Преподавание литературы Литературно-музыкальная композиция "Полна чудес могучая природа"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.11.01 Просмотров: 6 Зырянова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы Учебные занятия как по русскому языку, так и по литературе очень часто не укладываются в один урок. И тут выход – внеклассная работа. Она позволяет создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, «увлечь учеников» поиском истины, развить творческие способности, повысить культуру, активизировать интерес к уроку. По словам моих учеников, внеклассная работа «даёт свободу мыслям и творчеству», «благодаря ей легче усваивается литература», «всегда несёт что-нибудь новое интересное», «Это путешествие в мир открытий», «это праздник». Л.Н.Толстой отмечал, что «праздник – это праздник идей». Он нужен детям. Вот поэтому отвожу значительное место внеклассной деятельности и по русскому языку, и по литературе. Формы работы разнообразны: интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, устные журналы, литературно-музыкальные композиции… В плановом порядке к игровым технологиям по литературе прибегаю после изучения творчества поэта или писателя. Подготовка уже ведется в процессе работы над темой: ученики получают индивидуальные задания (например: можно ли в танце выразить музу И.А.Бунина?). Оказалось, что можно. Ученица прекрасно справилась с заданием (она занималась профессионально хореографией) и показала танец на литературном празднике « Мир поэзии И.А.Бунина». Другие ребята нашли музыку: романсы С.Рахманинова на стихи поэта. Оформили выставку рисунков, нарисовали герб, отражающий творчество поэта, подготовили выразительное чтение стихов И.А.Бунина наизусть. Некоторые стихи звучали с элементами инсценирования. Всё нашло достойное место в литературно-музыкальной композиции. Подготовка к ней и проведение создали условия для самореализации учащихся через включение их в различные виды деятельности. Продолжение разговора о творчестве поэта вылилось в сотворчество поэта, композитора, художника, учителя и ученика. Внеклассная работа требует огромных «сил души, вдохновения», творческой деятельности. Но такая работа необходима, так как это удивительное средство приобщения ученика к книге, творчеству, открытиям, исследованию. Очень важная тема в русской поэзии – природа. Её красота, гармония раскрывается в произведениях поэтов, чьё творчество изучается в школе. Работа над пейзажной лирикой на уроке привела к более полному диалогу по данной теме, который вылился в литературно-музыкальную композицию, несущую воспитательное значение. Яркое, трепетное, эмоциональное слово поэта даёт возможность увидеть мир природы, насладиться этим чудом, услышать язык природы. Композиция показывает, что всех поэтов объединяет любовь к природе, Родине, их способность «всматриваться, вслушиваться», чтобы увидеть «всю прелесть застенчивой русской природы». Чтец 1 (на фоне музыки П.И.Чайковского).
Чтец 2.
утверждает Ф.И.Тютчев. Ведущий 1. В этих стихах умение чувствовать, зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. Ведущий 2. Стихи открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – это великое чудо! И открывается это чудо только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.
утверждает режиссер Эльдар Рязанов. (Включить музыку из кинофильма «Служебный роман») Ведущий 1. Да, у природы любое время года прекрасно, удивительно, неповторимо. Прав поэт Твардовский, написавший эти строки:
Чтец 3. За окном осень … Но еще свежи и ярки воспоминания о лете, как ярки, душисты стихи об этом времени года С.Острового «Лето».
Чтец 4.
Чтец 5. Поэт Аполлон Майков радуется летнему дождю – потому что хороший дождь – хороший урожай (стихотворение Аполлона Майкова «Летний дождь».)
Ведущий 2.Поэт А. Апухтин восхищается:
Чтец 6. Удивительно чистые, звонкие, нежные, красивые стихи поэта И.С.Никитина. В них – радость бытия, наслаждение красотой летней природы:
Ведущий 1. Лес... Мы произносим это слово и сразу представляем густую зелень, несмолкающий шум леса. У многих писателей, поэтов, художников встречаем мы прекрасные описания леса. Экскурсовод. Перед вами выставка репродукций картин художника И.И.Шишкина, которого называли певцом леса. (рассказ по картинам) Ведущий 2. Лес часто становится героем русского искусства. «Лес шумит» – так называется рассказ В.Г. Короленко. С названием «Лес» стихи А.В.Кольцова, «Мой лес» – Сергея Острового. Работа с залом. – Как вы думаете, почему лес часто становится героем произведений? Чтец 7. А теперь посмотрим, какой откроется нам красота русского леса в стихотворении поэта середины XIX века И.С.Никитина «Лес». (чтение стихотворения) Ведущий 1. Что мы слышим? Автор любуется лесом, слушает его таинственный шум, понимает его «как что-то близкое, родное». Здесь и восхищение поэта суровой, гордой красотой леса, который борется с грозой, не смиряется со стихией. И снова восхищение угрюмой силой богатыря леса. Ведущий 2. Автор описывает лес на закате солнца, которое вот-вот скроется за горизонтом. Экскурсовод 1. Посмотрите на репродукцию картины Н.М. Ромадина «Последний луч». Поэт и художник нашли общие детали для описания леса на закате и один – словом, другой – красками нарисовали картину, заставившую нас восхищаться могучей и таинственной красотой. Последние строчки почти точно совпадают с картиной:
А вот перед нами другая репродукция картины «Рожь» И.И.Шишкина.Ярко светит солнце. На небе ни облачка. Жарко. Июльский день долгий, знойный. Над нивой зреет рожь. Чтец 8. Вслушаемся сейчас в удивительную музыку стихотворения А.А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» и насладимся ей. Ведущий 1. Какие чувства переданы поэтом? Восторг, торжество, восхищение, преклонение перед величием и красотой природы. Часто повторяющиеся звуки [ш,ч,х,т] помогают услышать шелест поспевающих ржаных колосьев. Экскурсовод. Перед вами репродукция картины А.К.Саврасова «Рожь». Что мы видим? Желтые, золотые волны ржаных колосьев, проходящих по всему полю, качающихся от дуновения ветра. Ветер свободный, своевольный, волнует ржаное поле. Ведущий 2. Такой же свободный этот ветер и у А.А.Фета. Он – настоящий художник: плавными волнами проходит по полю, склоняя и расправляя колосья, создавая картину золотого моря ржи. Ведущий 1. В стихотворении Фета – изумление, восхищение перед величием природы. Природа живет и действует. И «огнедышащее око» – солнце отдыхает совсем немного ( июльский день долог, а ночь коротка) и снова принимается за работу, нужную урожаю, природе, человеку. Экскурсовод.Летом бывает и гроза. Я приглашаю вас к репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (Идет описание картины). Природа в ожидании. Дети бегут. Им страшно. Ведущий 2.Явление грозы, состояние природы во время грозы описывает Ф.И.Тютчев. Послушайте стихи и создайте словесные воображаемые рисунки. Какую картину вы увидели? Чтец 9. (Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело») Ведущий 1.Какие же картины вы нарисовали в воображении? (выступления ребят) Ведущий 2.Да, рисуется небо, затянутое темными, низкими грозовыми тучами. Последний косой луч солнца показался в разрыве туч на мгновенье, и тут же разряд молнии возвестил, что гроза в разгаре. Чтец 10 (исполняет стихотворение Аполлона Майкова «Под дождем»). (После чтения стихотворения звучит песня Семена Кирсанова «Эти летние дожди»). Ведущий 1. Лето – удивительная, неповторимая пора. Жизнь – во всем. Прав Ф.И.Тютчев:
Ведущий 2. Попрощаемся с летом. Скажем ему: «До свидания». Осень уже за окном. Всему – свой срок. Осень вступила в свои права. Чтец 11 исполняет «Октавы»Н.И.Рыленкова. Ведущий 1. Давайте окунемся в удивительный мир осенней природы. Насладимся красотой стиха. Эти поэты жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родному краю, природе, способность чувствовать и создавать яркие, неповторимые полотна осенней красоты. Ведущий 2.Поэт П.А.Вяземский признавался:
Чтец 12.
наслаждался Ф.И.Тютчев Ведущий 1.
Красуются рябины, но, по словам поэта С.А.Есенина, «Горит, горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». (Песня на стихи С.А.Есенина «Отговорила роща золотая») Экскурсовод (на фоне музыки). За осенью пришла зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал озябшую землю. Вот как изобразили зиму художник И.И.Шишкин, И.Э.Грабарь. (Рассказ по картине) Чтец 13. Поэт И.З.Суриков увидел зиму так:
Чтец 14. Н.И.Рыленков восхищался:
Чтец 15. Радость, восторг, удивление, изумление, очарование звучат в стихотворении В.Я.Брюсова «Первый снег» (чтение стихотворения). Чтец 16. Ф.И.Тютчев поражен деяниями Зимы, ее красотой:
(Звучит песня «У леса на опушке» на стихи С.Острового) Ведущий 2.Видите, поэты изобразили зиму по-разному: ведь у нее, как и у другого времени года, каждый месяц и даже день неповторим. Ведущий 1 (на фоне музыки П.И.Чайковского «Апрель.Подснежник», «Времена года») Пройдет еще немного времени. Снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна. Пройдем по поэтическим страницам и насладимся образом весны, ее звуками, солнечным теплом, первыми цветами, пением птиц, чистым воздухом. Чтец 17. Поэт Е.А.Баратынский радовался:
Чтец 18. Поэт А. Майков увидел весну так:
(Танец «Весенний хоровод цветов) Чтец 19. Ф.И.Тютчев «Весенние воды»
Ведущий 2. Поэзия – великое чудо. Она позволила нам сегодня увидеть, что поэты, так же как и художники рисуют кистью, карандашами, могут талантливо рисовать словами. Ведущий 1. Стихи открыли нам красоту природы, помогли понять язык поэзии и природы. Но помните, что поэзия, как великое чудо, откроется только доброму, чуткому, внимательному. Об этом хорошо написал Н.И.Рыленков:
Ведущий 2. (на фоне музыки) «Полна чудес могучая природа». Удивляйся, наслаждайся, но помни:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |