Преподавание литературы Урок литературы в 7-м классе "Неповторимые движения души" (на материале средневековой японской поэзии хокку)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.03.26 Просмотров: 3 Никитина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: знакомство учащихся с видами искусства и культурными традициями Японии, с жанровыми и художественными особенностями средневековой японской поэзии хайку (хокку). Задачи урока:
Жанровые особенности хайку (хокку) (могут быть на одном из слайдов презентации):
Музыкальное оформление:
Оформление раздаточных материалов:
Ход урока Учащиеся рассаживаются группами (3-4 группы) по поэтическим школам, которым присвоены имена японских поэтов: Басё, Исса, Бусон, Сики. Организационный момент: - Сообщение темы, целей урока и вступительное слово учителя о Японии: - Здравствуйте, дорогие ребята! Кто из вас не любит путешествовать, узнавать что-то новое и интересное? Думаю, что среди нас таких нет. Все мы втайне мечтаем повидать дальние страны или, в крайнем случае, хотя бы одну загадочную далекую страну, экзотическую и таинственную ... Такую, например, как Япония. (Слайд 1) Сегодня вам представляется такая уникальная возможность: как на машине времени мы перенесемся в средневековую Японию, где познакомимся с традициями и жизненной философией японцев. А помогут нам совершить это путешествие такие виды искусства, как литература, живопись и музыка. Именно у японских поэтов, музыкантов и художников мы постараемся научиться пониманию красоты. (Слайд 2, 3) Учитель сообщает учащимся цель и задачи урока Лингвистическая разминка: - Но чтобы отправиться в далекое путешествие, нужно знать, где находится Япония, и понимать японский язык. Вы его знаете? Сейчас проверим это. 1. Как переводится название Японии? - Страна восходящего солнца. 2. Где она находится? - На островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Омывают ее Японское море и Тихий океан. 3. Объясните, что такое ... Икебана - : Караоке - : Оригами - : Карате - : Цунами - : Нецке - ... Ханами - : - Оказывается, вы довольно хорошо знаете значения японских слов. Но слово "Ханами" не смогли объяснить. Слово учителя о празднике "Ханами" и о характере заданий и системе их оценивания: - Ханами - праздник любования цветами или красными осенними листьями. Не богатство и не сокровища, а простота и естественность всегда привлекали японцев. Праздник Ханами и сегодня очень популярен среди японцев. Семьями или поодиночке они выезжают в сады и парки и проводят долгие часы в созерцании, любуясь красотой природы! (Слайд 4) "Что получаешь в созерцании, возвращаешь в любви", - считают японцы. А еще, по их мнению, если человеку удалось уловить момент гармонии, значит, его облагодетельствовал Бог Красоты. Желаю всем вам, чтобы сегодня вас облагодетельствовал Бог Красоты. Ну а для этого вы, разделившись на команды (школы) примете участие в состязаниях поэтов. За успешное участие в каждом конкурсе вы будете получать "осенние листочки", и чем больше "листочков" вам удастся собрать, тем успешнее пройдет ваше участие в состязаниях. А еще я в течение урока познакомлю вас с несколькими мудрыми изречениями японцев. Ваша задача сегодня почерпнуть немного мудрости у народа с многовековой культурой, а для этого каждому из вас надо записать хотя бы одно из мудрых изречений. В конце нашего состязания вы расскажете, какая мудрая мысль осталась у вас в памяти. Кстати, некоторые из мудрых мыслей уже прозвучали. Восстановление эпиграфа урока: - У нашего праздника есть эпиграф, но текст пословицы, ставшей сегодня эпиграфом, нужно восстановить. (Слайд 5) Как она должна звучать? - Все излишнее безобразно. - Этот вариант правильный, т.к. тяготение японцев к природе, в которой нет ничего лишнего, заставляет их во всех жизненных обстоятельствах быть естественными, обходиться малым, бережно относиться ко всему, что их окружает. Прослушивание и обсуждение музыкальной композиции в исполнении традиционного японского оркестра: - Продолжим знакомство с культурой и искусством Японии. Сейчас вашему вниманию предлагается музыкальный фрагмент в исполнении традиционного японского оркестра. Критики утверждают, что такую музыку можно слушать с любого такта. Посмотрим, согласитесь ли вы с ними. (Звучит музыкальный фрагмент в исполнении традиционного японского оркестра). - Да можно, т.к. в произведении нет вступления, мелодия периодически повторяется, музыка звучит непрерывно, играют всего 2-3 инструмента. Слушателю легко "включиться" в звучание. - Что вы представляли, во время звучания композиции? - Лепестки вишни шелестят на ветру, на ветках сидят птицы, где-то поблизости протекает ручеек. Звуки музыки имитируют звуки природы. Вот почему их можно слушать с любой ноты! Чтение и обсуждение участниками команд хайку. Определение их жанровых особенностей: - Вам уже знакомы стихи и правила стихосложения. Что необычного в хайку? (Учащимся выдаются карточки с заданием 1) - Нет рифмы, 3 строки ... и т.д. (После ответа команд Слайд 6 и 7, где записаны жанровые особенности хайку. Команды получают "листочки" за правильные ответы. - О каких жанровых особенностях хайку идет речь в танка (пятистишии) Догэна? - О разных временах года и сезонных словах, кроме того, в танка тоже показаны картины природы и отсутствует рифма. Восстановление командами пропущенных в текстах слов, и выразительное чтение восстановленных хайку. Хайку как маленькие волшебные картинки, не прорисованные до конца. Японские поэты будто обращаются к фантазии слушателей, призывая их стать соавторами. Так художник может написать огромное полотно, изображающее осенние деревья, студеную реку, небо, покрытое свинцовыми тучами, а может набросать деревце, согнувшееся под натиском ветра и дождя. А уж промозглый холодный день представит сам зритель. В его воображении картина будто оживет. Недаром японцы говорят: "Видимая красота - лишь отражение невидимой". Но что же делать, если из хайку утеряно слово? Может быть, и его поможет восстановить ваше воображение? (Учащимся выдаются карточки с заданием 2. За удачные ответы учащиеся получают "листочки"). Сообщения учащихся о японских поэтах - авторах хайку. - Вы удачно подобрали недостающие словечки. Кстати, именно такое задание любили предлагать известные поэты своим ученикам на праздниках любования цветами. А что это были за поэты, вы сейчас узнаете. Учащиеся читают заранее подготовленные сообщения о жизни и творчестве японских сочинителей хайку. Сообщения сопровождаются слайдовыми презентациями. Сочинение недостающей строки хайку. - Еще более сложным заданием ученикам Басе, Бусон, Исса считали восстановление недостающей строки хайку. (Команды получают карточки с заданием 3, обсуждают хайку, восстанавливают строку, выразительно читают, получившиеся хайку). Подведение итогов. Награждение победителей. Задание на дом. - Победители получают сладкий приз и, я надеюсь, поделятся с остальными. Ведь японцы говорят так:
- Дома свои хайку напишите на тех осенних листочках, которые вам выдавались в течение игры. (1-2 хайку). Заключительное слово учителя: - "Каждый миг жизни божествен, творится из ничего и не может повториться", - говорят японцы. Так невозможно повторить и наше необычное состязание. Но время, проведенное вместе, не прошло напрасно. Всем нам удалось сегодня уловить момент гармонии, значит, Бог Красоты облагодетельствовал нас. А самое прекрасное то, что вы научились понимать природу красоты. Пусть это сделает вашу жизнь ярче и интереснее! Выводы: - С какими видами японского искусства мы сегодня познакомились? Какие особенности хайку вы запомнили? Какое из высказываний, записанных на слайде, выражает ваши мысли? (Слайд 8). Оценки. (Слайд 9).
Список литературы:
Приложение 1, приложение 2, приложение 3. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |