Преподавание русского языка Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Составное именное и составное глагольное сказуемое"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.04.04 Просмотров: 8 Копиева Марианна Алексеевна, преподаватель русского языка Цели урока:
Оборудование: карточка для индивидуальной работы со стихотворением “Парус”; карточки с примерами для рассказа о типах составных сказуемых, карточка для коллективной работы, презентация к уроку в формате Power Point. Ход урокаI. Оргмомент.II. Вступительное слово учителя.Сегодня я хочу начать наш урок не совсем обычно. Я хочу, чтобы мы вспомнили яркого талантливого русского поэта и писателя, который родился в ночь с 14 на 15 октября 1814 года, а это значит, что через 2 дня мы будем отмечать памятную дату – 195 лет со дня его рождения. Кто же он? Послушайте о нем, а потом назовите его имя. Жизнь его была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни, со взлетами вдохновения и горечью разочарований. Детство в Тарханах, в поместье бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, нежно любившей внука и враждовавшей с отцом его. Университетский Благородный пансион в Москве, где открылся для мальчика свет культуры, поэзии и где он начал писать поэму “Демон”, которую не уставал творить всю жизнь. Московский университет, откуда его исключили за участие в буйной студенческой выходке против бездарного и грубого профессора Малова. “Два года в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров”, где под стук военных барабанов он создает романтическое повествование о пугачевском восстании “Вадим”. Служба в лейб-гусарском полку в Царском Селе; среди дерзких проказ и кутежей, светских интриг и влюбленностей – его приговор петербургскому свету: драма “Маскарад”. И когда погиб Пушкин – суд над всем строем жизни империи, убивающей гениев, – стихотворение “Смерть Поэта”. И слава голоса, прозвучавшего на всю Россию, и арест, и ссылка на Кавказ. Там, под пулями, в дыму сражений, зреет первый в русской литературе реалистический роман в прозе “Герой нашего времени”. Возвращение из ссылки в 1838 году, невероятный успех в свете и при дворе, дуэль с сыном французского посла Э. Барантом, оскорбившим честь русского офицера – и снова ссылка на Кавказ. И снова дуэль, но теперь уже с русским, даже с товарищем прежним, Мартыновым. И смерть в грозу, бушевавшую несколько часов подряд с момента мартыновского выстрела. Вот и весь круг. Только две последние цифры поменялись местами в датах его жизни. Но сколько испытано чувств и какое противоборство мыслей разламывало его ум и душу. – Кто же он? III. Сообщение темы и цели.– Да, наш урок я хочу посвятить его памяти. Мы сегодня говорим о нем, На уроке мы вспомним теоретические сведения о типах сказуемых; будем учиться находить составные сказуемые в предложениях, определять способы их выражения. IV. Работа по теме.1) – Но сначала “орфографическая пятиминутка”. Вспомним сегодня правило “Правописание Ь после шипящих в разных частях речи”. – По таблице расскажите о правописании Ь после шипящих. – Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, а вы Выборочный диктант (на доске и в тетрадях).
2) В это время 1 студент работает у доски по карточке. Задание: во всех предложениях найти и подчеркнуть грамматическую основу, дать полную характеристику простым предложениям, разобрать любое словосочетание. Парус.
3) Пока проверяем работу по карточке, 2 студента готовятся рассказать о типах составных сказуемых, в качестве примеров используя предложения из романа “Герой нашего времени”. Карточка “Составное именное сказуемое”.
Карточка “Составное глагольное сказуемое”.
4) – Какое сказуемое мы называем составным именным? – Какое сказуемое мы называем составным глагольным? 5) Работа с текстом. Перед вами карточка с текстом о студенческой жизни М.Ю. Лермонтова. Это воспоминания П. Вистенгофа, соученика Лермонтова по Московскому университету. Задание: прочитайте текст самостоятельно, вставьте пропущенные орфограммы. Эту работу я проверю после урока, когда соберу карточки, поэтому подпишите их. КарточкаТема: “Типы сказуемых”
– Читайте текст вслух. Будем находить ГО в каждом предложении, называть тип сказуемого и способ выражения. (Коллективная работа с комментированием).
6) А теперь послушайте, как сам Лермонтов говорит в стихотворении “1831-го, июня 11 дня” об этом периоде своей жизни. А потом ответьте на вопрос: – В какой мере наблюдения современника соответствуют настроению (Студент читает наизусть) (Отрывок). 1831-го, июня 11 дня.
– Ответы на вопрос. (Я думаю, современник верно угадал настроение Лермонтова. Ведь он говорит, что Лермонтов постоянно отгораживается от товарищей и на лекциях в университете, и на балах в Благородном собрании. В стихотворении Лермонтова лирический герой говорит, что злым кажется толпе, и современник отмечает ядовитость в его взгляде и говорит, что фигура внушала какое-то безотчетное нерасположение. Но по содержанию стихотворения мы можем сделать вывод, что Лермонтов только кажется толпе злым, это своего рода защита от назойливости окружающих, желание не открывать ни перед кем сердце, не делиться переживаниями, а все держать в себе.) Мое обобщение. – Лермонтов всегда хотел выработать в себе внутреннюю независимость от Одинаковость людей света и безмыслие в их беседах делают невозможным общение Лермонтова с ними. V. Итог урока.Наш урок подходит к концу, и закончить его я хочу словами известной русской поэтессы Анны Ахматовой. Она так сказала о Михаиле Юрьевиче Лермонтове. “Это было странное, загадочное существо – царскосельский леб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их... лжеготикой (подделкой под готику – архитектурный стиль), зато заметил, как “сквозь туман кремнистый путь блестит”. Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу (шутливое название Финского залива), задумчиво произнести: “Белеет парус одинокий...”... Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно:
Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом. Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой его вещи разрушает миф о том, что проза лишь достояние зрелого возраста... ...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта.
Д/з параграф 20-26.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |