Преподавание литературы
Урок литературы в 5-м классе "Роман Воспитания" Д. Дефо
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.06.11
Просмотров: 27
Игнатьева Галина Валентиновна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи: - Ознакомиться с биографией Дефо;
- Узнать об эксперименте в романе и его этапах;
- Раскрыть возможности человека, указать на его предназначение в огромном мире, в природе, в обществе.
Оборудование: - Мультимедийная установка;
- Интерактивная доска;
- Компьютер.
Ход урока I. Ознакомление с биографией писателя II. Самостоятельная работа Вопросы: - Когда жил и творил Даниель Дефо?
- Какое произведение является главным в творчестве писателя?
- Произведения каких жанров принадлежат перу этого автора?
- В чем преимущества романа как жанра?
- Сколько книг про Робинзона Крузо написал Даниель Дефо и как озаглавил их автор?
- Какова отличительная черта литературы во времена Дефо?
III. История Робинзона - Доостровная жизнь героя;
- Пребывание Робинзона на острове;
- Встреча с людьми и дальнейшие приключения героя.
Автор ставит перед нами три вопроса: - Каким был до острова Робинзон?
- Каким стал на острове?
- Каким он войдёт в мир людей после многих лет одиночества?
Вывод: Таким образом, в центре романа жизнь Робинзона на острове. IV. Вспомним первый выход Робинзона в море: - Чем он там занимается?
- Учится морскому делу, постигает трудную науку мореплавания?
- Разумно ли ведёт себя Робинзон на корабле?
V. Эксперимент Автор проводит в романе эксперимент над человеческой природой. Цель: раскрыть возможности человека, указать на его предназначение в огромном мире, в природе, в обществе. Опытная лаборатория – необитаемый остров. Этапы эксперимента: - 1 этап «Познание самого себя»
- 2 этап «Усвоение Библии»
- 3 этап «Покорение природы»
VI. Зарядка для глаз VII. Работа в группах Первый этап - Почему Робинзон уходит в море?
- Обратите внимание на слова «страсть к морю» и «что-то роковое в этом природном влечении». Как вы это понимаете?
- Слушается ли Робинзон советов друзей и уговоров отца?
- А подготовлен ли Робинзон к морю
- Как воспитан Робинзон?
- Готов ли он к какой-нибудь деятельности?
- Что происходит в семье Робинзона после его ухода в море?
- Как вы считаете, разумно ли поступает Робинзон, отправляясь в море?
- Что главное в человеке разум или страсти?
- Как называет свой остров Робинзон?
- Как вы думаете почему?
- Какие чувства не дают покоя Робинзону?
- Научился ли Робинзон контролировать их.
Второй этап - Как сказалось изучение Библии на образе жизни Робинзона?
- Каково значение Библии для Робинзона?
- Какие действия он предпринял, руководствуясь Библией?
- Уточните, когда Робинзон начинает по-настоящему осваивать остров?
- Связано ли освоение Робинзоном Библии с освоением природы?
Третий этап - Что главное для Дефо в труде: работа руками или работа головой?
- Как вы понимает выражение «покорение природы». В чём оно заключается?
VIII. Какова задумка автора - Какое значение имеет художественная деталь при описании трудовой деятельности Робинзона?
- Что хочет подчеркнуть Дефо: результат труда, простой физический труд или же то, как работает Робинзон Крузо?
IX. Делаем вывод Так бы и сказал каждому человеку на Земле: друг мой, как это сложно и как это почётно быть человеком, человеком – творцом своей судьбы. X. Физкультминутка XI. Тест к роману Дефо «Робинзон Крузо» -
Где первый раз на острове переночевал Робинзон Крузо? а) на берегу; б) на дереве; в) в шалаше. -
В каком городе родился Робинзон? а) Лондон; б) Нью-Йорк; в) Йорк. -
В каком году в первый раз был напечатан роман? а) 1719 год; б) 1619 год; в) 1819 год. -
Как звали друга Робинзона? а) Понедельник; б) Среда; в) Пятница. -
За что уцепился Робинзон, чтобы залезть на корабль? а) канат; б) выступ; в) перила. -
Сколько лет находился на острове Робинзон? а) 28; б) 29; в) 30. -
Восточная часть острова кишмя кишила, какими животными? а) козами; б) коровами; в) овцами. -
Какие злаки сеял Робинзон? а) просо и рожь; б) пшеницу и ячмень; в) рожь и ячмень. -
Сколько месяцев Робинзон делал себе лодку? а) 4; б) 3; в) 2. -
Какую лодку сделал Робинзон? а) каноэ; б) фрегат; в) пирогу. -
Какой предмет Робинзон ценил меньше всего? а) деньги; б) библию; в) инструменты. -
Откуда Робинзон хотел стрелять по дикарям? а) из дупла; б) из кустов; в) с дерева. -
Какие чувства испытывал Робинзон к дикарям? а) презрение; б) благодарность; в) уважение. -
Как относится автор к своему герою: а) восторгается и любуется им; б) насмехается и издевается над ним вместе с читателем; в) сожалеет о неудавшейся судьбе человека, утратившего свободу. -
Ваше отношение к этому персонажу: а) он вызывает смех; б) восторг; в) сожаление; г) другое чувство (какое?) Запиши в тетрадь. XII. Восстановим текст – получим вывод Роман Воспитания. Он оказался подлинным гимном человеку, гимном неутомимой работе свободного, всепобеждающего человеческого разума, гимном неустанному поиску самого себя, своего предназначения в жизни, поиску истины. Рассказав о «бедном Робине», Дефо как бы сказал каждому человеку на Земле: «Друг мой, как это сложно и как это почётно быть человеком, человеком – творцом своей судьбы». XIII. Задание на дом Написать сочинение на тему «Роман воспитания». Приложение.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|