ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс"

Добавлено: 2019.04.21
Просмотров: 28

Калиман Надежда Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Цель: подвести учащихся к пониманию нравственного смысла, проблематики и художественного своеобразия очерка; совершенствовать навыки анализа художественного текста.

На доске запись:

Человек создан для счастья, как птица для полета.
В. Г. Короленко

Оборудование: портрет В. Г. Короленко; выставка книг писателя.

Работа по теории литературы:

  • Очерк – эпический жанр, в котором художественный мир, содержащий элемент вымысла и субъективную авторскую оценку, как правило опирается на реальные факты, описывает реальные события и реально существовавших людей.
  • Рассказ – произведение малой эпической формы, в котором повествуется обычно об одном событии, составляющем отдельный эпизод в жизни человека.

Словарная работа:

С. И. Ожегов

  • Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщенное умозаключение.
  • Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
  • Оптимист – человек оптимистического склада.
  • Парадокс – странное, расходящееся с общепринятым мнение, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
  • Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее, во всем склонен видеть унылое, плохое.
  • Пессимист – человек пессимистического склада.
  • Тональность – основная эмоциональная настроенность в художественном произведении.
  • Феномен – о человеке или явлении выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении.

Ход урока

1. Беседа с учащимися. Реализация домашнего задания.

Учитель. Что вам показалось самым достойным в личности и жизни  В. Г. Короленко?

Ученики высказывают свои мнения.

Учитель. Какое главное личностное качество сумел сохранить писатель, несмотря на долгие годы лишений, ссылок, гонений?

Оптимизм, веру в человека, в лучшее будущее, жизнерадостность.

Учитель. Давайте посмотрим, как отразились идейные убеждения писателя, его личностные качества в очерке «Парадокс». Запишите в тетрадях тему урока.

Как вы думаете, почему «Парадокс» по жанру не рассказ, а очерк.

Короленко тяготеет к жанру очерка. В своих произведениях он всегда исходил из реального наблюдения над жизнью, его основной метод – письмо «с натуры». Его сюжеты часто восходят к подлинным фактам, его образы – к реальным людям. «Создается особый метод максимального приближения к художественной «правдоподобности» к жизненной правде» (Г.А. Бялый). В отличие от документального художественный очерк Короленко – в том числе и «Парадокс» - приближается к рассказу: писателя интересует психология описываемых им событий, психология человеческой души.

2. Первоначальное восприятие произведения.

Беседа

  • Понравился ли вам очерк?
  • Каково ваше впечатление от прочитанного?
  • Какие мысли и чувства вызвал у вас очерк Короленко?

3. Беседа по содержанию.

  • Попробуйте основное содержание очерка выразить в одной фразе? Например: Этот очерк о том, что(как)… Запишите в тетрадь.

Беззаботные, обеспеченные мальчики дворянского происхождения впервые столкнулись с жестокой действительностью.

Либо:

Калека-шляхтич демонстрирует удивительную силу воли.

  • Какой вариант наиболее точно передает смысл произведения?

Ученики высказывают свои суждения.

4. Устное словесное рисование.

Учитель Давайте обратимся к первой части очерка.

Учащийся выступает в роли рассказчика – автора устной работы «Чудеснейший полет фантазии». Описание фантастического мира мальчиков, в который они погружены и который прочной стеной отделяет их от реальной жизни..

5. Пересказ с изменением лица.

Учитель. А теперь на эту же картину посмотрим глазами лакея Павла.

Ученик выступает в роли Павла, описывая, чем занимались дети.

Учитель. Какие изменения в тональности в этой части?

Писатель намекает, что реальная жизнь не так красивы и безмятежна, как мир детской фантазии. С приближением лакея мир рушится, разбивается вдребезги. При виде Павла детям становится «совестно», они чувствуют себя «совершенными дураками».

Учитель. Перечитайте первое предложение очерка и последний абзац второй части. К чему приводит писатель своих героев?

А что это такое жизнь и какое место в ней занимает человек.

Учитель Конец второй части нас, читателей, заставляет задуматься о том, что жизнь и реальная действительность непохожа на игры детства. У каждого из нас мир детства неповторим, но неминуемо наступает момент, когда в него входит эта действительность, и это вторжение человек может запомнить на всю жизнь, как это случилось с мальчиками.

6. Работа по группам. Работа с текстом.

Ребятам предлагается, разделившись на четверки (повернувшись друг к другу) ответить на вопросы. Вопросы раздаются на карточках.

  • Что увидели мальчики с крыльца? Что почувствовали они при виде толпы народа? Что их повергло в ужас?

Много раз говоря о Яне Залуском, писатель употребляет слово «феномен». Дайте определение этому слову. Что «феноменального» в этом калеке?

Они увидели странный «феномен» (портрет его дан глазами героев): «…резко и болезненно ударило меня в глаза обнаженное уродство этих узких плеч, совершенно лишенных даже признаков рук», «ноги странного существа длинные и тонкие… стояли на земле точно длинные лапки паука», «…странное существо, перебирал по земле ногами и еще более походя на паука, сделало большой круг…».

Портрет – со слов «Голова его была большая» до слов: «готовое внезапно кинуться на окружившую его толпу». Речь калеки, лексически и синтаксически правильная и выразительная, свидетельствует о его ясном уме, образованности. Толпу зрителей поразило то, что безрукий калека-карлик может делать почти невозможное: без помощи рук снимает сапоги, ногой снимает картуз и приподнимает над головой, пересчитывает заработанные монеты, ногами расчесывает бороду, крестится и т.д. и, наконец, ногами подписывает свое имя и фамилию, выводит поучительные афоризмы.

  • Легко ли «феномену» показывать все, на что он способен? Зачем несчастному калеке надо было становиться клоуном, не лучше ли было жить тихо, спокойно, не мозоля глаза людям?

Очень нелегко, это представление приносит ему мучительное страдание: «Калека стоял с трудом; на лице виднелось страдание; тонкие ноги дрожали; побледнел от усилия; с видимым трудом поднимал ногу ко лбу, потом к плечам и груди».

На вторую часть вопроса отвечает сам «феномен»: «Человек кормится как может. Только в сказке возможно сытое, безмятежное существование, а в реальной жизни «…человеку надо кормиться не тем, как другим, а это трудно, когда природа забыла приклеить руки к плечам».

  • В чем парадокс изречения Яна Залуского? Дайте определение словам «парадокс» и «афоризм»? Как вы думаете, Ян Залуский – оптимист или пессимист?

Это и афоризм, и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах «феномена». «Феномен» тоже человек, и он менее всего создан для полета…и для счастья тоже. Очевидно, ему хочется быть похожим на обыкновенных людей, жить так же как и многие другие, потому что жизнь, несмотря ни на что, удивительна и прекрасна. Об этом говорит и афоризм, написанный мальчикам: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Это понимает безрукий «феномен», он живет достойно.

  • Что поняли мальчики после встречи с Яном Залуским? Изменилось ли что-нибудь в жизни детей после встречи с «феноменом» ? Обратите внимание на описание двора. Как вы думаете, что для писателя является главным: описание внешних поступков мальчиков или раскрытие их душевного состояния?

Мальчики жизнь, окружающую действительность увидели другими глазами. Игра потеряла свое волшебство. «Но теперь это почему-то не доставляло нам прежнего удовольствия. От бадьи несло вонью, ее глубина потеряла свою заманчивую таинственность, куча мусора, как-то скучно освещенная солнцем, как бы распалась на свои составные части, а кузов оказался дрянной старой рухлядью».

Главное для Короленко – показать внутренний мир своих героев, их нравственное возмужание, понимание, что за пределами их выдуманного мира есть реальный мир, в котором существуют несчастье и жестокость.

После небольшой 5-минутной самостоятельной работы представители групп выступают с кратким содержательным рассказом (4 мин.).

7. Заключение.

Учитель Давайте попробуем сформулировать основную мысль очерка, определить его нравственный смысл. Почему очерк называется «Парадокс»? С какой целью писатель вкладывает жизнеутверждающие слова в уста калеки?

Основная мысль очерка: «Человек создан для счастья, как птица для полета» - звучит из уст человека, обиженного судьбой. Тем самым утверждается законность естественного стремления каждого человека к счастью.

Можно зачитать слова самого Короленко, приведенные в учебнике: «Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего – есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».

Каждый ли человек в подобном положении смог бы так жить?

Ученики спорят: кто говорит, что такой сломался бы и примеров из жизни приводят много, а другие утверждают, что человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. Так и в очерке Короленко показал, что человек, обиженный судьбой, природой, не ожесточился, а жил, делая людям добро.

Так какой же урок получили мальчики и мы читатели?

Любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда невозможно быть счастливым в полном смысле слова, «счастье не всегда создано для него».

Актуален ли очерк сегодня?

Слова «Человек создан для счастья, как птица для полета» автором вложены в уста человека, от рождения обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело.

Внимание ребят обращается на инвалидов в нашей современной жизни. Они занимаются альпинизмом, путешествуют вокруг света, участвуют в Олимпийских играх, изучают иностранные языки, получают по несколько высших образований, устраивают выставки своих картин, наконец, занимаются бизнесом и достигают больших успехов.

Изменилось ли ваше восприятие очерка?

8. Домашнее задание.

Прочитать миниатюру «Огоньки». Ответить на вопрос, что объединяет очерк «Парадокс» и миниатюру «Огоньки»?

Ученикам раздаются высказывания известных людей о счастье. Задание: напишите сочинение-размышление «Счастье. В чем оно?», опираясь на афоризм, который вам больше всего понравился.

Приложение «Афоризмы».