ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6-м классе по программе А. Кутузова

Добавлено: 2019.03.02
Просмотров: 30

Белова Татьяна Алексеевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе А.Г.Кутузова рассчитано на 105 часов (3 урока в неделю) и используется в классах с углубленным изучением русского языка.

Ведущая теоретико-литературная проблема (базовое понятие) 6-го класса по программе А.Г.Кутузова – “Роды и жанры”. Мне хотелось, чтобы и теория литературы, и сами произведения изучались не в механической последовательности, а через “смысловые узлы”, чтобы от темы к теме прокладывались “мостики”, создавая в сознании учащихся целостную картину мира. Примеры таких “мостиков” – в комментариях к темам уроков.

I четверть (28 уроков)

№п/п

Тема урока

Комментарий

1

Литературные знания как основа квалифицированного чтения

На первом уроке подводятся итоги социологического опроса, проведенного на последнем уроке в 5-м классе. Называем лучшие произведения года, авторов, знакомство с которыми стало открытием. Разминка на узнавание героев, произведений, писателей. Делимся впечатлениями от книг, прочитанных летом (работа с читательским дневником). Знакомство с учебником и его героями. Целеполагание: читаем стр. 3-6, формулируем цели и задачи уроков литературы в 6-м классе.

2

Понятие о мифе. Мифы о сотворении мира

Вспоминаем героев учебника, размышляем, для чего и как авторы выдумали Машу и Сережу. Начинаем творить свой мир, заселять его героями по аналогии с мифами.

3-

4

Мифы народов мира

Цикл мифов о Геракле

5

Мифы североамериканских индейцев. Г. Лонгфелло “Пост Гайаваты”

Прорабатываем лексическое значение слова “пост”, слушаем вступление к поэме в музыкальном исполнении, составляем словарик индейских слов и выражений.

6

Жизнь мифа в литературе нового времени

От мифа – к фольклору и литературе. Смотрим фрагмента мультфильма “Легенда о Гайавате” (режиссер У.Гилберт), сравниваем с “Песней”, говорим о режиссерском и авторском видении.

7

Тайна художественного перевода

В учебнике литературы за 6-й класс масса переводных произведений, поэтому разговор об особенностях художественного перевода считаю целесообразным начать по ходу изучения поэмы Г.Лонгфелло, не дожидаясь темы “Баллада”. Познакомившись с Буниным – переводчиком, переходим к у изучению темы “Поэтический мир И.А.Бунина”.

8

Урок– микромонография.

Поэтический мир И.Бунина

Читаем отрывки из “Жизни Арсеньева”, слушаем стихотворение “Одиночество” в авторском исполнении, составляем кластер. Проводим мини – лабораторную работу: из любого стихотворения Бунина выписываем лексику по определениям “цвет”-“запах”-“осязание”, делаем вывод.

9

Пейзажная лирика поэтов XIX века (Тютчев, Фет) Отработка понятий “стихотворный ритм”, “рифма”, “прямой порядок слов”, “инверсия”, “стихотворный размер”, “ямб”, “хорей”, “лирика”, “поэзия”, “лирическое стихотворение”.

10

11

Тема Родины в творчестве И.Никитина и А.Толстого

12

Урок-микромонография.

Поэтический мир Н.Заболоцкого

Работаем с тетрадью “Времена года” (серия “Шаг за шагом”), подбираем иллюстрации к автобиографии Заболоцкого. Читаю стихотворения “Лицо коня”, “Можжевеловый куст”, “Некрасивая девочка”, дети пытаются угадать, в мире каких “очаровательных тайн” живёт поэт.

13

Урок – обучение выразительному чтению стихотворения Составляем памятку “Как подготовить выразительно чтение стихотворения”, работаем с ней.

14

Франсуа Рабле – гуманист эпохи Возрождения Имя Н. Заболоцкого мы встретим в учебнике еще один раз – именно в его пересказе дан роман Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Так перекидываю мостик к жанру романа.

15

Чему и как надо учить (по роману Рабле)

Пародия на феодальные войны в романе Рабле

Мудрый правитель. Какой он?

Телемское аббатство – утопия Ф.Рабле

16

17

18

19

Как создаётся мир сказочных великанов в романе Рабле Работаем со статьёй учебника: ключевые слова, тезисы. Домашнее задание – составить 6 вопросов по роману, используя “Ромашку Блума”.

20

Урок развития речи. Письменный ответ на вопрос В ходе проверки домашнего задания (до 10 минут) лучшие вопросы записываю на доске, затем дети выбирают любой один для письменной работы.

21

Слово о Пушкине От романа эпохи Возрождения идём к роману XIX века: в учебнике это “Дубровский” А.С.Пушкина. Создадим интригу – познакомим учеников с детскими портретами А.С.Пушкина, “поиграем” с именем (“Весёлое имя”!), проведём мини-викторину “Сказки Пушкина”, расскажем о детстве и Лицее.

22

Поэтическое переложение молитвы “Отче наш” Посмотрим оглавление учебника. Сколько произведений Пушкина представлено в учебнике? Ученики назовут 1 роман, 3 стихотворения, 1 переводную балладу, 1 молитву и простонародную сказку “Утопленник”. Значит, нам предстоит разговор о Пушкине-поэте и Пушкине-прозаике. Изучая все произведения поэта последовательно, покажем, каким разным он был.

23-25

Пейзаж в лирике А.С.Пушкина. “Зимний вечер” и “Зимнее утро”

Выразительное чтение стихотворений А.Пушкина. Партитура выразительного чтения

26

А.С.Пушкин “Песни о Стеньке Разине” Остановимся на слове “песни” в названии произведения, послушаем “Из-за острова на стрежень…” – это мостик к разговору об авторской и народной лирической песне.

27

Народная лирическая песня, ее роль в жизни человека. Слушаем народные песни в исполнении школьного детского фольклорного ансамбля “Печки-лавочки”, в котором занимается треть класса, прорабатываем понятие “параллелизм”.

28

Резерв

II четверть (22 урока)

№п/п

Тема урока

Комментарий

1

А.С.Пушкин “Дубровский”. Заочная экскурсия в русскую усадьбу 19 века Продолжаем разговор о творчестве А.С.Пушкина. Обращаемся к его прозе.

2-10

Завязка романа. Ссора Троекурова и Дубровского

Почему Дубровский стал разбойником? Характеристика молодого Дубровского

Дубровский – “благородный” разбойник
Любовная интрига и её значение в романе
Обобщение представлений о жанре романа
Особенности сюжета и композиции романа “Дубровский”
РР. Сочинение-миниатюра по роману А.С.Пушкина “Дубровский”
Литературная игра по роману А.С.Пушкина “Дубровский”
Творческая мастерская. Создание сюжета для романа

11

Народная баллада: “Ворон к ворону летит”. Понятие о балладе Проверка домашнего задания (5 минут): дети рассказывают сюжеты придуманных романов. Выбираю самый таинственный из предложенных сюжетов и спрашиваю: а можно ли этот же сюжет изложить в стихах? “Мостик” к балладе проложен.

12

А.С.Пушкин “Утопленник”: иронический подтекст баллады Баллада народная и авторская

13

Урок внеклассного чтения. Л.Кассиль “Великое противостояние”

14-21

“Лорд Рэндэл”. Особенности народной баллады
“Робин Гуд и золотая стрела”. Баллады о благородном разбойнике
Любовная баллада (“Прекрасная Маргарет и милый Вильям”, “Василий и Софья”). Понятие о “бродячем сюжете”.
Историческая баллада: “Королева Элинор”. Прием повтора с нарастанием
Сатирическая баллада: “А ну, закрой-ка дверь!” (“Старуха, дверь закрой”), сопоставление эпизодов
Рыцарская и волшебная баллада
Литературная баллада. Р.Бернс “Джон Ячменное Зерно”. Аллегорический план баллады
Р.Л.Стивенсон “Вересковый мед”. Тайна предков в балладе

22

Резерв

III четверть (31 урок)

№п/п

Тема урока

Комментарий

1-2

Тайны баллады И.Гете “Лесной царь”

Продолжаем разговор о литературной балладе

3

Р.Саути “Суд божий над епископом”: нравственная и эпическая проблематика баллады

Обращаем внимание на то, что баллады Гете и Саути переводил В.А.Жуковский. Настало время поговорить сначала о Жуковском-переводчике, а затем – о Жуковском – авторе первой русской баллады.

4

Урок внеклассного чтения.

Образ мыши в мировой литературе

В 5-м классе мы говорили об образе кота и кошки в мировой литературе, настало время поговорить об образе мыши. Для чтения и обсуждения выбираю “Историю про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь” Л. Улицкой. Возвратимся к теме при изучении басен, предложив детям сочинить басню о котах и мышах или составить центон из басен Крылова.

5-6

В.А.Жуковский “Светлана”: тема верности и ее осмысление в русской балладе

В.А.Жуковский “Светлана”: обучение выразительному чтению баллады

7-8

Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова

Расскажем о “Людмиле” Жуковского, почитаем фрагменты. “Светлана” и “Людмила” – что больше по душе и почему? Еще раз делаем акцент на том, что “Людмила” – переводная баллада. Скажем еще несколько слов об особенностях художественного перевода. Для работы возьмем перевод стихотворения Арно “La feuille” В.А.Жуковским и М.Ю.Лермонтовым. Так перекидываем мостик к творчеству М.Ю.Лермонтова.

9-12

М.Ю.Лермонтов “Три пальмы”: проблема пользы и красоты в балладе
М.Ю.Лермонтов “Три пальмы”: иносказание в поэтическом повествовании
М.Ю.Лермонтов “Бородино” как национально-патриотическая баллада
М.Ю.Лермонтов “Бородино”. Обучение выразительному чтению

13

М.Ю.Лермонтов “Бородино”. Образы защитников земли русской Параллельно читаем “Курган” А.Толстого

14-16

М.Ю.Лермонтов “Беглец”: чтение поэмы. Нравственный смысл произведения
Первоначальное понятие о жанре поэмы
Особенности композиции поэмы Лермонтова “Беглец”

17

Киевская Русь и её герои

Мостиком от поэмы “Беглец” к русским былинам может послужить разговор о понятии “герой” (кстати, это еще и мостик в 7-й класс, где ключевыми словами курса станут “образ”-“герой”-“характер”). Можно ли Гаруна назвать героем? Где эталон, с кем сравнивать? Отвечая на эти вопросы, возвращаемся к мифам Древней Греции, а потом и к героям русского эпоса.

18-24

Русский героический эпос. Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
Обучение выразительному чтению былины
Художественные особенности былины как жанра
Эпические мотивы русской поэзии. А.К.Толстой “Илья Муромец”
Эпические мотивы русской поэзии. И.А.Бунин “Святогор и Илья”
Эпические мотивы русской поэзии. Н.Гумилёв “Змей”
Cinema-урок. Эпические мотивы в современной мультипликации

25

Урок внеклассного чтения. В.Железников “Чучело”

26

Басня как эпический жанр

Урок начнем с разминки. Прочтем фрагменты произведений разных авторов о героях войны 1812 года. Задания: определить тип речи, стиль речи, узнать изобразительно-выразительное средство, стихотворный размер и т.п. Какой темой объединены все фрагменты? А вот еще одно произведение – читаем “Волка на псарне”. Мостик к басне проложен.

27-30

Мир басен И.А.Крылова
Обучение выразительному чтению басни
Урок – игра по басням И.А.Крылова
Творческий практикум. Инсценирование басен И.А.Крылова

31

Резерв

IV четверть (24 урока)

№п/п

Тема урока

Комментарий

1-2

Понятие о литературных родах и видах Прочитав произведения разных жанров, накопив материалы для наблюдения, можем начинать разговор о литературных родах и жанрах. Выстраиваем иерархию:

литературный род–признаки литературного рода

жанр – признаки жанра

Выясняем, что в этом учебном году говорили обо всех литературных родах, кроме драмы. О ней разговор впереди.

3

Художественное своеобразие драмы

Составляем мини-сценарий и разыгрываем его.

4

Мастерская творческого письма.

“Синяя птица счастья”

Пьеса М. Метерлинка дает богатейший материал для нравственного воспитания учащихся, позволяет укрупнить проблему, рассмотреть её во всех нюансах, поэтому читаем пьесу не торопясь.

5-12

Завязка пьесы М.Метерлинка “Синяя птица”
Вслед за Синей птицей
В стране Воспоминаний
Истинные Блаженства и Великие Радости
В Царстве будущего
Счастлив тот, кто у себя дома
Cinema-урок. Художественное и композиционное своеобразие пьесы М. Метерлинка “Синяя птица”
Мастерская творческого письма “Дом”

13-14

Учимся писать сценарий

В качестве справочного пособия можно взять книгу А.Пронина “Как написать хороший сценарий” (Спб.: Издательский Дом “Азбука-классика”, 2009).

15-17

Внеклассное чтение (по выбору учащихся)

В начале учебного года ученики получают список литературы на год (10 книг для внеклассного чтения), 3 урока в конце года говорим об одной или двух из них (о каких –ребята выбирают сами). На этот раз речь шла об “Алых парусах” А.Грина.

18-19

Итоговая читательская конференция

Уже в 6-м классе пробуем провести урок-семинар.

20

Урок – социологический опрос

Такой урок провожу в конце каждого учебного года, чтобы выяснить, какие произведения запомнились, какие открытия свершились. Ученики имеют возможность выставить оценку за год не только себе, но и учителю, вспомнить понравившиеся уроки. Обязательно анализируем то, какие из поставленных на год задач выполнены (и почему), а какие – нет (и почему).

21

Урок-рекомендация. Что читать летом?

Список литературы составлен так, чтобы дети имели возможность выбора. Всего из 10 предложенных книг надо прочитать три и выполнить разного рода задания в читательском дневнике.

22-24

Резервные уроки Как правило, 1 из резервных уроков уходит на “Синюю птицу”, 1 – на сценарий, если ребята захотят не только написать, но и разыграть его,1 – на внеклассное чтение.