Преподавание русского языка Учебное занятие по развитию речи в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.01 Просмотров: 7 Кащеева Ольга Валерьевна, учитель русского языка Подготовка к написанию сочинения – миниатюры о зиме. Приложение 2. (Слайд 1.) Приложение 1
Обучающая цель: создание условий для появления познавательной активности учащихся при подготовке к написанию сочинения – миниатюры о зиме. Развивающие цели: развитие речи учащихся, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Воспитывающая цель: мотивация интереса к изучению предмета, к созданию текстов собственного сочинения. Оборудование: рабочие листы у каждого учащегося. Ход урока1. Организационный момент. Объявление целей урока Слайд 2. – Зимушка-зима… Думаю, это самое волшебное время года. Природа превращается в серебристое царство. Земля окутана белым пушистым покрывалом, снежное кружево опоясывает лес, поля и лужайки. На деревьях, кустах и высоких травинках причудливый наряд. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этой замечательной поре и будем готовиться к созданию творческого журнала, в который включим ваши работы. 2. – Ребята, приготовьтесь и послушайте музыкальную зарисовку А.Вивальди “Зима”. Постарайтесь представить себе картину, созданную композитором при помощи музыкальных звуков. Звучит пьеса А.Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”. Обсуждение прослушанной музыки. – Поделитесь впечатлениями, определите настроение мелодии. (Зима идет хозяйкой по земле. Показана неистовая пляска снежинок, которые то замедлят свой танец, то опять начнут виться и кружить в воздухе. Ветер гонит, кружит снежинки.) – Посмотрите в предложенную вам таблицу и выберите те рабочие материалы, которые, на ваш взгляд, могут подойти к описанию образа зимы, созданного А.Вивальди. Работа с таблицей.
– Итак, впечатления от музыки, представленные вами картины – это музыкальные образы. Композитор создает свой образ зимы, этого замечательного времени года. 3. – А теперь давайте обратимся к образам живописи. Слайд 3. Посмотрите на картину Аркадия Александровича Пластова “Первый снег”. Беседа по картине. – Каково настроение картины? (Cветлое, радостное произведение художника.) – Какие цвета выбрал А.А.Пластов? (Неяркие, много белого цвета, снежинки сыплются с сероватого неба на фоне светло – коричневой стены.) – Подберите эпитеты, сравнения, метафоры к следующим существительным: снежинки, ветерок, береза. (Вспомним, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение). Слайд 4. Работа в рабочих листах. Обсуждение полученных рабочих материалов: Слайды 5, 6, 7. Снежинки: белые, мягкие, воздушные, легкие, пушистые, хрупкие белые звездочки, кружатся, летят, танцуют, радуют мальчика и девочку. Ветерок: нежный, легкий, отклонил снежинки в сторону, срывает последние листочки с березки. Береза: гибкая, с колышущимися на ветру ветками, теряющая последние листочки на ветру, в ожидании зимы. – Вы сейчас перечислили образы живописи. Художник А.А. Пластов с помощью красок создал прекрасный образ наступающей зимы. 4. – Мы рассмотрели музыкальные, живописные образы. Кроме этих образов на наших уроках мы встречаем “картины”, созданные поэтами и писателями. Это поэтические, художественные образы. Распознать, почувствовать их нам помогают художественно – изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения. – А теперь прослушайте стихотворение Сергея Есенина “Белая береза” (читает подготовленный ученик). Слайд 8. Приступаем к работе с текстом. – “Белая береза” – одно из известнейших произведений поэта. Почему запомнилось это стихотворение? Что очень важное несет оно читателю? (Оно передает удивительную красоту березы.) – Как вы считаете, какое слово является в стихотворении ключевым? (Определение “белая”, белый цвет в старину отождествлялся с божественным: белый ангел, белые одежды святых.) – Какие ощущения вызывает образ белой березы? (Можно обратиться к репродукции на слайде.) (Ощущение радости, света, чистоты.) – Как вы понимаете глагол “принакрылась”? (Береза похожа на женщину, которой хочется быть красивой, очаровательной. Это олицетворение.) – Несколько значений получает в первой строфе сравнение “точно серебром”. А как вы понимаете это сравнение? (Необычной красоты, в драгоценностях, тонкого рисунка…) – Прочитайте вторую строфу. Белого цвета здесь еще больше. Как вы думаете, в каких прилагательных – эпитетах он прослеживается? (Пушистые ветки, снежная кайма, белая бахрома.) – В третьей строфе появляются новые черты в облике березы. Какое определение к слову “береза” можем мы дать в строке “И стоит береза…”? (Гордая, светлая, царственная, единственная в мире.) – В последнем четверостишии главная роль отведена заре. Как представлена заря в этой строфе? (Заря похожа на мать (олицетворение), опекающую свою дочь, наряжающую ее, беспокоящуюся о ней.) 5. – Итак, чтобы целостно представить то, о чем мы с вами сейчас говорили, нарисуйте устно иллюстрацию к стихотворению. Рассказы учащихся. – Какова роль художественно – изобразительных средств в стихотворении? (Они нужны поэту для создания художественного образа и выражения своего отношения к тому, что он описывает.) Слайд 9. 6. – Обратимся теперь к прозе. Послушайте зарисовку “Деревья в снегу” хорошо известного вам М.И. Пришвина. (Читает подготовленный ученикю) Обсуждение прочитанного отрывка. – Как относится автор к тому, что описывает? (Восхищается увиденным, относится к деревьям как к живым, сравнивает их с людьми, подчеркивает выразительность снежных фигур.) – М.И. Пришвин всегда призывал читателя видеть “необыкновенное в обыкновенном”. Как вы думаете, что необыкновенное описывает автор в этом тексте? – Напоследок хотелось бы напомнить слова того же М.И. Пришвина: “ Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать”. Слайд 10. Ребята, я предлагаю вам подумать и написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем, постараться открыть и показать свои сокровища природы. 7. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем: “В зимнем лесу”, “Снег идет”, “В красивом заснеженном царстве”, “Первый снег”, используя различные художественно – изобразительные средств. Слайд 11. Примечание:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |