Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Литературно-музыкальная композиция "Полна чудес могучая природа"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Литературно-музыкальная композиция "Полна чудес могучая природа"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.11.01
Просмотров: 27

Зырянова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Учебные занятия как по русскому языку, так и по литературе очень часто не укладываются в один урок. И тут выход – внеклассная работа. Она позволяет создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, «увлечь учеников» поиском истины, развить творческие способности, повысить культуру, активизировать интерес к уроку.

По словам моих учеников, внеклассная работа «даёт свободу мыслям и творчеству», «благодаря ей легче усваивается литература», «всегда несёт что-нибудь новое интересное», «Это путешествие в мир открытий», «это праздник». Л.Н.Толстой отмечал, что «праздник – это праздник идей». Он нужен детям. Вот поэтому отвожу значительное место внеклассной деятельности и по русскому языку, и по литературе. Формы работы разнообразны: интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, устные журналы, литературно-музыкальные композиции…

В плановом порядке к игровым технологиям по литературе прибегаю после изучения творчества поэта или писателя. Подготовка уже ведется в процессе работы над темой: ученики получают индивидуальные задания (например: можно ли в танце выразить музу И.А.Бунина?). Оказалось, что можно. Ученица прекрасно справилась с заданием (она занималась профессионально хореографией) и показала танец на литературном празднике « Мир поэзии И.А.Бунина». Другие ребята нашли музыку: романсы С.Рахманинова на стихи поэта. Оформили выставку рисунков, нарисовали герб, отражающий творчество поэта, подготовили выразительное чтение стихов И.А.Бунина наизусть. Некоторые стихи звучали с элементами инсценирования. Всё нашло достойное место в литературно-музыкальной композиции. Подготовка к ней и проведение создали условия для самореализации учащихся через включение их в различные виды деятельности. Продолжение разговора о творчестве поэта вылилось в сотворчество поэта, композитора, художника, учителя и ученика.

Внеклассная работа требует огромных «сил души, вдохновения», творческой деятельности. Но такая работа необходима, так как это удивительное средство приобщения ученика к книге, творчеству, открытиям, исследованию.

Очень важная тема в русской поэзии – природа. Её красота, гармония раскрывается в произведениях поэтов, чьё творчество изучается в школе. Работа над пейзажной лирикой на уроке привела к более полному диалогу по данной теме, который вылился в литературно-музыкальную композицию, несущую воспитательное значение. Яркое, трепетное, эмоциональное слово поэта даёт возможность увидеть мир природы, насладиться этим чудом, услышать язык природы. Композиция показывает, что всех поэтов объединяет любовь к природе, Родине, их способность «всматриваться, вслушиваться», чтобы увидеть «всю прелесть застенчивой русской природы».

Чтец 1 (на фоне музыки П.И.Чайковского).

Поэт Александр Островский писал:
Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет: бросит
В болотинке, в забытом уголке,
Под кустиком, цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы …

Чтец 2.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…–

утверждает Ф.И.Тютчев.

Ведущий 1. В этих стихах умение чувствовать, зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного.

Ведущий 2. Стихи открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия – это великое чудо! И открывается это чудо только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

У природы нет плохой погоды –
Каждая погода – благодать, –

утверждает режиссер Эльдар Рязанов.

(Включить музыку из кинофильма «Служебный роман»)

Ведущий 1. Да, у природы любое время года прекрасно, удивительно, неповторимо. Прав поэт Твардовский, написавший эти строки:

Все их приветствуй с утра
Или под вечер с устатку…
Здравствуй, любая пора,
И проходи по порядку.

Чтец 3.

За окном осень … Но еще свежи и ярки воспоминания о лете, как ярки, душисты стихи об этом времени года С.Острового «Лето».

Как то шел Июнь через речонку
И березку принял за девчонку.
Подошел к ней. Сел на берегу.
– Белая ты…будто вся в снегу.
Вот тебе зеленый лист в подарок,
Как взмахнешь им – день не будет жарок,
Вот другой – расправишь на весу,
Полной горстью примет он росу.
Третий лист – шумливее чем эти!
Будет петь он песни на рассвете,
Голову синице закружит,
Солнышко к тебе приворожит…–
И пошел Июнь зеленым бродом
И растаял в дымке зоревой…
А березка, перед всем народом,
Ранним утром вспыхнула листвой.

Чтец 4.

А.С.Грибоедов восхищается:
Луг шелковый, мирный лес!
Сквозь колеблемые своды,
Ясная лазурь небес!
Тихо плещущие воды!

Чтец 5.

Поэт Аполлон Майков радуется летнему дождю – потому что хороший дождь – хороший урожай (стихотворение Аполлона Майкова «Летний дождь».)

«Золото, золото падает с неба!» –
Дети кричат и бегут за дождем…
– Полноте, дети, его мы сберем.
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

Ведущий 2.Поэт А. Апухтин восхищается:

О, боже, как хорош прохладный вечер лета,
Какая тишина!
Всю ночь я просидеть готов бы до рассвета
У этого окна.

Чтец 6.

Удивительно чистые, звонкие, нежные, красивые стихи поэта И.С.Никитина. В них – радость бытия, наслаждение красотой летней природы:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Ведущий 1. Лес... Мы произносим это слово и сразу представляем густую зелень, несмолкающий шум леса. У многих писателей, поэтов, художников встречаем мы прекрасные описания леса.

Экскурсовод. Перед вами выставка репродукций картин художника И.И.Шишкина, которого называли певцом леса. (рассказ по картинам)

Ведущий 2. Лес часто становится героем русского искусства. «Лес шумит» – так называется рассказ В.Г. Короленко. С названием «Лес» стихи А.В.Кольцова, «Мой лес» – Сергея Острового.

Работа с залом.

– Как вы думаете, почему лес часто становится героем произведений?
Да, лес – это красота, богатство, гордость нашей страны. С ним неразрывно связана судьба русского народа, из леса строились крестьянские избы, лес – это топливо; лес дает ягоды, грибы и птицу. Лес – это чистый воздух, защита полей от ветра, разрушения почвы. И, конечно, это красота.
Каким вы видите лес в ясный, солнечный день? Во время грозы? На закате солнца? (высказывания учащихся)

Чтец 7. А теперь посмотрим, какой откроется нам красота русского леса в стихотворении поэта середины XIX века И.С.Никитина «Лес». (чтение стихотворения)

Ведущий 1. Что мы слышим? Автор любуется лесом, слушает его таинственный шум, понимает его «как что-то близкое, родное». Здесь и восхищение поэта суровой, гордой красотой леса, который борется с грозой, не смиряется со стихией. И снова восхищение угрюмой силой богатыря леса.

Ведущий 2. Автор описывает лес на закате солнца, которое вот-вот скроется за горизонтом.

Экскурсовод 1. Посмотрите на репродукцию картины Н.М. Ромадина «Последний луч». Поэт и художник нашли общие детали для описания леса на закате и один – словом, другой – красками нарисовали картину, заставившую нас восхищаться могучей и таинственной красотой. Последние строчки почти точно совпадают с картиной:

Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.

А вот перед нами другая репродукция картины «Рожь» И.И.Шишкина.Ярко светит солнце. На небе ни облачка. Жарко. Июльский день долгий, знойный. Над нивой зреет рожь.

Чтец 8. Вслушаемся сейчас в удивительную музыку стихотворения А.А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» и насладимся ей.

Ведущий 1. Какие чувства переданы поэтом? Восторг, торжество, восхищение, преклонение перед величием и красотой природы. Часто повторяющиеся звуки [ш,ч,х,т] помогают услышать шелест поспевающих ржаных колосьев.

Экскурсовод. Перед вами репродукция картины А.К.Саврасова «Рожь». Что мы видим? Желтые, золотые волны ржаных колосьев, проходящих по всему полю, качающихся от дуновения ветра. Ветер свободный, своевольный, волнует ржаное поле.

Ведущий 2. Такой же свободный этот ветер и у А.А.Фета. Он – настоящий художник: плавными волнами проходит по полю, склоняя и расправляя колосья, создавая картину золотого моря ржи.

Ведущий 1. В стихотворении Фета – изумление, восхищение перед величием природы. Природа живет и действует. И «огнедышащее око» – солнце отдыхает совсем немного ( июльский день долог, а ночь коротка) и снова принимается за работу, нужную урожаю, природе, человеку.

Экскурсовод.Летом бывает и гроза. Я приглашаю вас к репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (Идет описание картины). Природа в ожидании. Дети бегут. Им страшно.

Ведущий 2.Явление грозы, состояние природы во время грозы описывает Ф.И.Тютчев. Послушайте стихи и создайте словесные воображаемые рисунки. Какую картину вы увидели?

Чтец 9. (Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело»)

Ведущий 1.Какие же картины вы нарисовали в воображении? (выступления ребят)

Ведущий 2.Да, рисуется небо, затянутое темными, низкими грозовыми тучами. Последний косой луч солнца показался в разрыве туч на мгновенье, и тут же разряд молнии возвестил, что гроза в разгаре.

Чтец 10 (исполняет стихотворение Аполлона Майкова «Под дождем»).

(После чтения стихотворения звучит песня Семена Кирсанова «Эти летние дожди»).

Ведущий 1. Лето – удивительная, неповторимая пора. Жизнь – во всем. Прав Ф.И.Тютчев:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Ведущий 2. Попрощаемся с летом. Скажем ему: «До свидания». Осень уже за окном. Всему – свой срок. Осень вступила в свои права.

Чтец 11 исполняет «Октавы»Н.И.Рыленкова.

Ведущий 1. Давайте окунемся в удивительный мир осенней природы. Насладимся красотой стиха. Эти поэты жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родному краю, природе, способность чувствовать и создавать яркие, неповторимые полотна осенней красоты.

Ведущий 2.Поэт П.А.Вяземский признавался:

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.

Чтец 12.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле, –

наслаждался Ф.И.Тютчев

Ведущий 1.

А.К.Толстой и грустит, и радуется:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Красуются рябины, но, по словам поэта С.А.Есенина, «Горит, горит костер рябины красной, но никого не может он согреть».

(Песня на стихи С.А.Есенина «Отговорила роща золотая»)

Экскурсовод (на фоне музыки). За осенью пришла зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал озябшую землю. Вот как изобразили зиму художник И.И.Шишкин, И.Э.Грабарь.

(Рассказ по картине)

Чтец 13. Поэт И.З.Суриков увидел зиму так:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, –
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Чтец 14. Н.И.Рыленков восхищался:

У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема – леса,
И, кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой сказке, чудеса.

Чтец 15. Радость, восторг, удивление, изумление, очарование звучат в стихотворении В.Я.Брюсова «Первый снег» (чтение стихотворения).

Чтец 16. Ф.И.Тютчев поражен деяниями Зимы, ее красотой:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

(Звучит песня «У леса на опушке» на стихи С.Острового)

Ведущий 2.Видите, поэты изобразили зиму по-разному: ведь у нее, как и у другого времени года, каждый месяц и даже день неповторим.

Ведущий 1 (на фоне музыки П.И.Чайковского «Апрель.Подснежник», «Времена года») Пройдет еще немного времени. Снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна. Пройдем по поэтическим страницам и насладимся образом весны, ее звуками, солнечным теплом, первыми цветами, пением птиц, чистым воздухом.

Чтец 17. Поэт Е.А.Баратынский радовался:

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне. (Включить пение жаворонка)

Чтец 18. Поэт А. Майков увидел весну так:

Весна! Выставляется 1-я рама –
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу навеяло жизнью и волей:
Вон – даль голубая видна…
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

(Танец «Весенний хоровод цветов)

Чтец 19. Ф.И.Тютчев «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят …
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Ведущий 2. Поэзия – великое чудо. Она позволила нам сегодня увидеть, что поэты, так же как и художники рисуют кистью, карандашами, могут талантливо рисовать словами.

Ведущий 1. Стихи открыли нам красоту природы, помогли понять язык поэзии и природы. Но помните, что поэзия, как великое чудо, откроется только доброму, чуткому, внимательному. Об этом хорошо написал Н.И.Рыленков:

Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Ведущий 2. (на фоне музыки) «Полна чудес могучая природа». Удивляйся, наслаждайся, но помни:

Природа… Она отдаст нам все: – Бери, но не уродуй
Извечной красоты для суетных затей…
И тянет нас побыть наедине с природой,
Как заглянуть в глаза наставницы своей.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21