Преподавание литературы Литературная композиция по творчеству кузбасского поэта В.Баянова на тему "Сторона любимая, приметная…"Добавлено: 2022.02.13 Просмотров: 42 Кошелева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: Познакомить учащихся с личностью, творчеством В. Баянова. Задачи:
Эпиграф:
В композиции, рекомендованной для учащихся 7-8 классов, участвуют Биограф, 2 Литературоведа, Искусствовед, 4-5 Чтецов. Чтец:
Биограф: Виктор Михайлович Баянов родился 10 июля 1934 года в деревне Дедюево Топкинского района Кемеровской области. Литературовед: из воспоминаний о детстве В.Баянова: «Домик наш стоял возле сельской лавки, в самом центре деревни. Под самыми окнами шумела могучая сосна и 7 белоствольных берёз. Как ни туго приходилось с топливом, за всю войну мать не тронула ни одной берёзы и только весной разрешала нам бережно прилаживать лоточки для берёзового сока. «Пусть шумят, а то отец с войны придёт, и дома своего не узнает» - говорила она. Наверное, тогда и зародилась во мне большая любовь к родной природе». Чтец:
Биограф: Судьба поэта во многом характерна для его поколения. Деревенское детство, пришедшееся на предвоенные годы, отрочество, опалённоё Великой Отечественной, железнодорожное училище в Топках, служба в армии, работа машинистом. За отличный труд отмечен орденами «Знак Почёта» и Дружбы народов, был неоднократно избран депутатом районного и городского Советов. Литературовед 2: Ещё в школьные годы В.Баянов пробует перо. Впервые опубликован в армейской газете; в 29 лет в Кемеровском книжном издательстве выходит первый поэтический сборник «Росы». В 31 год он член Союза писателей СССР. В 42 – автор девяти книг. Биограф: В.М.Баянов – поэт сугубо «местный» в лучшем смысле этого слова. Читатель воочию представляет себе и цыганское болото, которое было и не болото вовсе, а так, небольшая согорка на виду всей деревни, где любили останавливаться цыгане, и реку Камышанку, из которой когда-то пили воду, и омут, глубокий и чистый. А прямо за омутом – лесистый яр. Когда-то он казался поэту дремучей тайгой, через него он всю войну бегал с дружком к мамке на свиноферму. Отец же его, Михаил Давыдович, был ветеринаром. Литературовед 1: Сыновья любовь поэта к своему краю – источник его вдохновения, задушевности в изображении героев, точности и в то же время красочности живописания природы. Чтец:
Чтец:
Искусствовед: В его пейзажных зарисовках мы всегда находим «очень близкое что-то», «очень местное». В только что прозвучавших стихотворениях «Гора ветров» и «Томь-река» автор любуется красотой реки, и читатель не может остаться безучастным к созерцанию этого творения природы. Каждый из нас, выросших на берегу Томи, словно по-новому видит её. Красавица Томь, как и другие пейзажи В.Баянова прямо просятся на полотно художника-живописца. Литературовед 2: Говоря о творчестве В.Баянова, нельзя не сказать о динамике его творчества. Если в самых ранних стихах природа предстаёт часто лишь как экспозиция к последующему действию, мало связанная с ним, как фон для авторской декларации, то в последующем творчестве читатель видит стремление выявить неразъединимость человека и природы в более сложных связях. Прослушайте два стихотворения и попытайтесь увидеть это отличие. Чтец:
Чтец:
Искусствовед: Нельзя не увидеть, что в стихотворении «Весеннее» Томь и её шальные ветерки для героя лишь фон для мечтаний и порывов юности. В стихотворении «За пределами российскими» человек не мыслит себя без природы; и идут российские женщины за красотой и молодостью в поле, вверяя себя росам, травам, утренней свежести и вечерней прохладе. Литературовед 1: В последующих стихах ещё пристальнее поэтический взгляд в природу и сложнее сопоставление с человеком. Всё чаще появляется в его поэзии так называемый приём параллелизма, характерный для русского фольклора: две последние строчки сопоставляют развёрнутую выше картину природы с жизнью человека. Показательно в этом плане стихотворение «Водопад»
Искусствовед: В дальнейшем, когда взаимопроникновение, взаимосвязь человека и природы в стихах В. Баянова становятся естественными и гармоничными, ощущение параллелизма как приёма исчезает. Жизненный вывод для себя читатель может сделать из одного лишь пейзажа. Чтец:
Литературовед 2: Заметно присутствие в поэзии В. Баянова элемента сказочности, что идёт, безусловно, от умения удивляться миру. Одновременно происходит одушевление и даже олицетворение природы. И в прямом обращении, например, к реке:
И в уже прозвучавшем рассказе о водопаде, учившем людей правильным социальным отношениям. А весну поэт видит в облике женщины, которая шла рядом, отстала и смотрит из-под руки. Литературовед 1: В зрелом творчестве пейзаж является активной составной частью сюжета, влияющей на основное действие, как в стихотворении «Мы шли таёжною тропой…» Всё глубже и разностороннее становится поэтическое сравнение природного и человеческого
Искусствовед: Говоря о поэзии В. Баянова, нельзя не сказать о цветовой палитре его стихов. Очень много синего: и синий воздух, и синий омут, синие глаза, ветер, озеро, голубеющие излуки. И даже «Я под пройденным и пережитым подведу голубую черту». Случайно ли это? Вряд ли, если учесть, что синева озёр, глаз, неба для русского человека – это своего рода триединство мира: человеческое (глаза) фокусирует на себе природное: материальное (озеро) и духовное (небо). Не обошёл поэт вниманием и другие: рябиновый, багряный, зелёный цвета. А иногда акварель оттеняется чеканной графикой вечернего пейзажа.
Литературовед 2: Природа родины…основа жизни…Всё сильное, всё светлое, всё чистое – от неё. Для В. Баянова она – постоянный исток вдохновения. Отношение человека к природе определяет чуткость или глухоту его к добру и злу, альтруизм или эгоизм его личности, а в конечном свете – гармонию или дисгармонию его с миром. Искусствовед: Поэт одной темы, но тема эта необъятная – земля родная, природа и душевная красота человека, ещё не отделившегося от земли. И пусть кто-то скажет, что честь, совесть, доброта будто бы не в моде, а бескорыстие назовёт чудачеством, если не глупостью, лучшие стихи В. Баянова утверждают обратное: честь, доброта, справедливость не стареют. Чтец:
|