Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок (информатика + русский язык) "Слово о словарях"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированный урок (информатика + русский язык) "Слово о словарях"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.07.03
Просмотров: 15

Левкина Людмила Васильевна, преподаватель

Цели:

  • познакомить со словарями, расположенными на разных сайтах,
  • применение знаний и умений по работе с текстом и словарями,
  • отработка умения по работе с текстом и словарями.

Презентация.

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Ход урока

Эпиграф: "Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений", - Декарт, философ, математик.

А где можно найти точное определение лексического значения слова? Конечно, в толковом словаре.

Слайд 4.

Слайд 5.

Ребята! Сегодняшний урок начнем с удивительного человека, посвятившего всю свою жизнь великому русскому языку - Владимиру Ивановичу Далю

Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет "окоём",
Иль "росстани", иль "первопуток"-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
Всеволод Рождественский

Слайд 6.

Даль родился 22 ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать - наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.

Слайд 7. "Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово" (Н.В.Гоголь).

Слай 8.

На партах текст. Студенты знакомятся с ним.

: Следует назвать писателя, который скрыл свое имя под выдуманным: Козак Луганский. Он не поэт, не владеет искусством вымысла, не имеет даже стремления производить творческие создания, он видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее дельной стороны. Ум твердый и дельный виден во всяком его слове, а наблюдательность и природная острота вооружают живостью его слово. Все у него правда и взято так, как есть в природе.

Работа с текстом на столах

Задания:

- О ком идет речь в данном тексте? (Владимир Иванович Даль)

- Найдите однокоренные слова. (Дело, дельный).
- Как вы понимаете дельный? (Дельный - жаждущий дела, важного и интересного).
- Природная острота. Как прокомментировали бы лексическое значение словосочетания? (Проницательный, хорошо воспринимающий).
- Вооруженный живостью его слово? Как понимаете? (Очень точное и яркое слово).
- Найдите в тексте слово в устаревшем написании. Запишите его по современным правилам орфографии. (Козак - казак).

Познакомимся с разными видами словарей.

Слайд 9.

Слайд 10.

Работа с сайтами словаря Даля

Грамота. ру

Слайд 11.

Задания:

Назвать лексическое значение выделенных слов

Найдите значение слова торосы в толковом словаре:

:По - особенному, как то даже притаенно и робко я любил зимние вечера. Над увалами за селом долго и недвижно багровела красная заря - на ветер. Село цепенело в сумерках от мороза; хрустело под ногами людей, хрупало под копытами лошадей, трещали деревянные избы; скрип полозьев разносился, да такой резкий, что обоз, приближающийся к селу, слышно было еще от займища. За обозом, на зимнике, пробитом в торосах, оставалась гладкая стеклянная полозница, зеркально сверкающая в серой мгле зимней ночи. (В. Астафьев)

Проверить выполненное задание слайд 12.

Известно ли вам выражение "крокодиловы слезы"? Плачут ли на самом деле крокодилы? По утверждению современных шведских ученых, крокодилы плачут, но не от "избытка чувств", а от избытка солей, которые скапливаются у них в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз. Это выражение употребляется в значении "лицемерное покаяние или жалость, притворное сожаление, сострадание". Возникло это выражение из древнего поверья, будто бы крокодил перед тем, как съесть свою жертву, плачет, Рассказывают также, будто крокодил приманивает людей, подражая детскому плачу. Да, замысловатые слова мы услышали. Надо думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами. Как вы думаете, в каком это словаре можно найти слова "Крокодиловы слезы".

А сейчас поговорим о фразеологическом словаре.

Слайд 13.

Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов русского языка, то есть выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д.

В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов.

Фразеологический словарь. Добавлю, что есть и фразеологизм со словом "соль". Например, "пересолить", "уйти не солоно хлебавши". Послушайте и мою историю. На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие и налог на соль высокий. Сейчас мы, приготовляя пищу, солим ее. Не так делали в старину. Тогда варили без соли, а солили пищу уже за столом. Часто хозяин солил пищу своей рукой. Порой он так старался выразить свое почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Значит, одному пересаливали, а другой уходил не солоно хлебавши. Сейчас слово "пересолить", кроме своего прямого значения, означает "перестараться", а "уйти не солоно хлебавши" - "остаться неудовлетворенным, не получить того, на что рассчитывал".

Задание 1: Найдите фразеологизмы со словом "соль"

Аттическая соль, водить хлеб - соль, соль земли, хлеб - соль, забывать хлеб - соль,

Слайд 14, Слайд 15

Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопросы: как говорят о ...

  • кротком безобидном человеке? (Мухи не обидит)
  • чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться)
  • человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла)
  • о том, кто(что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится)

Задание 2: Укажите значение фразеологических оборотов: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней, Стреляный воробей, лебединая песня. Крепок задним умом.

Слайд 16

Школьный этимологический словарь русского языка

Найти слово соль

Этимологический словарь. Позвольте мне открыть вам еще одну лингвистическую тайну. Верите ли, друзья, что слова "соль" и "сладкий", такие разные по вкусу, имеют один и тот же исторический корень! А это действительно так. Говоря о слове "сладкий", я хочу удивить вас! Сладкий - это значит:соленый, в этимологическом плане, конечно. Это странно только на первый взгляд. Ведь древнерусская форма этого слова была "солодкий", на слух оно ближе к "соли". В древние времена люди знали единственную приправу для сдабривания пищи - соль. Сладкого, не считая меда да некоторых плодов, люди не пробовали, и "солодкое" - соленое - было для них самым "вкусным". Время шло. Разнообразнее становилась еда, появлялись новые вкусовые ощущения, узнал человек и прелесть сладкого. И вот старое слово "солодкий", которым, как упоминалось, русские люди определяли самое вкусное, было перенесено на новое приятное вкусовое свойство. Удивительные вещи происходят в русском языке, не так ли?

Задания

Работа с этимологическим словарем

Слайд 18 - 19

Словообразовательно-морфемный словарь русского языка

Словообразовательный словарь. Может рассказать о том, с помощью каких морфем образуются новые слова, какие способы образования есть в русском языке, и научить вас разбирать слова по составу. А вы можете отметить морфемы в слове "крокодил"? А в слове "крокодильчик"? А без моей подсказки вы определите способ образования данного слова? Молодцы, ребята! Давайте-ка теперь образуем однокоренные слова! Можно взять слово "соль"

Соль -> соленый -> солененький

Соль -> солить -> засолить -> засолка -> засолочный

Кстати, от одного слова можно образовать очень большое количество слов! Например, от числительного "два" образовано 265 слов! А "родственников" у этого слова еще больше - 547!

Найти в словаре слово "Сладкий"

Работа со словарем иностранных слов.

Отрывок из фильма "Женитьба Бальзаминова" или

Сценка. Отрывок из комедии А. Островского "Свои собаки грызутся, чужая не приставай"

Бальзаминов. А всё-таки, маменька, видно, что она в меня влюблена. И дом, маменька, у нее каменный. Ах, блаженство!

Бальзаминова. Уж и влюблена! Понравился ты ей так, с виду, вот и всё. А ты того не забудь, что ты ещё с ней ни одного слова не говорил. Что-то она тогда скажет, как поговорит с тобой! Умных ты слов не знаешь...

Бальзаминов. Это, маменька, нужды нет. В нашем деле всё от счастья; тут умом ничего не возьмешь. Другой и с умом, да лет пять даром проходит; я вот и неумен, да женюсь на богатой!

Бальзаминова. Вот что, Миша, есть такие французские слова, очень похожие на русские, я их много знаю; ты бы хоть их заучил когда, на досуге. Послушаешь иногда на именинах или на свадьбе, как молодые кавалеры с барышнями разговаривают, - просто прелесть слушать.

Бальзаминов. Какие же это слова, маменька? Ведь как знать, может быть, они мне и на пользу пойдут.

Бальзаминова. Разумеется, на пользу. Вот слушай! Ты всё говоришь: "Я гулять пойду!" Это, Миша, нехорошо. Лучше скажи: "Я хочу проминаж сделать!"

Бальзаминов. Да-с, маменька, это лучше. Это вы правду говорите! Проминаж лучше.

Бальзаминова. Про кого дурно говорят, это - мараль.

Бальзаминов. Это я знаю-с.

Бальзаминова. Коль человек или вещь какая-нибудь не стоит внимания, ничтожная какая-нибудь, - как про нее сказать? Дрянь? Это как-то неловко. Лучше сказать по-французски: "гольтепа!"

Бальзаминов. Гольтепа. Да, это хорошо.

Бальзаминова. А вот если кто заважничает, очень возмечтает о себе, и вдруг ему форс-то собьют, - это "асаже" называется.

Бальзаминов. Я этого, маменька, не знал, а это слово хорошее. Асаже, асаже...

Бальзаминова. Дай только припомнить, а то я много знаю.

Бальзаминов. Припоминайте, маменька, припоминайте! После мне скажите...

Словарь иностранных слов. Редкие и современные словари иностранных...

Слайд 20

Словарь иностранных слов имеет 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Слайд 21

Задание: Определите лексическое значение данных слов:

Перспектива, тенденция, форсировать, пафос, аргумент.

Что такое словарь. Знакомимся на сайте страницы

Слайд 23

К.Паустовский говорил: "Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем создании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения".

Словарь крылатых выражений.

Подведение итогов.

Что интересного вы узнали из сегодняшнего урока?

Значение словаря в вашей жизни?


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21