Преподавание литературы Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии Ф.И. ТютчеваNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.03.23 Просмотров: 5 Цыпкина Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы. Методическое обеспечение урока:
Дополнительная литература: отрывки из статьи И. С. Аксакова «О стихотворениях Ф. Тютчева», из книги Кушнера А.С. «Аполлон в снегу», из статьи Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты». Раздаточный материал: тестовые задания Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Лирика поэтов середины 19 века» (чтение стихотворений в сопровождении кратких сообщений и цитированием воспоминаний о жизни и творчестве поэта), письменный ответ на вопрос «Какова роль эпитетов, сравнений и художественной детали, передающей наступление вечера, в миниатюре «Песок сыпучий по колени…»»?, уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование). Ход урокаI. Организационный момент.Распределение учащихся по группам (это можно сделать и перед уроком). Эффективнее работа 4 групп. II. Сергей Рахманинов - романс "Весенние воды" на стихи Ф. Тютчева.(В течение прослушивания романса можно учащимся показать презентацию, подготовленную кем-то заранее, на презентации – пейзажные зарисовки о наступлении весны).
III. Выступление учащихся, отчёт о проделанной работе.Вот примерное выступление одной из групп. Миниатюра «Песок сыпучий по колени…» написана в 1830 году, впервые напечатана в 1837 с пометой после текста «1830 (дорогой)». Можно предположить, что появилось оно в октябре, когда Ф.И.Тютчев ехал из Петербурга в Мюнхен. На первый взгляд, это пейзаж, зарисовка: дорога песчаная, звёздное небо, сосновый бор - всё это картины природы. Так как событие происходит в дороге, а лирический герой – спутник, то и пейзаж тоже меняется в зависимости от времени суток, от местоположения. Вроде бы никакого содержания, никакой мысли. Но в этой короткой зарисовке «каждое слово метко, полновесно, и оттенки расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя полнее». Например, слово «меркнет» отражает и состояние природы, и определённое психологическое движение в душе героя, которая вполне конкретно начинает переживать то, что «Hочь хмурая, как зверь стоокий, Глядит из каждого куста». Эпитет «хмурая» обозначает реакцию души, отражение нарастающей в ней настороженности, которая вызывается таинственной неизведанностью открывающейся ночной бездны. Внутреннее состояние лирического героя помогает понять и звуковой строй языка: аллитерация и ассонанс. Вязкое произношение звуков [гл, гр, ст, с,ч, щ, хм], а также постоянно повторяющийся звук [у] передают волнение лирического героя, его незащищённость. Автор не даёт конкретного названия стихотворению. Мы его определяем по первой строке. А первая строка – это начало мысли: «песок сыпучий по колени…». Эта мысль, «как огненная точка», вспыхивает под влиянием глубокого чувства. Но она не является отвлечённой, а сливается с образом, взятым из мира природы, проникается им и сама его проникает «нераздельно и неразрывно». Образы природы служат поэту для воплощения его дум о человеке. Переносный, иносказательный мир, связанный с внутренним миром человека, подчёркивается композицией. Первая строка – основная мысль, вторая-пятая – её развитие, шестая – слияние двух композиционно – смысловых параллелей в единое целое: какие грустные места! А две последние строки составляют целую превосходную картину, в которой подчёркивается сущность человеческого бытия: человек чужой в этом мире, да и не только человек, но его дом – Земля. Это песчинки во Вселенной. Человек перед природой бессилен. Это определяется на уровне таких изобразительных средств, как эпитеты и сравнения: «ночь хмурая», грустные места», «как зверь стоокий». Они не определяют предмет по существу, а передают впечатление от него в данное время. Стихия жизни в этой зарисовке не является разрушительной силой, так как человек держится норм разума и ищет разум и в стихии. Описание природы у Тютчева ориентировано на индивидуальное восприятие. Не случайно Н.А.Некрасов писал об умении поэта « уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Каждый дорисовывает по-своему. И в этом гениальность Тютчева. В данном стихотворении он наглядно пытается открыть тайну Вселенной и человеческой души. Здесь и ширь, и высота, и глубина, и протяжённость пространства и времени. Всего восемь строк, одна строфа. Близка по строению к октаве, но рифмовка в стихах немного отличается: здесь она полностью перекрёстная. На уровне рифмы передаются образы, которые постепенно усиливают драматизм внутренних переживаний: колени-тени, день-тень, глубокий-стоокий. По настроению стихотворения можно определить, что дорога была недостаточно приятной: лошади утопали по колени в песке, вязли, наверное, приходилось выходить в отдельных местах, чтобы легче было лошадям. Долгая, нудная, единообразная, на что указывают в первой строке многоточие, а во второй - глаголы настоящего времени и два тире: Мы едем – поздно – меркнет день… И неожиданная метафора «песок сыпучий» тоже подчёркивает длительность пути, а отсюда и грусть, потому что впереди неизвестность, неопределённость и трудности. И грусть не исчезает, а усиливается: вот уже и тени сливаются в единую тень, надвигается ночь, и человек этому не может противостоять. Четырёхстопный ямб и рифмовка стихотворения - чередование мужской и женской - подчёркивают тональность и динамику происходящих событий. Но не самой дороги, а быстро наступающей ночи. Ночь у Тютчева – воплощение дисгармонического начала, дисбаланса вселенских сил. Она неразделима с хаосом - прародителем всего сущего. Отождествление хаоса с ночью Тютчев взял в Греческой мифологии. Греки понимали хаос как бездну, в которой обитает ночь. Ночь возвращает человека к бездне прошлого, изначального, к родовому наследию. Поэтому, как и в большинстве стихотворений, ночь здесь является одним их главных образов. О её наступлении идёт речь со второй строки. А в конце стихотворения - она живая, как и любое другое явление природы: она глядит. Не просто глядит, она сверхактивна, даже агрессивна: «глядит из каждого куста», как затаившийся зверь. Ночь оказывается гораздо более активной и действенной силой по сравнению с «днём», легко подавляет созидательную его работу: «меркнет день». Природа для Тютчева всегда была тайной. Каждым своим стихотворением, каждой строкой, каждым словом он постигал её, несмотря на то, что её могущество не подвластно человеческому разуму. С глубоким чувством любви он рассказывает в своих миниатюрах о тех местах, которые ему близки и дороги. Если учесть, что Брянщина - это лесная сторона, то стихотворение «Песок сыпучий по колени…» о родных местах поэта. Здесь он выступает настоящим патриотом и учит этому нас. Не назидательно, без подсказок. Поэтому мы с наслаждением читали сегодня его стихи. IV. После выступления групп учащиеся выполняют индивидуальные задания:Группа, анализировавшая стихотворение «Песок сыпучий по колени…», решает тесты, учащиеся других групп пишут сочинение – миниатюру на тему: «Какова роль эпитетов, сравнения и художественной детали в стихотворении «Песок сыпучий по колени…»»? V. Пока учащиеся работают самостоятельно,учитель на доске записывает домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть, прочитать стихи А.А.Фета о природе, подумать над вопросом, что объединяет их со стихотворениями Тютчева. По желанию, подготовить сообщение о жизни и деятельности А.А.Фета, можно с презентацией, к программным стихотворениям можно добавить другие. VI. Рефлексия.Учащиеся сдают работы и, выходя из класса, на доске мелом ставят палочку под надписями. На доске написано: Какой этап урока тебе больше всего понравился:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |