Преподавание русского языка Дидактические материалы к урокам русского языка в 8-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.08.07 Просмотров: 23 Черемушкина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Знаки препинания в предложениях с однородными, уточняющими, обособленными членами предложения, в предложениях с вводными и вставными конструкциями
*Данные предложения можно использовать для объяснительных диктантов, самостоятельной работы с заданием расставить и объяснить знаки препинания. Кроме этого, можно предлагать обучающимся на материале предложений совершенствовать языковую и лингвистическую компетенции (задания группы В формата Г(и)А). Вводные и вставные конструкцииЗадания: 1) Найди предложения с вводными словами, объясни знаки препинания. Леону Верту (1) Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. (2) Скажу в оправдание: этот взрослый – мой самый лучший друг. (3) И ещё: он понимает всё на свете, даже детские книжки. (4) И, наконец, он живёт во Франции, а там сейчас голодно и холодно. (5) И он очень нуждается в утешении. (6) Если же всё это меня не оправдывает, я посвящу книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. (7) Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. (8) Итак, я исправляю посвящение: Леону Верту, когда он был маленьким. Дополнительные задания по тексту:
2) Диктант Прошло уже шесть лет. Не было дня, чтобы я не вспомнил Маленького принца. Понемногу (ведь известно, что время лечит) я утешился. Я уверен, он возвратился на свою планету (утром на песке я не нашёл его тела), он по-прежнему заботится о своей розе, любуется закатами и, конечно, вспоминает о своем путешествии на Землю. А я люблю слушать звёзды. Словно пятьсот миллионов бубенцов… Вечерами я смотрю на небо и смеюсь, глядя на звёзды. Без сомнения, мои друзья в эти минуты думают, что я, возможно, немножко сошёл с ума. Я не обращаю на это внимания, ведь взрослые – странный народ, им так трудно бывает понять других. Но вы-то меня, я не сомневаюсь, понимаете. Нам, полюбившим Маленького принца, очень важно смотреть на звёзды и верить, что на далёкой маленькой планете всё в порядке: роза перестала капризничать, барашек ведёт себя послушно, вулканы спокойны. На планете Маленького принца царит гармония и любовь. Он смотрит на нас со своей звезды и тоже смеётся. Он счастлив, потому что где-то на далёкой Земле есть его друг. 3) Творческое домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру, используя вводные конструкции, на одну из предложенных тем:
Прямая и косвенная речьЗадания: 1. Объясни знаки препинания в предложениях (1) Маленький принц засыпал меня вопросами, но когда я спрашивал о чём-нибудь, он словно и не слышал. (2) Когда он впервые увидел мой самолёт (самолёт я рисовать не стану, мне все равно не справиться), он спросил: (3) – Что это за штука? (4) – Это не штука. (5) Это самолёт. (6) Мой самолёт. (7) Он летает. (8) И я с гордостью объяснил ему, что умею летать. (9) Тогда он воскликнул: (10) – Как! Ты упал с неба? (11) – Да, - скромно ответил я. (12) – Вот забавно!.. (13) И Маленький принц звонко засмеялся. (14) Потом он сказал: (15) – Значит, ты тоже явился с неба. (16) А с какой планеты? (17) «Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!» - подумал я и спросил напрямик: (18) – Стало быть, ты попал сюда с другой планеты? (19) Но он не ответил. (20) Он тихо покачал головой, разглядывая мой самолёт. (21) – Ну, на этом ты не мог прилететь издалека…- задумчиво произнёс малыш. * Данный текст можно использовать при повторении материала в конце учебного года. Дополнительные задания по тексту:
2. Перепиши, расставляя знаки препинания. Разговор героев оформи в виде прямой речи. Однажды утром едва взошло солнце лепестки цветка раскрылись. Красавица сказала позёвывая. Ах я насилу проснулась. Прошу меня извинить. Я ещё совсем растрёпанная. Маленький принц не мог сдержать восторга. Как вы прекрасны. Да правда? Был тихий ответ. И обратите внимание я родилась вместе с солнцем. Кажется пора завтракать. Вскоре заметила гостья. Будьте так добры позаботьтесь обо мне. Маленький принц разыскал лейку и полил цветок ключевой водой. 3. Перепиши, расставляя знаки препинания. Разговор героев оформи в виде диалога. Однажды она сказала ему. Пусть приходят тигры не боюсь я их когтей. На моей планете тигры не водятся возразил Маленький принц. И потом тигры не едят траву.Я не трава обиженно заметил цветок. Простите пожалуйста. Нет тигры мне не страшны но я ужасно боюсь сквозняков У вас нет ширмы. Растение а боится сквозняков…очень странно. Подумал Маленький принц. Какой трудный характер у этого цветка. Когда настанет вечер накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Красавица кашлянула раз-другой. Где же ширма. Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать. 4. Передай разговор героев при помощи предложений с косвенной речью. 5. Текст для изложения Маленький принц лежал в траве и плакал. Вот тут-то и появился Лис. - Здравствуй, - сказал он. - Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел. - Я здесь, - послышался голос. – Под яблоней… - Я - Лис, - сказал Лис. - Какой ты красивый! Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – Мне так грустно… - Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. – Ты меня ещё не приручил. - Ах, извини, - сказал Маленький принц. И, подумав, спросил: - А как это – приручить? - Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – Оно означает: создать узы. - Узы? - Вот именно, - сказал Лис. – Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. - Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. – Была одна роза…Наверное, она меня приручила… - Очень возможно, - согласился Лис. – На земле чего только не бывает. - Это было не на Земле. Лис очень удивился: - На другой планете? - Да. - А на той планете есть охотники? - Нет. - Как интересно! А куры есть? - Нет. - Нет в мире совершенства! – вздохнул Лис. (193 слова) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |