ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Обучение грамоте по теме: "Закрепление буквы "Х"

Добавлено: 2019.08.03
Просмотров: 4

Ступенко Ольга Павловна, зам. директора по ЭП

Цели:

  • повторить изученные буквы;
  • закрепить знания о букве "Х";
  • развивать связную речь учащихся и навыки плавного слогового чтения (используя произведение “Хлеб” с.166 “Русской азбуки”);
  • печатные буквы по теме;
  • воспитывать чувство уважения к хлебу.

Материал к уроку:

  • выставка книг к уроку о хлебе,
  • хлебные изделия, колоски для каждого ученика,
  • букет из колосьев,
  • колобки из папье-маше,
  • иллюстрации,
  • набор печатных слов для словарной работы: золотые реки, золотые колоски, золотая корочка, золотые мастера.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Актуализация опорных знаний, умений, навыков:

а) разминка для детей

ставьте ушки на макушке,
поиграем в поскладушки
(подбор слов в рифму).

Колосочки – цветочки, лепесточки
Гроза – краса
Солнце – оконце
Березки – слезки
Зерно – окно, светло, тепло, оно
Ручеек – потек, огонек, цветок
Улыбка – ошибка, рыбка
Пошел – нашел, подошел...
Хороший – пригожий.

б) повторение изученных букв

Посмотрим, ребята, как буквы гуляли.
Ведь мы все шалили, а буквы устали.
Сидят ли на месте в своем теремке?
Готовы к уроку, иль дверь на замке?

Работа по таблице

(дети стучатся в каждый теремок; проверяют, все ли буквы пришли на урок; называют их, объединяют по признакам).

Гласные

Согласные

!

!

те, что делают согласные мягкими (твердыми)

  • звонкие непарные,
  • звонкие парные,
  • глухие непарные,
  • глухие парные,
  • знаки, не обозначающие звуков

Буквы делают зарядку
И по лестнице бегут,
Песенку для нас поют.

(Распевка: “С песенкой по лесенке” – чтение слогов под музыку хором, рядами, парами, девочки, мальчики).

Итог этой части урока:

Наши буквы проснулись,
Нам всем мило улыбнулись.
Можно начинать урок,
К нам пришел в класс Ветерок.
Невидимка-ветерок
Посидит у нас урок.
Незаметный он на вид.
Но на нас всегда глядит.
Хоть и очень он устал,
Телеграммы нам прислал.

Дети читают телеграмму.

(Текст написан печатными буквами на листе ватмана) “Хочу слышать от вас красивую речь и хорошее чтение. Покажите свое умение”.

Что же хочет слышать от нас Ветерок на уроке?

(Ответы ребят)

II. Закрепление знаний о букве “Х”

Работа по азбуке над произведением “Хлеб”.

Подготовительная работа к восприятию произведения (над развитием речи учащихся)

Добрый, нежный ветерочек
Подарил нам колосочек.
Он тихонько шелестит,
Нам на ушко говорит…

(Ученик прикладывает колосок к ушку, затем рассказывает, о чем же повещал колосок.)

А теперь постучимся к буковкам в шестой теремок (примечание: там живут непарные глухие согласные) и покажем им наши колосочки. Какие они?

(Дети отвечают: – нежные и добрые, как мама; – налитые и золотистые, как солнышко; – щедрые, как матушка-земля; – как пушинка; – усатые, как жуки…)

Посеем слова "зерно", "колосок". Пусть они взойдут добрыми и прочными знаниями.

(Дети делают эвуко-буквенный анализ этих слов, сеют звуки и показывает всходы: твердый или мягкий согласный, гласный).

Учитель: Вы, ребята, очень красиво описали колоски. А теперь прочитаем, какие предложения составили о них наши буквы.

(Дети читают предложения, записанные на индивидуальных досках печатными буквами.)

  • Колоски налитые, спелые и золотые.
  • Зернышко пшеничное, вкусное, отличное, очень желанное, золотое, долгожданное.
  • Стебелек не простой: длинный-длинный, золотой,
  • Слава туче, что вспоила росток!
    Слава солнцу, что спасло стебелек!
    Слава полю, где созрел колосок!

Учитель: Подумайте, а какая буква больше всего полюбила колоски и почему? Что мы знаем о ней?
( “Х” – потому что с нее начинается дорогое для всех слово “хлеб”. Это согласная буква, глухая, непарная.)

Учитель берет на полотенце большой каравай, низко кланяется и выразительно читает.

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он – хлебушко душистый,
Вот он теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Говорить о хлебе надо с уваженьем,
И читать красиво будем мы о нем.
Азбуки откроем наши очень тихо
И картинку с хлебом бережно найдем.

(Дети рассматривает картинку на стр. 162, описывают хлеб, делают звуко-буквенный анализ слов: хлеб, каравай.)

Физкультминутка. Танец "Зернышки".

О чем мечтают зерна
Пшеничные в земле?
О дождиках проворных,
О солнце и тепле.
Дождик, дождик льет.
Все вокруг растет.
Солнышко светлее,
Зернышкам теплее.
О чем мечтают зерна
Пшеничные в земле?
Стать колоском отборным
И хлебом на столе.

Работа над произведением "Хлеб" (Азбука, стр. 166).

1. Чтение на доске опорных слов: душистый, румяный, теплый, вкусный.

Учитель: о чем мы так говорим?

Класс: о хлебе!

2. Словарная работа.

3. Подготовительная работа: чтение опорных слов текста (хоровое).

Учитель: Наши колоски тоже учатся в школе, класс у них – широкое необъятное поле. Книга – “Травушка-муравушка”. А учитель – добрая Матушка-Земля. Но читать колоски еще не научились. Каждый раз, волнуясь, начинают они чтение произведения с конца. И получаются просто слова. Давайте хором почитаем так, как колосочки (дети читают). А теперь каждый попробует прочитать правильно, чтобы потом стать учителем и научить колосочки.

4. Самостоятельное чтение шепотом (индивидуальная работа с детьми).

5. Выразительное чтение учителя.

Я прочитаю красиво и только одно слово назову неправильно. Следите внимательно. (Вместо “Хорошо того учить”, читаю: “Хорошо того мучить”). (Дети находят ошибку.)

6. Чтение ребят.

– А теперь вы покажите колоскам, как надо красиво читать. (Ребята читают сначала понравившиеся предложение, а затем – всё произведение; идет работа над выразительным чтением).

7. Работа над пословицами и поговорками.

Хлеб народ наш уважает,
Его очень почитает.
И пословицы о хлебе
Очень часто он слагает.

Учитель: на доске разбросаны слова из знакомых вам пословиц, соберите их.

ЗА ОБЕДОМ ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

БЕЗ ТРУДА ХЛЕБ НЕ РОДИТСЯ НИКОГДА

НЕ ВЕЛИК КУСОК ПИРОГА, А СТОИТ МНОГО ТРУДА

(Толкование пословиц)

Учитель:

Колосочки улыбнулись
И спасибо вам сказали.
Очень много нам пословиц
Вы сегодня все собрали.

III. Итог урока

Учитель показывает на румяные и веселые колобки, которые лежат у детей на столе.

Нам умелые ребята
Испекли всем колобки.
Они хлебушку родному
Очень добрые сыночки.
Колобок скорей откроем,
В нем послание лежит:
Хлеб нам мудрость говорит.

Дети читают послание, которое они достают из колобков.

Берегите, дети, хлеб:
Крошечки все собирайте,
Никогда их не топчите,
Птичкам лучше отдавайте.

Что же мы ответим Колобку и Хлебушку? (Ответы ребят)

(В это время раздается легкий шорох.)

Ветерок прошелестел
И с урока улетел.
У него ведь очень много
Неотложных, важных дел.
Но понравился ль сегодня
Ему чтения урок?
Полюбил ли вас, ребята,
Ласковый наш Ветерок?

Подводится итог работы на уроке.