ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"И с каждой осенью я расцветаю вновь…" Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Интерпретация стихотворения. (Восприятие, истолкование, оценка.)

Добавлено: 2019.02.28
Просмотров: 35

Олюнина Валентина Саввична, учитель литературы

Тема урока: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»

Эпиграф: «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.» И.-В.Гёте

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • Обучающие:
    • закрепить навыки анализа-интерпретации стихотворного текста;
    • познакомить с особенностями некоторых жанров сочинений в форме письма.
  • Развивающая:
    • развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
  • Воспитывающие:
    • Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения «Осень»);
    • Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент.
2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление (через слайдовую презентацию).
5. Этап информации домашнего задания.

Методы: словесный, наглядный, продуктивный.

Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся.

Основная форма работы на уроке: парная.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – прочитать стихотворения А.С.Пушкина «Осень», Г.Р.Державина «Евгению. Жизнь Званская», индивидуальные сообщения, повторить литературоведческий материал по анализу стихотворного текста ( из индивидуальных папок, имеющихся у каждого ученика).

ХОД УРОКА

1 слайд.

Учитель: Начинается урок с презентации слайда, на котором представлена тема урока, высказывание В.А.Нащокиной о Пушкине (звучит музыкальный фрагмент из «Осенней песни» П.И.Чайковского). Мы вместе с учениками должны разобраться «в думах и ощущениях», переживаемых А.С.Пушкиным осенью 1833 года. Но прежде чем говорить о второй Болдинской осени, стоит вспомнить и первую.

2 – 3 слайды: Две болдинских осени Пушкинской жизни.

Сообщение ученика. (Приложение 1.) Просмотр фотографий из фотоальбома музея и видеофрагмента музея А.С.Пушкина в Болдине.

Слайд 4.

Слово учителя.

Поэт любил безумно осень,
И лес осенний он любил.
Он часто меж берёз и сосен
По стёжке узенькой ходил.
Ходил и лесом любовался,
И свежим воздухом дышал.
И с музою не расставался,
И на ходу стихи писал.

* * *

Я с Пушкиным не разлучаюсь,
Жить без него я не могу.
Его читаю – наслаждаюсь,
Смакую каждую строку.
И мне становится милее
Родной любимый уголок.
Душе становится теплее
От пушкинских волшебных строк.

– Ребята, эти строчки принадлежат сибирскому поэту Александру Грицунову. И пусть вам сегодня тоже станет теплее от удивительного стихотворения А.С.Пушкина «Осень».

Работа с текстом стихотворения.

5 слайд. Звучит отрывок из «Осени» в исполнении артиста М.Козакова. Анализ стихотворения.

6 слайд. О планах, схемах, алгоритмах разбора стихотворения.(Приложение 2).

Система вопросов – своеобразный помощник (Приложение 3). Выдаются опорные вопросы каждому ученику в индивидуальную папку.

7 слайд. Восприятие.

– Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.

Учащимся предлагаются высказывания Н.В.Гоголя и Н.Л.Степанова о Пушкине.(Приложение 4).

8 слайд.Истолкование

– Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение необходимо с учетом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения.

9 слайд. Оценка.

– Оценка – это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка - это и точки зрения (оценки) других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.

10 слайд. Задание классу.

Работа в парах или малых группах (Задание каждой группе).

Темы заданий (узкие):

1. Выявить роль эпиграфа.
2. Почему осень – любимое время года Пушкина?
3. Каким вы увидели лирического героя?
4. Какие средства языка использует поэт?

Темы заданий (широкие):

5. Восприятие стихотворения.
6. Истолкование текста.
7. Оценка произведения.

Заключение по теме урока

– К какой лирике вы отнесете стихотворение «Осень»?

Дополнительный вопрос группе: «В стихотворении «Осень» Пушкин устраивает прощальный парад своих идеалов. Смена времен года здесь – знак того, ниспосланного свыше ритма, которому – единственно – подчиняется поэт. Таинство размеренной жизни, восхищение перед разумностью ее устройства, наслаждение мудрой последовательностью вещей – вот та гармония, которая объединила и заменила все прежние свободы Пушкина…
Плыть некуда, потому что путь завершен. Поэт вернулся к источнику вдохновения. И оказалось, что источник этот равен вселенной…» (П.Вайль, А.Генис).

– Согласны ли вы с такой интерпретацией стихотворения?

– Почему в конце «пейзажного» стихотворения появляется тема творчества и образ корабля?

– Почему стихотворение оборвано в начале двенадцатой строфы? Первоначально оно выглядело так:

Ура!..куда ж нам плыть?..какие берега
Теперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный,
Иль опаленные Молдавией луга,
Иль скалы дикие Шотландии печальной,
Или Нормандии блестящие снега,
Или Швейцарии ландшафт пирамидальный?

Каждая пара получает карточки с вопросом, на который должны дать развернутый ответ. После обсуждения в классе, работа завершена была дома. Учащиеся могли пользоваться критическими статьями, работами из Internet.

11 слайд. Знакомство с эпистолярным жанром (Приложение 5).

Чтение сочинения, написанного в форме письма («Письмо поэту» по стихотворению А.С.Пушкина «Осень» . (Приложение 6). Краткое обсуждение прочитанного сочинения.

Примерная памятка для пишущего сочинение в эпистолярном жанре:

  1. формулируется тема;
  2. определяются «герои», авторы переписки (возможно, это будет письмо или письма одного вымышленного или реального лица);
  3. ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражающего его мысли, взгляды, впечатления; выбирается стиль изложения (в зависимости от содержания сочинения и образа автора письма).

(Ученики получают карточки с примерными памятками в свои индивидуальные папки).

Рефлексия.

– О чём заставляет задуматься данный урок?

– Стал ли вам ближе А.С. Пушкин и как лирик, и как человек?

– Что вам было интересно?

– О чём заставляет задуматься данный урок?

Урок заканчивается строками из стихотворений сибирского поэта Ю.Авдюкова.

Над нами снова
пушкинская осень.
Сияют золотые купола.
И в небеса лазурные
возносит
клин журавлей
звенящая строка.
Опавший лист
ударил паутинку –
мелодией леса
отозвались.
И увели весёлую
тропинку
Туда, где звуки птиц
переплелись.
Душа поёт –
«Очей очарованье…»
Она стремится
насладиться всласть.
Над нами снова
пушкинская осень
звенящею строкой
отозвалась.

12 слайд.

Домашнее задание (носит выборочный характер):

  • Написать сочинение по стихотворению А.С.Пушкина «Осень».
  • Написать фрагменты сочинения:
    • восприятие стихотворения А.С.Пушкина «Осень»;
    • истолкование стихотворения;
    • оценка стихотворения.

Презентация