Преподавание литературы Фольклор – детство нашей культурыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.04.21 Просмотров: 3 Виноградова Клавдия Валерьевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: урок обобщения изученного по теме «Фольклор». Технологии: интегративная, игровая; методы: погружения, проектов. Элементы содержания: Неисчерпаемая народная мудрость и эстетическое богатство русского фольклора. Художественные особенности сказок и загадок. Занимательность и юмор детского фольклора. Афористичность малых фольклорных жанров; вариативность фольклора. Связь авторского искусства с народным. Виды учебной деятельности. Рецептивная: слушание аудиозаписи; репродуктивная: повторение, обобщение изученного, ответы на вопросы; исследовательская: сопоставление различных фольклорных жанров, анализ художественных средств; творческая: создание «сказки о сказочнике», описание картин. Межпредметные связи. Русский язык: лексическая и орфографическая работа. Музыка: исполнение хоровой песни. ИЗО: знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, русским костюмом, творчеством В.М. Васнецова. Оборудование. Русский костюм – для учителя, ширма, сшитые вместе с детьми печатные куклы Крошечка-Хаврошечка и кот Баюн; иллюстрации к русским народным сказкам, созданные пятиклассниками; аудиозаписи произведений детского фольклора; портрет В.М. Васнецова и репродукции его картин: «Несмеяна-царевна», «Три царевны подземного царства», «Сивка-Бурка», «Кощей Бессмертный». Кабинет украшен предметами крестьянского обихода, произведениями народных промыслов, выставкой ученических работ, сделанных в традициях народных мастеров. ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя – Все взрослые когда-то были детьми. И говорят об этом так: «Все мы родом из детства». А культура любого народа произрастает из его фольклора. Поэтому мы и назовем наш урок так: «Фольклор – детство нашей культуры». Сегодня мы погрузимся в мир русского народного творчества. В этом мире нас, как настоящих сказочных героев, ожидают испытания. Все их преодолеем, и узнаем тайну, что скрыта за этим тяжелым замком. II. На ширме появляются перчаточные куклы, управляемые и озвучиваемые cтаршеклассниками. Крошечка-Хаврошечка. Ой, сколько ребят! Кот Баюн. Да, столько читателей! Наверное, все сказки перечитали. Крошечка-Хаврошечка. А коли так, отгадайте, из какой я сказки. Видите, какая я маленькая? Зато удаленькая. Мне мачеха трудную работу задает, а я со всем справляюсь. Правда, помогает мне моя коровушка. Я в одно ушко влезу, из другого вылезу – работа сделана. Как меня зовут? (Крошечка-Хаврошечка) – Ах, ребята, как мне приятно, что я такая известная. Кот Баюн. А я – кот Баюн, говорящий, значит. В старину «баить» значило «говорить». Я и сказки сказываю, и байки сочиняю… Со мной не соскучитесь. Вот сейчас попытаю вас, сколь язык у вас гибок. Я вот своим даже умываюсь… III. Чтение скороговорок, записанных на доске
Кот Баюн. А следующее испытание гибкость ума проверит. Не робейте, вам оно понравится. Кто же не любит загадки! Крошечка-Хаврошечка. Я этот жанр очень люблю! IV. Загадки Все «отгадки» – предметы народного обихода – расставлены на учительском столе.
– На каком художественном приеме построены загадки? (На метафоре) V. Крошечка-Хаврошечка. А теперь послушаем запись, сделанную в нашей деревне фольклористами. Назовите, произведения каких жанров прозвучали. VI. – А теперь посмотрим, как вы грамотой владеете. Проведем конкурс «Грамотей». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в пословицы, записанные на доске.
– Какой темой объединены пословицы? (Они прославляют труд, порицают лень) Крошечка-Хаврошечка. Верно, ребята. Пора и мне потрудиться. Пойду мою коровушку доить. Кот Баюн. А мне молочка нальешь? Крошечка-Хаврошечка. Налью, налью. Кот Баюн. Тогда и я побежал. А вы не скучайте, «пятерки» получайте. Учитель. Куклы еще не раз придут в этом году к нам на урок литературы. А сейчас надо нам подняться да размяться. Физкультминутка – игровой хоровод «Змейка» между рядами парт. Учитель и ученики поют.
VIII. – Стоило нам отвлечься, стряслась в нашем сказочном царстве беда – потерялись иллюстрации. Кто их правильно назовет и к месту определит? (Ученики называют, к каким сказкам относятся рисунки, и распределяют сказки по 3-м группам: IX. – На урок к нам пришел настоящий сказитель, как в старину говорили, бахарь. Послушаем его. Заранее подготовленный пятиклассник рассказывает «Сказку о сказочнике». – В нашем царстве, в российском государстве полтора века назад жил-был художник Виктор Васнецов, сын Михайлов. X. Беседа по репродукциям картин В.М. Васнецова – Как зовут сказочную героиню, изображенную художником? XI. Выводы, обобщения, подведение итогов урока – Со всеми заданиями ребята справились. Распахнитесь, волшебные двери! (Учитель раскрывает створки доски. На ее центральной части нарисовано символическое Древо.) – Как называется этот народный орнамент? (Древо жизни) (Соответствующие слова написаны на «листочках» «древа»). И произросли на этом древе плоды – все плоды искусства:
(Эти слова написаны на «яблочках») Пусть вечно живет это древо, хоть ему много-много веков! Пусть процветает неувядающая народная культура! Домашнее задание. Сочинение-миниатюра, началом которого является фраза: «Мы любим и ценим фольклор, потому что…» – Тут уроку конец, кто работал молодец. Библиография
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |