Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Особенности поэтики Николая Гумилева
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Особенности поэтики Николая Гумилева


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.09.07
Просмотров: 16

Морозова Эльвира Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Изучению творчества Николая Степановича Гумилева в 11 классе мы отвели 2 часа. На первом уроке речь шла о биографии, личности, особенностях мировосприятия поэта.
Второй урок по теме “Особенности поэтики Николая Гумилева” был запланирован как урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. обучающая: познакомить учащихся со своеобразием поэтической манеры Н.С.Гумилева, показать связь его творчества с традициями романтизма;
  2. развивающая: развитие навыков анализа поэтического текста, сопоставительных умений учащихся при работе с произведениями разных видов искусства;
  3. воспитательная: способствовать воспитанию литературного вкуса и любви к поэзии, нравственных качеств старшеклассников (ответственности за свои поступки, уважения к человеческой личности и чувствам другого человека).

Основные виды учебной деятельности на уроке:

рецептивная (чтение и полноценное восприятие стихотворений);
продуктивная творческая (выразительное чтение стихотворений);
поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы);
исследовательская (сопоставление произведений поэзии и живописи);
репродуктивная (составление опорной схемы по теме урока).

При организации учебной деятельности учащихся следует учитывать уровень и темп работы класса: в слабом классе с низким темпом работы имеет смысл предложить сильным детям индивидуальные задания, связанные с анализом поэтического текста.

Оборудование:

  1. Портрет Н.Гумилева. Фотография. 1907 г.
  2. Н.С.Гумилев и А.А.Ахматова с сыном Львом. Фотография. Декабрь. 1914 г.
  3. Распечатки с текстами стихотворений Н.С.Гумилева.
  4. Выставка репродукций картин французского художника П.Гогена.
  5. Репродукция картины А.Текле “Портрет эфиопской женщины. 1974.”
  6. Иллюстрации учащейся Савинской ДШИ Бычковой А. к стихотворениям Н.Гумилева.

Ход урока

1. Вступление учителя:

– Каждый из поэтов “Серебряного века” имел своеобразный “нерв” творчества. Таким нервом” поэзии Николая Гумилева стал поиск красоты в пространстве и во времени. Не случайно издатель журнала “Аполлон” С.Маковский назвал Николая Гумилева “бредящим красотой”.

И вот вся жизнь!
Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города.
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы,
И кони рыжие летят,
Потом волнующие губы
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять восторг и горе.
Опять, как прежде, как всегда.
Седою гривой машет море,
Встают пустыни, города.

– К какому литературному течению принадлежал поэт?

– Что вы можете сказать о мироощущении поэта? (Романтическое.)

Учитель: – Друг юности Э. Голлербах вспоминал о Н. Гумилеве:

“Неисправимый романтик, бродяга-авантюрист, “конквистадор”, неутомимый искатель опасностей и сильных ощущений, – таков был он. Многие зачитываются в детстве Майн Ридом, Жюлем Верном, Гюставом Эмаром, но почти никто не осуществляет впоследствии, в своей “взрослой” жизни героического авантюризма, толкающего на опасные затеи, далекие экспедиции. Он осуществил. Упрекали его в позерстве, в чудачестве. А ему просто всю жизнь было шестнадцать лет”.

Уже в первых сборниках стихов Н.Гумилева были намечены чисто “гумилевские” черты, которые в конечном итоге составят неповторимый облик его поэтики. И.Анненский так напишет о стихах своего ученика в рецензии на сборник “Романтические цветы”: “ Не только искания красоты, но и красота исканий”.

– В чем же особенности поэтической манеры Н.Гумилева? Какие черты русского романтизма присущи его произведениям? (Цель урока.)

2. Анализ поэтического текста

– Характерная особенность многих стихотворений Н.Гумилева – пристрастие к экзотике, интерес к африканскому континенту.

– Каковы истоки экзотики в поэзии Н.Гумилева?

(Н.Гумилев несколько раз путешествовал в Африку. Цель путешествий носила творческий характер: “…в новой обстановке найти новые слова” (из письма В.Брюсову).

Своеобразной лирической дилогией, где выражен авторский идеал и найдены “новые слова”, стали стихотворения “Жираф” и “Озеро Чад”.

(Выразительное чтение стихотворения “Жираф” учащимся).

– К кому обращено стихотворение?

– Как-то С.Есенин, поэт иных устремлений, восхищался первыми строками этого стихотворения. Чем, по-вашему, они необычны?

(1-я строка – инверсия, 2-я строка – нарушение грамматической нормы).

– Что это? Ошибка поэта?

(Это сделано намеренно: от этого выигрывают смысл и картинность, так поэт передает настроение тончайшего очарования).

– Как это настроение передано лексически?

(“Особенно тонки”, “особенно грустен”).

– Как поэт пытается передать грусть любимой?

(Уводит в экзотический мир Африки, где чувствует себя комфортно, этот мир хорошо знаком ему).

– Где это подчеркнуто?

(Повторяется дважды “я знаю”, “я тебе расскажу”).

– Какой яркий зрительный образ рисует поэт?

(Жираф, иллюстрация А. Бычковой).

– Какие художественные средства использует Н.Гумилев для его создания?

(“Пышные” эпитеты: изысканный (жираф), грациозная (стройность), волшебный (узор шкуры), плавный (бег);
“зрительные” сравнения: шкура, как Луна; жираф, как цветные паруса корабля; бег, как радостный птичий полет;
олицетворение: Луна осмелится равняться).

– Еще какие образы использует поэт?

(Озера, закат, мраморный грот, Луна : перед нами мир не тронутой цивилизацией природы, мир естественной красоты. Он достоин восхищения и описания).

– Почему поэт сомневается, что будет понят любимой?

(Она отравлена городом, между ними нет духовной близости).

– Как это подтверждают последние строки?

(Героиня плачет, “сады души” поэта остались для нее недоступны, восторг героя перед земной красотой не тронул ее сердце, рассказ об Африке не вызвал интереса).

Вывод: в выборе художественных средств Н.Гумилев ориентируется на романтизм (яркая образная система, “пышные эпитеты”, “зрительные” сравнения).

(Выразительное чтение учащимся стихотворения “Озеро Чад”).

– Какой романтический жанр напоминает это стихотворение?

(Баллада, так как есть сюжет).

– Какой художественный прием в основе стихотворения?

(Антитеза).

– Кто же противопоставлен?

(“Дочь властительного Чада” и европеец).

– Какие качества олицетворяет героиня?

(Красота, искренность, глубина чувств, страстность, доверчивость).

(Репродукция картины А.Текле “Портрет эфиопской женщины”).

– Каким показан европеец? (Безнравственный, лживый).

– Чем стала для француза девушка? (Минутной прихотью, экзотической игрушкой).

– На что обречена героиня в цивилизованном мире? (На унижения и страдания).

– Где она была по-настоящему счастлива?

– Какова поэтическая идея стихотворения? Как она связана с философией романтизма?

(В цивилизованном мире, где царит культ наслаждений, участь человека, живущего сердцем, трагична).

– На чьей стороне симпатия автора? А ваша? С каким произведением русской прозы можно провести параллель?

(А.И.Куприн “Олеся”).

Вывод: “местный колорит”, повествовательный элемент роднят произведения Н.Гумилева с произведениями поэтов-романтиков.

3. Совершенство поэтической формы.

“Начиная с “Пути конквистадоров” и заканчивая “Огненным столпом”, – писал критик В.Жирмунский в статье “Преодолевшие символизм” (1916), – Гумилев …неизменно шел одной и той же дорогой: к совершенству формы, к магии слова…”.

Как поэт достигал художественной красоты? Попробуем проникнуть в тайну его поэтического мастерства.

(Выразительное чтение учащимся стихотворения “Мореплаватель Павзаний”).

Мореплаватель Павзаний
С берегов далеких Нила
В Рим привез и шкуры ланей,
И египетские ткани,
И большого крокодила.
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы.
Бог веселых и безумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.
В золотом невинном горе
Суетились у галеры
Бородатые скитальцы,
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.

Комментарий учителя: Павзаний – древнегреческий путешественник, живший во ІІ веке нашей эры. Сюжетная канва стихотворения такова: после опасного плавания в Африку Павзаний возвращается к берегам Римской империи. Римский император в час заката осматривает заморские подарки.

Стихотворение интересно с точки зрения фонетики и лексики.

– В чем особенности фонетики? (Индивидуальное задание учащегося).

(Звуковой повтор гласного [у] : 2-3 строфы (картина моря) – 9 раз, 5 строфа (описание крокодила) – 7 раз.)

Звуковой повтор гласного (ассонанс) наполняет стихотворение зеленым цветом.

(Н.Гумилев. Перевод стихотворения А.Рембо “Рождение гласных”.

А – черно, бело – Е, У – зелено, О – сине, И – красно…
Я хочу открыть рожденье гласных…)

Звуковой повтор согласного [л] (аллитерация) : 1–2 строфы – 13 раз. Так поэт воспроизводит звук ударяющихся о борт корабля волн. Во 2-3 строфах – 14 раз встречается [р]. Этот звук передает скрип мачт и корабельных снастей.

Учитель: По жемчужине собирает Н.Гумилев свое поэтическое ожерелье, превращая его в сокровище удивительной красоты!

– В чем особенность лексики? (Индивидуальное задание учащегося).

(В стихотворении много прилагательных, обозначающих цвет: “золотой”, “пурпурный”, “мраморный”, “изумрудный”, “серебряный”: чтобы описать красоту, создать картину земного рая, который спасает от серой скуки городов, поэт не жалеет красок.

Существительные тоже вызывают цветовые ассоциации: море – синий, зеленый; крокодил – зеленый. Существительные повторяются несколько раз, что способствует созданию сильного эффекта).

Вывод: гармония звуковых повторов, ясность и точность в передаче красоты земного рая, ритмическая четкость стиха свойственны поэтике Н.Гумилева.

4. Сравнение палитры стихотворений Н.Гумилева и полотен французского художника П.Гогена (совпадают).

Учитель:

– Большинство полотен Поль Гоген написал на острове Таити. Что заставило внешне благополучного парижанина покинуть родину и отправиться на далекий остров, а потом переселиться туда навсегда? Возможно, та же причина, которая побудила студента Сорбонны Николая Гумилева отправиться в Абиссинию (современную Эфиопию): попытка найти в красоте первобытной природы духовное обновление (или спасение?) от тяжелого тумана города? А может быть, стремление отыскать “Землю, где можно было просто жить”, черпать вдохновение, быть свободным, жить в согласии с самим собой и окружающим миром? Кто знает? (Рекомендация книги А.Перрюшо).

5 . Литературная загадка

– В русской поэзии “Серебряного века” многие авторы увлекались созданием акростихов (начальные буквы каждой строки составляют имя).

– Отгадайте литературную загадку: кому посвящены следующие строки?

Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьев прозрачных,
Небесный див тебя принес,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад… Там пилигрим
Хранит обет любви неясной.
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов.

7. Итог урока. Выводы. Составление опорной схемы.

Д/з: письменная работа, стихотворение “Я и вы” (восприятие, истолкование, оценка).

Список использованной литературы

  1. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. – Вся Москва, 1990.
  2. Перрюшо А. Жизнь Гогена. – М., Радуга,1989.
  3. Гумилев Николай Степанович. Золотое сердце России. – Кишинев, Литература артистикэ, 1990.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21