Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 9-м классе "Я не хочу печалить вас ничем…" (Любовная лирика А.С. Пушкина)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 9-м классе "Я не хочу печалить вас ничем…" (Любовная лирика А.С. Пушкина)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.03.19
Просмотров: 2

Сорвачева Мария Александровна, учитель русского языка и литературы

Эпиграфы.

Любить – значит жить жизнью того, кого любишь. Л.Н.Толстой.

От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле. М.Горький.

Оформление:

Портреты А.С.Пушкина Рис. 1, Н.Н.Гончаровой Рис. 3, А.Олениной, Выставка портретов женщин разных художников. Рис. 6, Рис. 7, Рис. 8, Рис. 9, Рис. 10, Рис. 11, Рис. 12, Рис. 13.

Рис. 1

Рис. 3

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рисунки, выполненные учащимися:

А.П.Керн Рис. 2, М.Волконской Рис. 4, Е.Бакуниной Рис. 5.

Рис. 2

Рис. 4

Рис. 5

Звучит романс “Любовь - волшебная страна”. (муз. А.Петрова, сл. Э.Рязанова.) <Приложение1>.

Вступительное слово.

- Неисчислимое количество строк, портреты, музыкальные произведения – всё это о ней, о женщине, великой и простой, сильной и слабой, умной и простодушной.

Цель нашего урока: поэзия Пушкина – “песнь торжествующей любви”, показать благородство, искренность, неистребимость, вечность пушкинских строк (какими чувствами проникнуты стихотворения о любви).

После Михайловского заточения – Петербург.

Пушкину нет 30, но он был далеко не юноша. Нет, кажется, будущего, нет дома, нет семьи. На портретах он спокоен и величав, так что давайте доверимся описаниям современника.

“Ожидаемый нами величаемый жрец высокого искусства - это был среднего роста, почти низенький человечек, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, вертлявый, с порывистыми ужимками, с приятным голосом, в чёрном сюртуке, в тёмном жилете, застёгнутом наглухо, в небрежно завязанном галстуке…Мы услышали простую, ясную, внятную и вместе с этим поэтическую, увлекательную речь…

Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слёзы, у кого улыбка на губах. То молчание, то взрыв восклицаний…”

“Некрасивый. Фантастически обаятельный. Невезучий. Творящий историю. Горячо любимый. Ненавидимый. Великий. Неприкаянный.

В столице не был 7 лет, и, конечно, по приезде навещает дом Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств, сановника, вельможу, но милого, доброго человека и радушного хозяина.

В этом же доме в незабываемом 1819 г. он встретил 19-летнюю красавицу, поразившую его.” [1]

Анна Петровна Керн. Она приезжала в Тригорское.

Внезапно вспыхнувшая страсть, несколько вечеров, прогулок – и снова расставание, снова одиночество. “Проклятый приезд, проклятый отъезд”.

Встрече с Керн мы обязаны одним из совершеннейших созданий поэта “Я помню чудное мгновенье…”

Выразительное чтение наизусть стихотворения “Я помню чудное мгновенье…”

Вопросы:

а) – Как вы считаете, можно ли пересказать “сюжет” этого стихотворения?

б) – Почему для Пушкина любовь - “чудное мгновенье”?

5. Много лет спустя другой русский гений – композитор М.И.Глинка – переложит это стихотворение на музыку. Свой романс он посвятит уже своей возлюбленной, которая окажется дочерью А.П.Керн.

Звучит романс “Я помню чудное мгновенье…” в исполнении С.Лемешева. <Приложение2>.

Понятно желание увидеть портрет той женщины, которой поэт посвятил свой бессмертный шедевр. Портрет написан в 1840г. и ныне хранится в музее имени А.С.Пушкина. Написан портрет крепостным художником Багоевым.

Миловидное лицо, открытый взгляд, чистые линии высокого лба. На А.П.Керн - тёмно-коричневое платье и такого же цвета чепец. Единственное украшение-цепочка на груди. Современники утверждали: “Это была женщина удивительной красоты”.

“В доме Олениных Пушкин увидел 20-летнюю красавицу, умную, блестящую. Лучшие русские поэты спешили записать свои восторги в её альбом. Это была Анечка, Анет Оленина. Пушкин увидел, вспыхнул, загорелся – влюбился. Он влюблён, ей только льстит, что гений припал к её ногам. Хотя, впрочем, его буйная страсть отчасти передавалась ей: ещё не любила, но уже не была равнодушна. Он сделал предложение. И получил отказ матери Анет, Елизаветы Марковны.

А он переживал, страдал. С его-то темпераментом, гордостью – получить отказ! Он понимал, в чём дело. Разбирали дело о “Гаврилиаде”. А.Н.Оленин был в комиссии. Но это родители, они обязаны быть осторожными. А она. Она устранилась. Затихла. Спряталась за мамину спину.

Он не бывает у Олениных, замкнулся, молчит. Нет не совсем молчит. Душа работает. Появляются выстраданные строки: “Я вас любил…” [1]

9. Выразительное чтение наизусть стихотворения “Я вас любил…”

- Что вас поразило в этом стихотворении?

- Неважно, кому посвящены эти строки. “Душа, сжавшаяся от удара, выпрямилась, вгляделась в себя и не месть нашла в неразделённости, а пожелание счастья. Любовь бывает неразделённой, но не бывает несчастной”. [1]

Звучит романс “Я вас любил…” в исполнении Р.Погудина (композитор Шереметьев). <Приложение3>.

Всё в том же в 1828г. на балу танцмейстера Иогеля Александр Сергеевич увидел юную девушку.

“Ей минуло 16 лет, когда они впервые встретились на балу в Москве. В белом воздушном платье с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой.

Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врождённая скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила её в глазах влюблённого поэта”. [1]

Девушку звали Таша, Наташа, Натали, Наталья Николаевна.

И впервые в жизни, по его признанию, Александр Сергеевич был робок. “Пушкин сделал предложение, в ответ-полуотказ, полусогласие. Но Пушкин не отступил. Около двух лет тянулась история сватовства”. [3]. И рождались новые стихи.

Выразительное чтение стихотворения “На холмах Грузии…”

- Какие строки, на ваш взгляд, ёмки и значительны?

“Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую любил я целые два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - боже мой-она…почти моя” (А.С.Пушкин).

Интерес к жене Пушкина не ослабевает. Её обвиняют - и оправдывают, упрекают - и защищают, ищут в ней то погубительницу, то ангела-хранителя. Где же найти истину? В письмах Пушкина.

“С твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я ещё более твоего лица”. (Из письма А.С.Пушкина к Н.Н. Пушкиной от 21 авг. 1833 г.)

“Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет – и жить с тобой в разлуке так же глупо, как и тяжело”. (30 июня 1834 г.)

За 6 лет, которые они прожили вместе, четверо детей, семья, дом.

Перед смертью он скажет: “Жена моя – ангел”.

Выразительное чтение наизусть стихотворения “Мадонна”.

Пушкин, прощаясь с женой (со слов В.Ф.Вяземской): “Отправляйся в деревню, носи по мне траур два года и потом выходи замуж за порядочного человека”.

П.П.Ланской помог Гончаровой поднять на ноги и воспитать четверых детей, которые остались после смерти поэта на руках ещё совсем молодой вдовы, почти не имевшей средств к существованию. Дети Пушкина стали для Ланского родными, он не делал различия между ними и своими детьми, родившимися позднее у Натальи Николаевны. И дети Ланских всегда чтили память о Пушкине.

“И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может”. Великий поэт – великая любовь. Неважно, кому адресованы строки любви Пушкина Е.Бакуниной, М.Волконской, Е.Ушаковой, Е.Воронцовой, А.Олениной, А.Керн. Важно, какие чувства выражены в стихотворениях о любви.

Учащиеся читают стихотворения Пушкина о любви, написанные в разные периоды жизни.

“Красавица перед зеркалом”.
“Зачем безвременную муку…”
Редеет облаков летучая гряда”.
Когда бывало в старину…”
“В отдалении от вас”.
“Ответ”.
“Сожжённое письмо”.
“Признание”.
“Ты и вы”.
“Её глаза”.

- Какими чувствами проникнуты стихотворения Пушкина о любви?

(грусть, печаль, возвышенность чувств, искренность, благородство, пожелание счастья тому, кого любишь)

Тема любви продолжена поэтами, композиторами, писателями, художниками наших дней. Послушайте “Балладу о любви” В.Высоцкого в исполнении …(читает учащийся).

Заключительное слово учителя. Чтение стихотворения Б.Заходера “Не бывает любви - несчастной…”

Не бывает любви –
Несчастной.
Может быть она
Горькой,
Трудной,
Безответной и безрассудной,
Может – быть смертельно опасной –
Но несчастной
Любовь
Не бывает.
Даже если она убивает.
Тот,
Кто это не усвоит
И несчастной любви
Не стоит!
(1964 г.)

- Желаю вам любить и быть любимыми.

Звучит песня на стихи Р.Рождественского “Старые слова”. <Приложение4>.

Литература.

  1. Э.Маркин. “Я не хочу печалить вас ничем…” Ж.”Крестьянка”. №1, 1989 г.
  2. В.Г. Маранцман. Пособие для учителя. М., “Просвещение”, 1987 г.
  3. С.Овчинникова. “Чистейшей прелести чистейший образец”.
  4. А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том 1. М., “Художественная литература”. 1985 г.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21