ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Мультимедийное слайд-шоу на уроке внеклассного чтения в 5-м классе по книгам Успенского Э.Н. "Командировка в Простоквашино"

Добавлено: 2019.09.18
Просмотров: 4

Качелина Мария Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • познакомить учащихся с биографией деского писателя Э.Успенского;
  • заинтересовать книгами Э.Успенского;
  • выявить основные черты героев, обучить учащихся характеристике героев;
  • активизировать внимание, память, мышление и речь учащихся;
  • продолжить формирование навыков, умений по литературе: работа с книгой, сбора и систематизации материала для выступления, выразительного чтения;
  • использовать воспитательные возможности материала урока для повышения интереса к учебному предмету, демонстрации богатства и красоты детской литературы;
  • проконтролировать ЗУН учащихся.

Методические приемы: анализ текстов; пересказ; рассказ по рисунку; беседа.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг, рисунков учащихся; компьютер и презентация “Э.Н. Успенский”; “Толковый словарь”, “Этимологический словарь”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

К сегодняшнему уроку у вас было задание – прочитать книги о Простоквашино Э. Успенского.

II. Рассказ о писателе с использованием мультимедийного слайд-шоу (Приложение)

III. Работа с кроссвордом

Вопросы:

  1. В каком звании находилась тетя Тамара?
  2. Чем были оклеены стены в доме Печкина?
  3. Какую фамилия носил профессор, дядя Кати?
  4. Первая часть фамилии тети Тамары.
  5. Какие дни больше всего любил Матроскин?
  6. Кем был Иванов-оглы-Писемский?
  7. Что украли в Палеонтологическом музее?
  8. Что подарил Нэнси дядя Федор?
  9. Какую фамилию носил отец мамы Риммы?
  10. Что украл дед Кадушкин у героев?
  11. О каком кусте поется в любимой песня папы Димы?
  12. Кем работала мама Римма?

IV. Беседа

– Ребята, назовите, пожалуйста, ключевое слово кроссворда. Что оно означает?

(Командировка – и, ж.

1. См. командировать – отправить(влять) куда-нибудь со служебным поручением. Командировка на конференцию.
2. Служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь. Получить командировку.
3. Поездка для выполнения такого поручения. Уехать в командировку.
4. Удостоверение о таком поручении (разг.). Предъявить свою командировку.)

– Сегодня нам предстоит съездить в командировку в деревню Простоквашино. Знаете ли вы, где она находится? Почему она так называется? На что указывает название? От какого слова оно образовано? Что такое простокваша?

(Простокваша – и, ж. густое прокисшее молоко. // прил. простоквашный, -ая, -ое;
простокваша (искон.) – сложение на базе сочетания простая кваша, где кваша (a kvasja – суф.) производное от той же основы, что и квас, киснуть, кислый (см. простокваша) названа так потому, что получалась естественным способом.)

– Ребята, вы догадались теперь, почему же деревня носит такое название? Какой она была до приезда дяди Федора и Матроскина?

V. Работа с текстом

– Остается узнать, к кому мы едем. У каждой группы свой обънкт исследования:

  • 1 группа – дядя Федор;
  • 2 группа – Шарик и Матроскин;
  • 3 группа – Печкин

и свое служебное поручение.

– Сейчас проверим, как вы справились с работой. Ответ вы должны построить по плану:

  1. Портрет героя. (Какой он? Его внешний вид, характер, речь, увлечения, работа.)
  2. Отношения героя с окружающими. (Круг общения, его отношение к окружающим, восприятие героя окружающими.)
  3. Отношение автора к герою.
  4. Ваше представление о герое. (Изобразить героя.)

– Вы прекрасно нарисовали словесно героев, теперь посмотрим, как вы их представили в своих рисунках. Перескажите эпизод, который изображен на рисунке.

VI. Каверзные вопросы

– По возвращении из командировки необходимо отчитаться перед руководством. Давайте проверим, насколько результативной была ваша командировка. Каждой группе задается вопрос, на который она должна быстро ответить. Если ответа нет, то слово другой группе.

  • Как звали родителей дяди Федора? (Римма и Дима)
  • Крупа, из которой варил узбекский плов папа. (Ггречка)
  • Как звали гармониста из Простоквашино? (Шуряйка)
  • Национальная обувь простоквашинцев. (Валенки)
  • Первый хозяин кота и Шарика. (Профессор Семин)
  • Сколько писем в деревни Простоквашино написали родители дяди Федора? (22)
  • Что привезли Печкину в подарок в книге “Зима в Простоквашино”? (Собачку Шицу)
  • Кто решил сделать из дяди Фёдора “лауреата международного конкурса”? (Тетя Тамара)
  • Имя профессора Семина. (Эрик)
  • Где работал папа? (В гараже)
  • Где работала бабушка Печкина? (В сельсовете)
  • 5 велосипедов “Ха-кив” стоили столько, сколько стоил билет до ... (Австралии)
  • Сколько молочных заводов мечтал иметь Матроскин? (Три)
  • День рождения Печкина? (1 сентября)
  • День рождения Шарика? (30 сентября)
  • Сколько лет тете Тамаре? (60)
  • Как зовут жену Хватайки? (Тащилка)
  • Какой совет дала тетя Тамара дяде Федору в письме из Америки? (Надо больше читать. Никакой телевизор не заменит тебе чтение художественной литературы.)

VII. Итог урока

– Я считаю, что наша командировка была результативной. Вы прекрасно справились с задачей.

Э.Успенский обращается к вам со словами: “Дорогие ребята! Пришла пора становиться интеллегентными людьми. Пора порадовать родителей своей токовостью и образованностью. А как можно порадовать образованностью? Очень просто: надо больше читать. А что читать? Книги. А какие книги? Вот в этом вся проблема. Некоторые книги читать бесполезно. Они скучные и длинные. Некоторые веселые, например, сборники анкдотов, но бесполезные все равно. Так что же – опустим руки? Да нет, ничего подобного, наоборот, гордо поднимем головы и пойдем по книжным магазинам и ларькам скупать книги под грифом “Библиотека дяди Федора”.

– Я думаю, что мы должны последовать призыву Успенского.

Обоснованное выставление оценок.

VIII. Домашнее задание