслабляются, представляют, что лежат на песке на самом берегу моря. Так близко, что волны накатываются на ноги. (1 минута) После расслабления учитель спрашивает:
9. Контроль и оценка знаний
На магнитную доску учитель прикрепляет таблицу и 8 рыбок.
У каждого ребёнка такая же таблица.
Контрольные задания:
После заполнения “сети” учитель организует проверку правильности заполнения. Он снова перечитывает предложения, а дети коллективно приходят к правильному ответу. На доске в нужную ячейку дети ставят рыбку. Одновременно дети осуществляют самопроверку и исправляют свои ошибки. 10. Итоговая рефлексия
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |