Преподавание литературы Итоговый урок по творчеству С.А. Есенина в 11-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.09.13 Просмотров: 23 Некрасова Ирина Михайловна Текст. “Учитель, воспитай ученика!” (Творческий потенциал предметов гуманитарного цикла в условиях современной школы).
Взяв за методическую основу принцип Л. М. Предтеченской “изучать искусство по законам искусства”, считаю необходимым выстраивать “драматургию урока”, реализуя принцип интеграции и межпредметных связей, а также использования ТСО на уроках литературы, риторики, МХК. Но при этом предлагаемые кинофрагменты и аудиозапись “работают” на определённом этапе урока. Итоговый урок по творчеству С.А. Есенина.Эпизод I. Завязка. (Литература 11-й кл.) Фрагмент к/ф “А завтра была война…” (чтение Викой Люборецкой стихотворения С.А. Есенина “ Дай, Джим, на счастье лапу мне…”). - Тема творческой работы (рассуждение) – последние слова в кинофрагменте: “Согласны ли вы с утверждением, что Есенин – “упаднический поэт, который воспевал кабаки, тоску и женщин”? Урок по творчеству Замятина: “Пророчество или предупреждение?” (роман “Мы”). Эпизод II. Литература 11-й кл. После разработки проблемы (отличительные черты Единого Государства) на этапе кульминации предлагаются два кинофрагмента: монтаж из к/ф “Судьба человека” - жизнь в концентрационном лагере, а после обсуждения – монтаж из к/ф “Матрица”. Проблемный вопрос вынесен в заглавие урока – “Пророчество или предупреждение? Фантастика или реальность?”. На решение проблемы “работают” и эпиграфы к уроку: “Утопии страшны тем, что сбываются” (Н. Бердяев), “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью” (“Марш авиаторов”). Эпизод III. Литература 11-й кл. Трагедия белой гвардии (по роману М Булгакова “Белая гвардия”). На этапе экспозиции предлагается киномонтаж из фильмов “Белая гвардия” (роспуск кадетов) и “Служили два товарища” (гибель отряда белогвардейцев в море). Другой вариант экспозиции – романсы в исполнении Ж. Бичевской “Всё теперь против нас…” или А. Малинина, М. Звездинского (так называемый “белогвардейский репертуар”). Вопрос для этапа завязки – какое настроение, чувство вызывают увиденные сцены (прослушанные романсы)? Почему? Перечень подобного использования видео и аудиоматериалов можно было бы продолжить, но несомненно одно: подобная организация урока “будит” не только ум, но и сердце, душу, заставляет быть не равнодушным созерцателем, а активным соучастником увиденного и услышанного. Такие выводы сделаны на основе многократного проведения подобных уроков, а также письменных размышлений учащихся. Очень часто после подобных уроков ребята просят посмотреть целиком весь фильм, устанавливают параллель с литературным источником, а, следовательно, “возвращаются” к тексту художественного произведения, чтобы не только перечитать, а пережить его вновь. Не менее результативным считаю организацию учебной деятельности старшеклассников по самостоятельно срифмованным учителем текстам: по предлагаемому тексту-1 ученики должны определить, откуда взяты выделенные цитаты (урок повторения изученного в 10-м классе проводится в начале 11-го класса, хотя данный текст можно использовать и на обобщающих уроках и в 10-х, и в 11-х классах). В предлагаемом тексте 2 выделены заглавия спектаклей, идущих в местном драматическом театре. Ученики получают текст без выделенных названий и должны “опознать” как можно больше известных наименований, при этом учитывается их умение установить автора пьесы. Такая работа проводится на уроках по современной драматургии (10-й и 11-й класс) на этапе экспозиции или последействия (в зависимости от драматургии урока). Задания подобного рода активизируют деятельность учащихся, пробуждают интерес не только к предмету, но и к самостоятельной творческой работе, что, в конечном итоге, позволяет формировать позитивное отношение к предметам гуманитарного цикла и развивать гуманитарные способности и гуманистическую личность растущего человека. Текст 1
Текст 2
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |