Преподавание литературы Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная гостиная "Окно в мир поэта"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.07.01 Просмотров: 27 Денискина Любовь Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
На уроках литературы мы изучаем произведения признанных писателей, поэтов. Это классика, незыблемая вершина. Их творчество заключает в себе незаменимый нравственный потенциал. Но ничто не заменит воспитательной силы творчества человека, живущего рядом, известного тебе с детства и, на первый взгляд, самого обычного. Предоставить ученикам возможность испытать радость открытия талантливой, неординарной личности – вот цель знакомства с биографией и стихами нашего односельчанина Бурдюгова Николая Николаевича. Вечер был проведён в форме литературной гостиной, что стало традицией внеклассной работы по литературе. Предстояло показать значение слова окно в контексте творчества поэта-земляка. На вечере присутствовал автор стихотворений. Заранее учениками был оформлен стенд, представляющий его творчество, собраны газеты «Краснозёрская новь» с публикациями Бурдюгова, подготовлена презентация «Окно в мир поэта» (Приложение 1) на основе интервью с поэтом. Творческим группам каждого класса было дано в начале вечера задание, с которым они должны справиться к концу праздника. (Приложение 2) Учитель. Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Я рада вновь приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Слайд 1 Сегодняшний праздник необычен потому, что у нас в гостях Николай Николаевич Бурдюгов, человек, стихи которого вы иногда видите на страницах нашей районной газеты, но большая часть из них написана им от руки в записной книжке и никому не известна. Это прекрасные стихи. Мне хотелось бы, чтобы вы почувствовали негасимый свет тепла, добра, любви его стихотворений. Слайд 2 Ученицы исполняют песню «Московские окна» Вид вечерней Москвы вдохновил авторов этой прекрасной песни. А вот послушайте стихотворение, навеянное вечерними окнами нашего села (читает ученица)
Ученик. Приоткроем окно в мир поэта. « Родился я 18 мая 1941 года в Алма-Атинской области на станции Уштобе. Папа ушёл на фронт, а мама с нами четырьмя детьми переехала к родителям отца в рыбачий посёлок на озере Алаколь». Слайд 3 Ученицы исполняют песню «Остров детства» Слайд 4 Ученица. О трудностях военного времени рассказывает Николай Николаевич в стихотворении
Ученик. «Мой папа был одним из защитников Москвы. Я не помню как он вернулся с войны. В памяти лишь осталось, как взрослые люди однажды то громко смеялись, то плакали. Папины рассказы о войне навсегда запали мне в душу».
Ученица. «После войны отец работал в охотничьем хозяйстве. Меня он часто брал с собой на охоту. Слайд 8 Папа был замечательным рассказчиком, читал стихи Лермонтова, Шевченко, Некрасова. Я любил слушать, когда он и его друзья говорили о рыбалке, охоте, прошедшей войне». В детскую память врезалось услышанное, и поэтому в записной книжке у Николая Николаевича много стихотворений о войне. Одно из них так и называется «Память» (читает ученик) Слайд 9
Ученик. Мы продолжаем знакомство с биографией поэта, а творческие группы готовят ответы на задания. «Я путешествовал с отцом по древним дорогам и тропам, ещё мальцом видел Джунгарские ворота – место, откуда из Китая на Русь хлынули полчища Чингиз-хана, находил стальные наконечники и относил их в школьный музей. Очень любил охотничать, поэтому после 7 класса не поехал учиться в десятилетке в райцентр». Стихотворение «Край родной» передаёт чувства ребёнка, открывающего для себя мир окружающей природы. Звучит песня «Над твердью голубой».Слайд 12 Ученик читает стихотворение:
Ученица. «Став потомственным охотником-промысловиком, думал, что никогда не расстанусь с охотой. Но однажды изломал ружьё и закопал в землю. Не хочу, чтобы потомки в сердцах говорили: «Что за люди были наши предки? Кроме хищных птиц, ничего!»
Ученик. Слайд 14«Поступил учиться на шофёра в Усть-Каменогорск, где в Доме культуры читали стихи поэты. Свои стихи я никому ещё не показывал, но однажды решился и послал в редакцию. Так напечатали стихотворение
Ученица. «Отслужил три года в армии. Всю жизнь работал шофёром или слесарем. Мне очень хочется написать хорошее стихотворение. Иногда мои стихи печатают в местной газете». Стихи Николая Николаевича отличаются точностью рифмы, пронзительным лиризмом. Многие из них посвящены детям, родителям, о которых он говорит тепло и почтительно, размышлениям о вечных человеческих ценностях. Прочитать все за сегодняшний вечер просто нет возможности, но некоторые из них представлены на стенде в кабинете литературы (Приложение 3), и познакомиться с ними вы можете позднее.
Ученик. А теперь послушаем самого автора. Приложение 4 Звучат стихи «Фрагмент из отцовского письма», «Спасибо маме», «Построим храм», «Снегурочка», последнее стихотворение«Село моё», опубликованное в районной газете.
Учитель. Пришло время подвести итоги работы творческих групп. Обзор наиболее удачно выполненных заданий, вручение грамот. И завершить нашу встречу в литературной гостиной мне хотелось бы словами Леонида Кокоулина, писателя-сибиряка, лауреата премии имени Ф. Абрамова, написавшего книгу «Затёски к дому», о которой мы с вами говорили на уроках литературы: «Красоту надо создавать в себе, тогда она и вокруг нас появится». Слайд 19 Вот такая внутренняя красота исходит от стихотворений Николая Николаевича Бурдюгова. Позвольте поблагодарить поэта за то, что он познакомил нас со своими стихами, приоткрыл окно в свой поэтический мир, и пожелать ему творческих успехов, душевной гармонии и согласия с миром, а также исполнения его заветной мечты - напечатать сборник стихов и написать книгу об отце. Пусть они станут Вашими «затёсками к дому», Николай Николаевич! В качестве подарка примите диск с текстами Ваших стихотворений, фотографиями сегодняшнего праздника и стихотворениями школьников, занимающихся в литературной студии «Родничок». Своеобразным поэтическим откликом на Ваши стихи пусть станут строки, написанные школьницей Дашей К.:
Послесловие Как нелегко порой достучаться до сердца сельского школьника, затронуть сокровенные струны его души. Однако во время вечера я ощутила тот долгожданный и счастливый момент единения учеников и творца поэтического слова, почувствовала, что моё открытие таланта стало одухотворяюшим моментом и в жизни моих учеников. Перед ними предстал человек, живущий заботами и проблемами современного села, но сумевший подняться над бытом, человек с таким богатым внутренним миром, что свет его души способен стать ориентиром для формирующейся личности школьника. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |