Преподавание литературы Интегрированный урок математики и литературы по теме "Арифметическая прогрессия и стихотворные размеры". 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.05.08 Просмотров: 2 Лякина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы; Титова Анна Юрьевна, учитель математики Цели урока. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тематическая литература (выставка). Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Ход урока 1. Организационный момент Сегодня нам предстоит необычный урок. На уроке алгебры мы встретимся с еще одним школьным предметом. А о чем пойдет речь сегодня на уроке вы узнаете, отгадав кроссворд. 2. Актуализация ранее изученного материала (устная работа) 1) Отгадайте кроссворд (слайд 1. Презентация). 1. Одно из основных понятий математики, может быть составлена из чисел, точек, функций, векторов. 2. Последовательность считается заданной, если указан … 3. Величайший физик современности. 4. Число, с помощью которого можно получить следующий член прогрессии, зная предыдущий. 5. Способ задания последовательности с помощью формулы. 6. Последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему члену, сложенному содним и тем же числом. 2) Итак, на уроке алгебры мы будем говорить не только об арифметической прогрессии, но и о поэзии. Запишите тему урока (слайд 2). Математика и поэзия… Разве может что-то их связывать? Они такие разные! Ученый древнего востока Омар Хайям писал сложные труды по математике, а на полях писал стихи. Его знаменитыми рубаями мы зачитываемся до сих пор. Великий русский геометр Н.И.Лобачевский писал стихи. В полной мере можно отнести к нему слова А.С.Пушкина: “Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии”. Писала стихи и женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская, а о математике она говорила так: “Нельзя быть математиком, не будучи в тоже время поэтом в душе”. Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов слыл хорошим математиком и шахматистом. Имя великого русского ученого М.В.Ломоносова знакомо всем. Кроме трудов по математике, физике, химии он тоже писал стихи. А автор известной сказки “Алиса в стране чудес” Льюис Кэрролл был профессором математики (слайд 3). 3) Учащиеся читают стихи С.В.Ковалевской, Омара Хайяма, М.В.Ломоносова, Н.И.Лобачевского, Л.Кэрролла. 1 ученик: Отрывок из стихотворения С.В. Ковалевской:
2 ученик: Рубаи Омара Хайяма:
3 ученик: Отрывок из оды М.В. Ломоносова. Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества
4 ученик: Отрывок из стихотворения Н.И. Лобачевского: Разлив Волги при Казани
5 ученик. Стихотворение Льюиса Кэрролла. Лук, седло и удила.
3) Сегодня на уроке мы не только обобщим знания по теме “Арифметическая прогрессия”, но и найдем им практическое применение в искусстве стихосложения. Обратимся к литературе и вспомним два стихотворных размера “ямб” и “хорей”. С этими словами мы встречались в одном известном романе (слайды 4, 5). 3. Повторение Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха. Ямб – стихотворный метр с ударениями на четных слогах стиха. Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил.(А.С.Пушкин). Ударными являются 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и так далее слоги. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и сразностью, равной двум: 2,4,6,8,… Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Ломоносов самым подходящим размером считал ЯМБ, полагая, сто стихи, составленные из ямбических стоп “матери благородство, великолепие, высоту умножают”. Известное преувеличение, конечно, в таком утверждении имеется. Однако настойчивая пропаганда Ломоносовым преимущества ямбического стиха пошла на пользу русской поэзии. В ямбической организации она обретала и лёгкость, и “скорость”, и способность передавать достаточно разнообразные состояния. 80% стихов А.С.Пушкина написаны ямбом. Хорей – стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха. Я пропАл , как звЕрь в загОне.(Б.Л.Пастернак) Номера ударных слогов также образуют арифметическую прогрессию, но ее первый член равен единице, а разность по-прежнему равна двум: 4. Закрепление 1) Задание 1 (Слайд 8). Определите каким стихотворным метром написано каждое из стихотворений. Назовите первый член и разность, получившейся арифметической прогрессии. А.
Б.
2) Задание 2 (Слайд 9). Определите каким стихотворным метром написано каждое из стихотворений. Назовите первый член и разность, получившейся арифметической прогрессии. А.
Б.
3) Задание 3 (Слайды 10, 11, 12). Самостоятельная работа с последующей проверкой. Расшифровать автора известного изречения: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. 4) Дополнительные задачи. №1. В арифметической прогрессии разность десятого и третьего элементов равна -78,4. Определить разность арифметической прогрессии. №2. В арифметической прогрессии первый элемент равен 2, а разность равна 3. Определить номер элемента, равного 26. №3. Между числами 7 и 35 написать шесть чисел, которые образуют вместе с данными числами арифметическую прогрессию. 5. Итог урока 1) Стихотворная речь – категория двуединая. Несомненно, она - явление литературное, эстетическое. Но столь же несомненно, что некоторые особенности стихотворной речи требуют применения математических знаний. Сегодня на уроке вы убедились в том, что среди математиков много писателей, людей занимавшихся не только строгой наукой, но и творчеством. Каждый из этих ученых стремился познать окружающий мир во всей его красоте и многообразии. Писатели и поэты тоже стремятся найти истину и постичь красоту мира. Мы надеемся, что наш урок поможет вам понять, что наука и искусство тесно связаны, а мир так многолик, чтобы познать его нужно быть и ученым, и поэтом в душе. 2) Выставить и прокомментировать оценки учащихся. 6. Домашнее задание 1) Найти задачи, связанные с арифметической прогрессией из различных областей: физики, медицины и т.д. 2) Подобрать примеры стихотворений, написанных трехсложными размерами стиха. Список литературы 1) Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковского, Алгебра. 2) Л.В.Кузнецова, Е.А.Бунимович, Б.П.Пигарев, С.Б.Суворова. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 3) С.П.Ковалева. Алгебра, 9 класс, поурочные планы. 4) Н.П.Ким. Нестандартные уроки алгебры, 9 класс. 5) Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках. (“Просвещение”, 1981). 6) Литературная энциклопедия (М., 1929-1939. Т. 1-11). 7) Золотой век русской поэзии (Эксмо, 2007). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |