Преподавание русского языка Антитеза как основной прием раскрытия авторской позиции в рассказе И.А. Бунина "Легкое дыхание"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.12.11 Просмотров: 3 Шальнова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (26,77 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Ход урока1 слайд Слово учителя
О чём будет наш разговор сегодня, как вы думаете? – Послушайте (звук биения сердца) – Что это? Какие ассоциации вызывает у вас этот звук? (жизнь, чувство, любовь) – Один из критиков писал: «Всё, что написано Буниным, – о любви». Рассказ Бунина «Лёгкое дыхание» о любви? (о любви, о смерти, о смысле жизни) – Вот и выявилось у нас с вами первое противоречие, своего рода противопоставление. Как в литературе мы называем противопоставление? Тема урока сегодня «Антитеза как основной приём раскрытия авторской позиции в рассказе «Лёгкое дыхание». Наша задача – научиться применять литературоведческие знания к анализу произведения; раскрыть смысловую глубину рассказа “Легкое дыхание”; проследить, как в художественной канве рассказа «Легкое дыхание» воплощается философская концепция И.А. Бунина, его понимание мира и места человека в нем. 3 слайд Итак, начнём. Перед вами листочки с текстом. Нам предстоит много подчёркивать, а в листочках это делать удобнее. – Читаем первый абзац. Что-то поразило, может быть, показалось несовместимым? 4 слайд (Кладбище – радостные глаза, дубовый крест – поразительно живые глаза) – Мы оказались с вами на кладбище, у могилы молодой девушки. Какой вопрос напрашивается? (Что случилось с молодой девушкой? Почему она так рано умерла?) – Начало рассказа окутано тайной. И следующий абзац возвращает нас в прошлое, туда, где героиня была ещё жива. На экране фрагмент из кинофильма «Посвящение в любовь» (3 мин.) 5 слайд – Каково ваше первое впечатление об Оле Мещерской? (весела, беззаботна, жизнерадостна) Какие краски к вашему видению героини добавляет портрет Оли у Бунина? – Используется ли здесь антитеза? Зачем? (Оля противопоставлена другим гимназисткам, которые, словно играя заученную роль, «тщательно причёсывались, следили за своими сдержанными движениями, она в отличие от них естественная, полная жизни, настоящая. «Она ничего не боялась, – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос…) – Никого не напомнила Оля? (Наташу Ростову – эмоциональностью, непосредственностью, неуёмной жаждой жизни) – В отличие от Наташи Оля уже «в пятнадцать лет слыла красавицей». Только что мы услышали, что значит красивая женщина в понимании Оли, но один атрибут красоты она выделяет особо. Какой? (лёгкое дыхание) – Как вы понимаете это выражение? – Назовите однокоренные слова к слову «дыхание» (дыхание, дышать, вздох, душа) 6 слайд, впоследствии на слайде появляются графические объекты по ходу беседы – Как интересно, главным в красоте женщины вдруг оказывается душа? Есть ли у Бунина указание на Олину душу? (несколько раз упоминаются живые глаза, «почему-то никого не любили так младшие классы как её») – Объясните это «почему-то». (она дарит тепло и свет) – В чём, на ваш взгляд главная потребность Олиной души? (она хочет любить) Итак, перед нами Оля Мещерская, светлая, воздушная, готовая любить весь мир. Как же принимает её этот мир? – Интересует ли кого–нибудь из окружающих душа Оли, как вы думаете? Давайте обратимся к эпизоду разговора Оли Мещерской с начальницей гимназии. Можно ли назвать его диалогом? Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем в парах. Ребята, работающие по 1 варианту, записывают на листочках свои мысли по поводу того, как должна бы проводить беседу начальница, ребята, работающие по второму варианту, выписывают из текста слова, характеризующие ход беседы. По сигналу вы начнёте работу, по второму сигналу начнёте обмениваться информацией, в ходе этого обмена мыслями вы и сформулируете ответ на вопрос. (Со стороны начальницы это беседа для галочки, она произносит казённые фразы, она «принуждена …говорить о поведении» гимназистки, больше увлечена вязанием, даже не поднимает глаз на Олю. Начальница не задаёт вопросов, так как ей не нужны ответы. Равнодушие и отсутствие уважения к личности превращают этот разговор в невыносимую для героини назидательную проповедь.) Итак, мир неприветлив, у гимназисток красота Оли вызывает зависть, начальница гимназии равнодушна к душевному состоянию воспитанницы, а для мужчин Оля – всего лишь объект страсти. – С какой целью писатель вводит в рассказ страничку из Олиного дневника? (дневник обнажает настоящие мысли и переживания героини, из него мы наконец узнаём всю правду) В дневнике указана точная дата. Как вы думаете, почему? «Я была так счастлива, что одна!» – напишет в дневнике Оля. Какой смысл она могла вложить в эту фразу? (Сначала работаем в статичных группах, затем в группах сменного состава – в четвёрках)
– Кого винит в случившемся Оля? (Формально она называет виновника в разговоре с начальницей гимназии, но внутренне обвиняет во всём себя: «Я никогда не думала, что я такая!») – Можем ли мы осуждать Олю? – Стала ли Оля другой? Докажите это на примере текста.
– Литературный критик Выготский считал, что Оля Мещерская спровоцировала казачьего офицера на выстрел, что это завуалированное самоубийство. Представим на мгновение, что выстрел не прозвучал. Как могла бы сложиться судьба Оли? (Она лишила себя будущего, отняла сама у себя возможности быть любимой, почувствовать радость материнства) А мир? Ощутил ли он потерю Оли? Посмотрим на пейзажные зарисовки города, они выделены у вас цветом. Выпишите ключевые существительные, а рядом слова, иллюстрирующие настроение.
– На какие мысли натолкнуло вас это сравнение? (Всё осталось на месте: и город, и сад, и Соборная площадь, жизнь продолжается, но с уходом Оли стало меньше света, меньше радости, меньше тепла.) – Для чего классная дама приходит на могилу своей воспитанницы? Опишите своими словами те чувства, которые она испытывает, глядя на юное смеющееся лицо Оли. 7 слайд – Какой смысл придаёт произведению заключительная фраза писателя? Почему рассказ назван «Лёгкое дыхание»? (это чья-то индивидуальность, неповторимость, уникальность) Отрывок из кинофильма «Посвящение в любовь» (1.04 мин.) 8 слайд Мы заканчиваем наш разговор, я попрошу вас продолжить любое из предложений: 9 слайд
– Зачем же Бунину столько противопоставлений? Каждый из нас – это огромный мир, сложный, противоречивый, но безгранично интересный. Душа наша ранима, хрупка, она, как лёгкое дыхание, может «рассеяться в мире, в этом облачном небе, исчезнуть безвозвратно. Цените человеческую душу, берегите её, ведь она исключительна и неповторима. 10 слайд Домашнее задание: 11 слайд Составить синквейн по рассказу И.А. Бунина «Лёгкое дыхание». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |