Преподавание литературы Здоровьесберегающий аспект в преподавании литературы: урок литературы и ОБЖ в 6-м классе "Конфликт "открывателей" и "осваивателей" в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.09 Просмотров: 31 Лобода Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели: образовательные -
развивающие -
воспитательные (здоровьесберегающие аспекты)-
Оборудование:
Методы: репродуктивный, проблемный, частичного поиска Принципы: доступности, анализа и синтеза, прочности, наглядности Доминирующая форма урока: аналитическая беседа Тип урока: интегрированный (литература + ОБЖ) Внутрипредметные связи: фольклор (русская народная сказка "Царевна-лягушка") Эпиграф урока: Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь - весь-то человек, большой, прекрасный: из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там со всею природой: Словарь урока:
Ход и содержание урока Орг. момент. Знакомство с темой. Чтение эпиграфов Вступительное слово учителей о задачах урока Первая учебная ситуация. Подготовка к восприятию проблемы урока. Работа с текстом. Аналитическая беседа по вопросам домашнего задания: Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? Прочитайте выразительно этот отрывок. Прочитайте другие отрывки, изображающие жизнь природы в сказке Пришвина. Какое впечатление производят эти картины природы? Как писатель характеризует борьбу ели и сосны за жизнь? В произведении играют существенную роль олицетворения. С их помощью писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их действующими лицами, персонажами сказки, которые принимают активное участие в жизни героев - Насти и Митраши. Так показана неразрывная, глубокая связь природы и человека. Так, злые силы мешают им, стараются запугать, заставить уйти из леса: "Деревья зарычали, завыли, застонали". Добрая природа успокаивает детей, помогает им: ":трава белоус показывала направление обхода елани". Каково художественное значение отрывка "Тетерев - косач"? Автор показывает красоту природы, её совершенство (см. текст). Как ведут себя дети в лесу? Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они словно превратились в деревья и камни. Писатель говорит: "Затаив дыхание, видели дети на холодном камне:"; "Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой". Вторая учебная ситуация. Подготовка к восприятию проблемы урока Мини-дискуссия: "Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?" (РР обмен мнениями с опорой на читательский словарь урока) Спор героев. Обучение анализу эпизода. Чтение эпизода в лицах (возм. инсценирование) Какие вопросы вы предлагаете обсудить, анализируя этот эпизод? Как ведёт себя каждый из них в момент ссоры? Насте было обидно подчиниться младшему Митраше. Митраша считал себя умным, смелым и независимым и хотел быть похожим на отца, главным в отношениях с сестрой. Наблюдение в работе с текстом. Как природа помогает понять настроение спорящих? Внезапно изменившаяся картина прекрасной природы заставляет нас насторожиться, подготавливает к предстоящим проблемам во взаимоотношениях героев. Этим он выражает мысль, что человек очень близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, о том, что он должен быть Человеком с большой буквы, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло. Как ошпаренный, метнулся косач. Закричала ворона. Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце. Природа чувствует разногласие, и злые силы торжествуют. Какова роль этой сцены в сказке? В этом эпизоде открывается главный конфликт произведения: борьба добра и зла, разумного и стихийного начал в человеке и природе. Третья учебная ситуация Работа в поисковых группах. Как ведут себя Настя и Митраша, оставшись наедине с природой? Проследим путь Митраши (первая группа - мальчики) Учитель ОБЖ: Как чувствует себя Митраша, оставив Настю? Что происходит с природой? Что нужно знать, чтобы не погибнуть в болоте? Почему, несмотря на уверенность, Митраша всё же становится пленником болота? Какие ошибки он допустил? Как ведёт себя герой в опасной ситуации? За что можно похвалить мальчика? Докажите текстом. Не повторяет прежней ошибки, а действует осторожно, обдуманно: ":маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения:". Что помогает ему выжить? Какие качества героя восхищают нас Как ведёт себя Митраша сразу после спасения? Благодаря проявленной воле и находчивости, человек становится сильнее, и эта сила проявляется прежде всего в заботе о тех, кто нуждается в "человеческой руке". Он, "как настоящий большой человек, властно приказал: " Иди же теперь ко мне, моя Затравка!" Травка поняла, что перед нею стоял "прежний прекрасный Антипыч". Какой подвиг совершает Митраша? Герои-первооткрыватели (на краеведческом материале "Покорение Таймыра"). Мультимедийная презентация, подготовленная учеником на основе опережающего индивидуального дом. задания, защищается как мини-проект, раскрывающий, какими качествами должен обладать настоящий первооткрыватель или исследователь, какие опасности ему грозят и как от них предостеречься. Проследим путь Насти (вторая группа - девочки) Учитель литературы: С какими трудностями сталкивается девочка? Почему? Как ведёт себя Настя среди такого богатства? Удивлены? Что случилось с милой, доброй девочкой? Благоразумие Насти вроде бы вызывает одобрение автора и как бы вознаграждается клюквенной палестинкой. Зачем же писатель ставит свою героиню в такое невыгодное положение, рисуя её жалкой и ничтожной, не имеющей ничего общего с прежней золотой курочкой? Какая природа окружает Настю? Как описывает её Пришвин? В чём проявляется мастерство писателя? Это добрая природа. Писатель подбирает ласковые эпитеты, сравнения, неожиданные метафоры, чтобы передать своё сокровенное отношение к природе: тоненький стебелёчек; зелёные маленькие листочки, как крылышки; чёрные ягоды с синим пушком; красно-рубиновая ягода кисточкой; и каждый рубинчик в зелёной оправе. Как ведут себя растения и звери? (Анализ эпизода "Встреча с лосем") Такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника, а Настя, забыв о брате, ползает по земле, как животное, и меньше всего в этот момент в ней можно узнать совершенство природы - мудрого и разумного человека. Не случайно лось сначала не узнал в ней человека, не испугался её. Какое художественное средство помогает писателю подчеркнуть приниженность Насти, её жалкое положение? Сравнение со змеёй. Вспомнив о Митраше, она словно сбросила змеиную шкуру. Над чем заставляет нас задуматься автор, изображая путь Насти? Какой вопрос и с каким чувством он задаёт себе и читателю? С болью автор спрашивает: "Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?" Прочитайте описание чёрного пня. Какова его роль? Автор упрекает Настю, оставившую брата в беде. В отличие от Насти, чёрный пень собирает и обогревает всё живое. Почему появление Травки имело решающее значение для Насти? Что помогло Насте осознать свой поступок и задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше? Анализ эпизода "Встреча со змеёй". Докажите, что Настя глубоко переживает случившееся и свой проступок. Она мучалась. Так и пишет Пришвин. Девочка отдала всю собранную клюкву детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда. Четвёртая учебная ситуация. Обратная связь. Заполнить таблицу. Можно работать с интерактивной доской.
ВЫВОД: запись в тетради: И пути "открывателей", и пути "осваивателей" полезны людям, но мудрость и красота человека проявляются не в бездумном риске, не в эгоистическом стремлении обогатиться, а только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - сохранить себя, свою жизнь и человека в себе, быть полезным другим. Отступление от этого делают человека несчастным, а его жизнь бессмысленной. Автор сказки выражает мечту о нравственном совершенстве человека, о его й красоте, мудрости и ответственности. Пришвин славит человека с добрым сердцем, заботливого хозяина природы. (Возвращаемся к эпиграфу урока!) Оценка деятельности класса. Высказывания детей об уроке. Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: "Чему меня научили испытания Митраши и Насти?" Вариант: мультимедийная презентация "Испытания героев Пришвина в сказке-были "Кладовая солнца". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |