ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Литературно-музыкальная композиция

Добавлено: 2019.01.11
Просмотров: 27

Ковалева Оксана Николаевна, учитель русского языка

"Война совсем не фейерверк,
А просто трудная работа:"

Великая Отечественная война в лирике 20 века

Цели : рассказать о значении поэзии в годы Вов; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: рассказ учителя; сообщения учеников, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей, работа с репродукциями.

Оборудование: записи песен военных лет; поэтические сборники; портреты поэтов; репродукции картин: А.Дейнека "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года", И. Тоидзе (плакат) "Родина-мать зовет!", А.Никитич "Военные корреспонденты", А.Пластов "Фашист пролетел", Г.Коржев "Проводы" (из серии "Опаленные огнем войны) и др.; фотографии писателей, журналистов, воевавших на фронтах Великой Отечественной. По возможности: использование видеозаписей художественных фильмов о войне.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Новая тема

Слово учителя

Более шестидесяти лет отделяет нас от Великой Отечественной войны, от Победы. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, ВО война не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Каждый год мы отмечаем день святой народной памяти - День Победы. Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавших родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественникам своим творчеством в трагические дни.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев заявил: "Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером". Более 1000 писателей и поэтов ушли на фронт и свыше 400 не вернулись назад.

Ученик 1. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - "Священная война" на стихи Василия Лебедева-Кумача.

(Звучит песня "Священная война")

- Почему война названа "священной"?

(Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война - за свободу родины, против захватчиков - оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она "священная" - потому что защита Отечества, своей семьи - святой долг каждого человека.)

Ученик 2. Поэзия ВО войны - поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе.

Поэзия звала на дела ратные, на бой с врагом.

Ученик 3. Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко:

В 1941 г они были чуть старше нас, и не все из них вернулись с войны. Лейтенант Павел, поэт, был убит под Новороссийском. Он был снят с воинского учета по состоянию здоровья, но в начале войны поступил на курсы военных переводчиков. Павел Коган писал в 1942 году: "Только здесь на фронте, я понял, какая ослепительная какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь: Я верю в историю, я верю в наши силы: Я знаю, что мы победим!" Он писал:

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете.
Второй такой не отыскать!

Ученик 4. При выполнении боевого задания в 1942 году погиб 20-летний Всеволод Багрицкий. В кармане была найдена тоненькая коричневая тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу

(Звучат куплеты из песен В.Высоцкого "А сыновья уходят в бой")

Ученик 5. В боях под Сталинградом в январе 1943 года погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк:

Война ж совсем не фейерверк,
А просто - трудная работа,
Когда - черна от пота- вверх
Скользит по пахоте пехота.

Ученик 6. Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 года, поднимая бойцов в атаку. Он умер так, как предрек в своем стихотворении:

Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном,
Вражьей пулею сражен.
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнут,-
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперед.

Ученик 1. Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. "Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила, звучала в них где-то внутри поэтической строки",- писал о феноменальности песенности стихов А.Фатьянова поэт Михаил Мутосовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песни "На солнечной поляночке" и "Соловьи".

Ученик 2. Маршал Георгий Константинович Жуков назвал "Соловьев" одной из лучших песен военной эпохи. Поэт фронтовик Михаил Луконин вспоминал: "Как мы пели "Соловьи, соловьи:"! А как замечательно пел он сам (Фатьянов) - помню слезы на глазах Твардовского.

(Звучит песня "Соловьи")

Ученик 3. Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своем творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы - о Великой Отечественной войне: "Король", "Песня о солдатских сапогах", "До свидания, мальчики:", и др.

(Звучит выразительное чтение стихотворения поэта "До свидания, мальчики:")

Ученик 4. Начало войны наложило отпечаток на последующее творчество Константина Симонова. Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты "Красная звезда". Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт. Все, что он опубликовал в годы войны, позже вошло в его книги: "От Черного до Баренцева моря", "Югославская тетрадь", "Письма из Чехословакии". В военные годы Константин Симонов пишет пьесы "Жди меня", "Русские люди", "Так и будет", повесть "Дни и ночи". Выходят два его сборника стихов "С тобой и без тебя" и "Война". О войне он знал ни с чьих-то рассказов - он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций. В послевоенные годы появляется его трилогия "Живые и мертвые", которая повествует о героических событиях войны.

Перед смертью в 1979 г. К. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле неподалеку от Бобруйска.

Ученик 5: По признанию участников войны, одно из самых первых поэтических произведений, затронувших их души, - стихотворение К. Симонова "Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины", посвященное Алексею Суркову, старшему товарищу.

(Стихотворение звучит в аудиозаписи в исполнении автора.)

Ученик 6: Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности дает Константин Симонов в своей лирике. Его знаменитое "Жди меня" - гимн любви, настоящей любви и преданности.

Ученик 1: Говорят, у войны "не женское лицо", но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами - выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина... В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.

Ученик 2: 17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 г. добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Из воспоминаний поэта Николая Старшинова: "В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость, Если уж она что решила, ничем ее не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменской области, они едва успели кое-как там устроиться, и родители - школьные учителя -были категорически против этого ее шага. Тем более единственный ребенок в семье, да еще очень поздний: отцу было уже за 60, он там в Заводоуковке и умер..."

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать",
Потому что имя ближе, чем "Россия",
Не могла сыскать.

Ученик 3: Эти строки Юлия Друнина написала в 1942 г. И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. Из воспоминаний Н. Старшинова: "Надо еще подчеркнуть, кем на войне Юля была. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, научилась и насмотрелась". Старшинов рассказывал, что ее фронтовые стихи произвели сильное впечатление в конце войны и сразу после ее завершения, ее "Зинку" знали наизусть.

"Зинка". Памяти однополчанки - героя Советского Союза Зины Самсоновой.

(Инсценировка стихотворения.)

1-я девушка:

Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

2-я девушка:

Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мамка, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счет.

1-я девушка:

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг - нежданный приказ: "Вперед!"
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен
В окруженье попал под Оршей
Нам потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

(Свет приглушается.)

Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, губы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мамка, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?

(Во время чтения последней строфы на заднем плане сцены по является участница, одетая старушкой, и зажигает свечу у иконы. Звучит "Аве Мария".)

Ученик 4: Судьба Юлии Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная - потому что юность ее прошла в военные годы, счастливая - потому что выжила в этой войне и стала поэтом.

Так же, как и Юлия Друнина, Ольга Берггольц начала свой поэтический путь с горя. В 1937 г. пропал во время репрессий ее первый муж - талантливый поэт Борис Корнилов. После 1937 г. о нем можно было лишь шептаться. Сама Ольга Берггольц также была арестована по ложному доносу, и только в 1939 г. реабилитирована.

Две ее дочери умерли еще до ее ареста, а третий ребенок, которого ждала поэтесса, так и не родился: его убила тюрьма.

Во время войны Ольга Берггольц жила в своем любимом городе, в Ленинграде. Ей, кого называют блокадной поэтессой, не с чужих слов известны все тяготы блокадной жизни. Ее второй муж, Николай Молчанов, умер от голода, а сама Ольга Федоровна, по свидетельству сестры, "умирала там, в Ленинграде, от дистрофии". Но именно в эти годы рождаются лучшие стихи. Произведения Ольги Берггольц звучали по радио в осажденном городе, поднимая дух людей, вселяя веру в победу. Стихи Ольги Федоровны рассказывали и о пережитом ужасе страшных голодных дней. В строчках поэтессы звучит уверенность в том, что даже в это ужасное время человек остается человеком, гуманность побеждает фашизм, а любовь к своей Родине заставляет людей жертвовать собственными жизнями.

Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, -
Мы не покинем наших баррикад.

Мы будем драться с беззаветной силой
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.

Ученик 5: Анну Ахматову война застала в Ленинграде. В июле 1941 г. она написала стихотворение, облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.

Ученик 6. Далеко не все произведения о ВОв сразу доходили до читателя. Одни из них подвергались жестокой критике, другие, авторы которых пытались донести до людей трагическую правду о войне, рассказать об ошибках военных лет, запрещались совсем. Была выпущена целая серия правительственных постановлений, согласно которым военная литература должна была ликвидировать действительность и быть бесконфликтной. "Послушным" писателям, чьи творения часто были далеки от реальной жизни, присуждались Сталинские премии, "строптивых" же авторов ожидало забвения на долгие годы, вплоть до перестройки.

Ученик 1. С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое нашей родины. И неоценимую помощь в этом наряду документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обязанность - чтить память тех, кто защищал нашу Родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы.

3. Работа с репродукциями

Обсуждение вопроса: какие репродукции могут стать иллюстрациями к прозвучавшим сегодня стихотворениями и песням?

Итог урока

  1. Слово учителя.
  2. По мнению К.М.Симонова, "писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови - это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом - значит забывать о душе, о сердце человека, сражавшегося на этой войне".

  3. Заключительная беседа.

- Как вы поняли, почему писать о войне трудно?

- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?