ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка с применением аудиовизуальных средств в 5 (гимназическом) классе

Добавлено: 2019.01.21
Просмотров: 24

Савинова Диана Борисовна, учитель русского языка

Цели:

  • углубить знания учащихся о категории “одушевлённое – неодушевлённое”;
  • научить применять полученные знания на практике;
  • учить рассуждать на грамматические темы;
  • расширять кругозор, словарный запас учащихся;
  • продолжать уверять их в том, что знать – это не просто необходимо, это интересно.

Оборудование:

  • словарные слова для стенда масленица, фейерверк, восхищение;
  • видеофрагменты:
    1) “Масленица” из к/ф. “Сибирский цирюльник” (режиссёр Н. Михалков)
    2) Кадр из м/ф. “Почему у одуванчика щёки толстые?”
    Цели использования видеофрагментов: создать ситуацию активного мыслительного процесса, когда задействованы несколько видов мышления; помочь зрительно представить весенний праздник; подготовить к восприятию новых словарных слов, понятия “олицетворение”.

Ход урока

1. Вступление. Объявление темы.

Учитель. Несмотря на то, что тема вам знакома, я уверяю вас, что вы сделаете сегодня удивительное открытие.

2. Объяснение нового материала

Учитель. – Что вам известно об одушевлённых – неодушевлённых существительных? (Ответы учеников). - Но, основываясь только на вопросе, вы рискуете ошибиться в некоторых случаях.

Включается видеофрагмент 1.

Задание: записать существительные, обозначающие предметы, увиденные на экране.

После просмотра проводится словарная работа: ученикам даётся время для того, чтобы проверить слова, в написании которых они сомневаются, пользуясь любыми видами словарей (причём с такими словами ребята проводят следующую работу: производят морфемный разбор, подбирают однокоренные слова).

Учитель. – Выписали ли вы слово, обозначающее праздник, который вы увидели?

м а с л е н и ц а

(далее следует небольшое сообщение о масленице, подготовленное учеником).

– Какое существительное из эпизода обозначает “цветные огни, получаемые в воздухе при сжигании различных пороховых составов во время торжеств, праздников” (толковый словарь С.И. Ожегова)?

ф е й е р в е р к

Решите лингвистическую задачу – и вы узнаете третье словарное слово сегодняшнего урока:

польза – вред

здоровье – болезнь

? – отвращение (неприязнь)

в о с х и щ е н и е

– Подберите синонимы, передающие чувства людей на празднике. (Радость, восторг, блаженство, удовольствие.)

– Какие слова записали вы? (Ученики называют существительные, учитель просит некоторых учеников записать на доске 4-5 слов, среди которых обязательно должны быть “кукла”, “люди”, “толпа”).

Далее учитель просит определить одушевлённость – неодушевленность записанных существительных и сообщает, что кукла, люди – одушевлённые существительные, толпа – неодушевлённое. (Даю детям возможность удивиться. Добавляю, что жареный цыплёнок – одушевлённое существительное, а молодёжь – неодушевлённое. Они спрашивают: “Почему?” Таким образом, я заставила их почувствовать необходимость дальнейшей работы.)

– Поставьте каждое существительное в форму множественного числа винительного и родительного падежей, сравните и сделайте выводы. (Ученики видят, что у одушевлённых существительных формы сходятся, у неодушевлённых – нет.)

Учитель. – Одушевлённость – неодушевлённость – это не понятие “живое – неживое”, это грамматическая категория. А для грамматики совсем не важно, дышит кукла или нет. Правда, удивительно? Русский язык хранит ещё много тайн, нужно только не лениться открывать их.

3. Закрепление.

1. Определить одушевлённость – неодушевлённость записанных существительных:

микроблеший
одуванчик
молодёжь
трава
жареный цыплёнок
бактерия
мертвец

2. Видеофрагмент 2.

– Объясните, чего не может быть в жизни? (Одуванчик не может разговаривать, смеяться, огорчаться.)

– Зачем автор наделяет его такими способностями? (Чтобы через другой предмет рассказать о человеческих качествах; чтобы убедить малышей, что растения тоже чувствуют.)

– Как называется этот художественный приём? (Олицетворение)

3. Работа с поэтическими текстами.

– Найдите олицетворения. (Используются стихотворения С. Есенина, А. Фета, Ф. Тютчева.)

4. Итог урока

– Какие же открытия вы сделали сегодня?

5. Домашнее задание.

На выбор:

1. Подобрать примеры олицетворений в поэтических текстах.

2. Сочинить сказку, в которой неодушевлённые существительные выступали бы в роли живых существ.