Преподавание литературы Интегрированный урок по литературе по теме "Сказочные богатыри" (Р.Н. и Е.В. Бунеевы "Маленькая дверь в большой мир". 2-й класс, раздел III)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.07.05 Просмотров: 26 Кандыба Светлана Михайловна, замдиректора, учитель начальных классов Тема: Сравнение богатырской сказки “Сказки про Илью Муромца” и былины “Илья Муромец и Святогор”. Цели:
Оборудование:
Ход урока. I. Постановка учебного задания. Учитель: Книга закрыта. Она хранит тайну. В ней таинственный и прекрасный мир. И только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию… II. Повторение пройденного. У: Мы познакомились с понятием “устное народное творчество” Как вы его понимаете? Дети:
У: Какие жанры устного творчества вы знаете? Д: Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки. У: Давайте прочтём цитату, написанную на доске, о том, как об устном народном творчестве сказал русский писатель Лев Николаевич Толстой? Дети читают. III. Беседа учителя с элементами литературного анализа. Блиц-Турнир:
(Былины сочинялись как стихи, исполняли особые люди – сказители, нараспев, играли на гуслях.) - Давайте обратимся к зачину сказки. IV. Постановка проблемы. У: Так , а вот интересно, от какого слова образовалось слово “былина”? Д: От слова “быль”, “было” У: Вы говорите “был, “было”, а в былине – то много сказочного, придуманного. Вот как это объяснить Д: Народ видел в богатырях своих защитников, защитники должны быть сильными, смелыми, отважными, добрыми. У: А вы знаете, ребята, что былины возникли на Руси в X-XI вв. Беломорские крестьяне (показ по карте) долгими зимними вечерами плели кружево и мастерили из архангельской ели игрушки. В это время они слушали про старину. Это и были былины. Это и рассказы про то, что Русь сражалась с врагами , и то , что были на нашей земле люди – богатыри, защищавшие свою Родину. Например, родной дядя великого князя Владимира – Добрыня Никитич. А Микула Селянинович был такой пахарь, который в трудные для Родины дни, стал её защитником. Но Илье Муромцу – реального двойника нет. Да это и неважно. Главное, что люди, подобные былинному герою выходцы из простых крестьян, оставили глубокий след в русской истории. V. Работа в группах (дружинах). В руках у учителя “Дракон” - мягкая игрушка - руковица У: Ай же вы, удалы добры молодцы и красны девицы! (Из-за сказочной “Двери” достаёт задание для каждой группы. Задание записаны на обороте рисунков: рисунок-меч, рисунок-шлем, рисунок-кольчуга.) Задания: I дружина. Найдите и выразительно прочитайте отрывок и сказки со слов: “Стал он подыскивать себе латы, также колчан со стрелами, тугой лук и меч”… до слов … “не обижай беззащитных”. II дружина. Прочитайте выразительно отрывок из былины по ролям со слов:… “Тут святогор – богатырь да опомнился”… до слов … “они друг с другом побратались”. Второе задание для всех дружин одинаково: Найди в сказке, былине слова, которые сейчас не употребляются и придумайте миниатюру на богатырскую тему. (Идёт работа в группах звучит тихая музыка) На доске “Памятка”:
Учитель: Ребята, Илья Муромец поехал послужить Владимиру Красно Солнышко в Киев. А знаете ли вы, был ли такой князь на Руси? Красно солнышко – почему? Ответы учащихся. Учитель: Когда наше государство только появилось на карте, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир . У южных границ русского государство кочевали хазары, половцы, печенеги (показ по карте). На Руси их называли басурманами т.к. они были другой веры, не христианской. Они, кочевники, постоянно вторгались в пределы Руси. Разоряли села, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от печенежских набегов, и это было такое благо, что прозвание “солнышко” казалось людям недостаточной благодарностью князю. Поэтому они добавили “Красно”. От каждой дружины выходит представитель и прикрепляет рисунок к доске и рассказывает подготовленное выступление о доспехах. Русские мастера научились делать прекрасное оружие: и латы, металлические доспехи, броню, которые защищали тело от стрел, мечей, копий врага. Обсуждение заданий, выполненных каждой дружиной. VI. Подведение итогов. Учитель (в руках Дракон): Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Дети: Любви к Родине, прославления защитников народа, мудрости. VII. Домашнее задание. Написать сказку Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |