Преподавание литературы Система творческих работ на уроках литературы в 7-м классе (по учебнику-хрестоматии под редакцией проф. В.Г.Маранцмана)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.05.08 Просмотров: 2 Максимова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы “Сочинение сильнее, нежели отрывочные устные высказывания, раскрывают внутренний мир ученика – они, следовательно, служат для учащихся методом их самопознания, а для учителя – средством обнаружения этого мира, а через это раскрытие и методом воспитательного воздействия на учащихся”, - слова это принадлежат М. А. Рыбниковой. [1] Отметим, что считаем любое школьное сочинение, какую бы цель оно ни преследовало, творческой работой. Именно поэтому обзор системы творческих работ по литературе в 7 классе начинаем с собственно учебных сочинений, если их можно так назвать. Набор таких работ в 7 классе невелик:
Безусловно, это не те сочинения, которые пишут старшеклассники. К каждой работе готовится опросник. Ниже приведём пример такого опросника к анализу стихотворения “На холмах Грузии…” А. С. Пушкина.
Сюда же можно отнести несколько тем, предложенных авторами учебника, они, скорее, ориентированы не на анализ, а на размышление (н-р, “Маленький принц Экзюпери и мальчик Айтматова”). Большую часть письменных работ на уроках литературы составляют всё же собственно творческие работы. Их можно разделить на 3 группы:
Остановимся на каждом виде работ подробнее. Безусловный интерес для детей представляют работы “в жанре подражания” [2]. “Ученик осваивает эстетическую форму, вкладывая в неё своё содержание” [2]. В 7 классе ученики осваивают такие литературные формы, как поучение, хокку, сонет, стихотворение в прозе, исповедь, рассказ. Знакомство с жанром перетекает в знакомство с его тематикой и проблематикой, то есть “связь с литературным источником становится более глубокой” [7]. Об этом виде работ достаточно рассказано в периодике. Сочинения “о себе, о мире…”. О них очень подробно рассказывается в книге Бершадской Н. Р., Халимовой В.З. “Литературное творчество учащихся в школе”. Тема такого сочинения “должна увлечь ребят, быть одновременно и актуальной для данного коллектива, и общественно значимой, и, конечно, доступной возрасту; кроме того, тема должна побуждать каждого в известной степени к самоанализу, затрагивать его личное…” [3]. В учебнике под редакцией проф. Маранцмана предусмотрены и такие темы для творчества школьников, но их, к сожалению, немного. К счастью, исходя из материалов учебника, основываясь на ценностно-ориентационной составляющей учебно – тематического плана, учитель может выбрать темы для сочинений “о себе, о мире…”, привязав их к тому или иному литературоведческому блоку. Вот лишь некоторые варианты таких тем:
Время проведения таких работ вариативно. Они могут быть проведены перед изучением жизни и творчества писателя, и тогда, проанализировав их, учитель сможет вести более предметный разговор с ребятами о сложных морально-нравственных категориях. Если же сочинение проводится во время изучения произведения либо после него, работа превращается в “размышления по поводу” [3]. Эти работы не предполагают анализа произведения, но дают возможность прочувствовать, “выйти на какие-то личные размышления, найти и сформулировать те вопросы, которые возникли” [3] при чтении у каждого ученика. Не надо думать, что такие работы далеки от литературы, ведь “для дифференцированного подхода к обучению литературе важно выявлять и развивать разные грани читательского восприятия школьников и их читательские способности” [6]. Интересные темы, развивающие литературно-творческое воображение, поощряющие самонаблюдение и самовыражение школьников, требующие анализа философских и этических понятий, рассуждения о красоте и правде, предложены в четвёртой главе книги Збарского И.С. и Полухиной В.П. “Внеклассная работа по литературе (IV – VIII кл.)”. Третья группа работ предполагает творческое осмысление “обобщённых высказываний”. “Обобщёнными высказываниями мы называем фразы, отличающиеся максимальной смысловой свёрнутостью: пословицы, поговорки, афоризмы” [4]. Сюда же можно отнести и эпиграфы. “Высказывания такого типа содержат множество путей конкретизации заключённого в них обобщённого смысла, что проявляется в возможности различной его интерпретации” [4]. Статья, в которой рассказывается об обобщённых высказываниях, называется “Речь старшеклассников…”, но мы считаем, что умение делать выводы, принимать обдуманное решение надо формировать и в среднем звене, тем более, что материал учебника предполагает это. Возможно, рамки жанра “обобщённое высказывание” были нами несколько расширены, но те задания, которые перечисляются ниже, предполагают умение интерпретировать, “не только понять мысль…, но и вступить в дискуссию, аргументируя свою точку зрения” [4]:
Можно убедиться, прочитав предложенный список заданий учебника, что перед нами, действительно, “не изолированные, а извлечённые из контекста” [4] высказывания, и именно они выступают в качестве связи художественного произведения и собственного жизненного опыта ученика. Наконец, одна из важных форм работы на уроке литературы, также предполагающая творческое осмысление, - это изложение на литературоведческую тему с сочинительной частью. Это некое подобие выпускного сочинения, но, конечно, адаптированное для семиклассников. Такие изложения предполагают знакомство с материалом по литературоведению с целью повторения, углубления, закрепления ранее изученного материала. К такому тексту предлагается творческое задание. Один из вариантов такой работы предлагаем вашему вниманию ниже. Следует оговориться, что эта форма работы направлена именно на развитие навыков, умений, знаний по литературе, хотя, безусловно, “работает” и на русский язык как предмет. Сжатое изложение с творческим литературоведческим заданием (спаренный урок: желательно 2 урока литературы) Изложение проводится в 7-ом классе (класс обучался по занковской системе в начальной школе) после изучения в курсе “Литература” темы “Японская поэзия”. Изучение хокку как жанра сопровождается теоретическим материалом (“Художественная деталь как средство раскрытия мира поэта”), кроме того, сопоставлением японских образцов использования детали со стихотворениями русского поэта ХХ века Анны Андреевны Ахматовой. Именно в связи с этим и был выбран текст для изложения (взят из пособия А. Б. Есина “Принципы и приёмы анализа литературного произведения”, статья “Изображённый мир”), а также текст стихотворения А. Ахматовой для сочинительной части. Сразу оговоримся, что текст изложения был адаптирован для семиклассников с точки зрения знания художественных произведений (примеры использования художественных деталей были заменены на более известные, изученные ранее в курсе литературы). Стихотворение А. Ахматовой “Всю ночь не давали заснуть…” также выбрано неслучайно. Любовная лирика поэта всё же ещё сложна для сознания семиклассников. В данном же стихотворении достаточно ясный сюжетный ряд, и переживания лирической героини учащимся более понятны, есть, с чем работать. Цели: 1. Формирование более точного знания о художественной детали; 2. Развитие умения строить связное высказывание на литературоведческую тему; 3. Воспитание внимательного отношения к деталям художественного произведения, из которых складывается образ. Текст (адаптированный). Картина изображённого мира складывается из отдельных художественных деталей. Под художественной деталью мы будем понимать мельчайшую изобразительную или выразительную художественную подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельную вещь, поступок, психологическое движение и т. п. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа; его образуют детали, складываясь в “блоки”: так, звучный голос, могучие мышцы, чёрная курчавая борода, суровое и мужественное лицо лесника, воспитывающего без жены детей,- все эти микрообразы складываются в “блок” более крупного образа – портрета Бирюка [курсив автора статьи]. Выделяются детали внешние и психологические. Внешние детали, как легко догадаться из их названия, рисуют нам внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Внешние детали, в свою очередь, подразделяются на портретные, пейзажные и вещные. Психологические детали рисуют нам внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т. п. Внешняя деталь может стать психологической, если передаёт, выражает те или иные душевные движения или включается в ход размышлений и переживаний героя. Задание к тексту: написать сжатое изложение. Вопросы после первого чтения:
Здесь же возможно применение рисунков и схем, наглядно рисующих основной смысл текста.
Во время второго чтения и после него собирают опорные слова и словосочетания к каждой из частей. Третье чтение проводится через 15-20 минут самостоятельной работы учащихся с черновиком. Семиклассники уточняют свою работу, дополняют. Когда черновик готов, начинается работа с сочинительной частью. Творческое литературоведческое задание: ответ на вопрос “Какую роль играет в стихотворении А. Ахматовой художественная деталь?” Стихотворение учащиеся видят в первый раз. Текст его может быть написан на доске либо отксерокопирован на каждую парту.
(1909. Киев) Вот некоторые отрывки из сочинительной части ученических работ. Наблюдается, безусловно, разный уровень выражения мысли, но, тем не менее, явное понимание темы.
Как один из вариантов сочинительной части предлагаем следующий текст: Стихотворение А. А. Ахматовой “Всю ночь не давали заснуть…” даёт возможность наглядно увидеть, с какой целью автор использует художественные детали в лирическом произведении. Сюжетный ряд стихотворения состоит из определённого количества внешних деталей: бессонная ночь, болезнь ребёнка, “полутёмные сени”, “иссохшие пальцы”, “чистый чепчик и одеяльце”, долгие их поиски. Некоторые из них чисто внешние; это касается и сеней, и одежды для ребёнка. А вот к психологическим можно отнести деталь “ломала иссохшие пальцы” – это непроизвольный жест, обозначающий крайнюю степень растерянности, тревожности. Долгие поиски чистого белья также передают волнение, беспокойство. Так психологические детали создают образ взволнованной болезнью ребёнка матери, переживающей не только сам факт болезни, но и неизвестность, которая передаётся такими внешними деталями, как: “кто-то ехал”, использованием односоставных предложений. Таким образом, из отдельных деталей (внешних и психологических) создаётся картина частного драматического переживания. Подходя к завершению описания системы творческих работ по литературе, заметим, что данная система способна не только сформировать у учащихся определённый запас литературоведческих знаний и умений, но и раскрыть личностный и творческий потенциал ребёнка. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |