Преподавание литературы Урок литературы в 10-м классе: «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.08 Просмотров: 35 Ятманкина Мария Сергеевна, учитель русского языка Цели урока:
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, цитаты из статьи А. Вронского, Ю. Манна, характеризующие Плюшкина; иллюстрации А.А. Агина и Л.М. Боклевского «Портретная галерея героев – помещиков»; фрагмент из фильма – спектакля «Мертвые души» «Чичиков у Плюшкина», мультимедиапроектор, С.И. Ожегов «Словарь русского языка». Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности. Эпиграф к уроку
Ход урока I. Организация класса II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового, постановка задач урока для учащихся Словарная работа: Слайд: Композиция Духовная деградация Духовное опустошение Прореха Вспомним последовательность описания встречи Чичикова с каждым из помещиков. Слайд: Описание деревни. Описание господского дома. Описание внешнего вида помещика. Описание внутреннего вида помещичьего дома. Операция купли-продажи. Вывод: - Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». Действительно, образы помещиков даны по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян. - Какие приемы сатирического изображения помещиков в поэме мы увидели? Работа с высказываниями А. Вронского и Ю. Манна. Слайд (целеполагание для учащихся): «Герои все более делаются мертвыми душами, чтобы потом почти совсем окаменеть в Плюшкине». (А. Вронский) «Манилов, может быть, и «симпатичнее» Плюшкина, однако процесс в нем уже завершился, образ окаменел, тогда как в Плюшкине заметны ещё последние отзвуки подземных ударов. Выходит, что он не мертвее, а живее предшествующих персонажей». (Ю. Манн) - Как вы поняли эти высказывания? - В чем их противоречие? - Нам сегодня следует в этом разобраться. - Выяснить, какое место занимает этот герой среди других помещиков, - Как помогает понять идею произведения образ Плюшкина? По ходу рассуждения в тетрадях вы записываете выводы, к которым мы придем вместе. III. Усвоение нового. Анализ главы 1. Выявление восприятия материала: - Визитная карточка Плюшкина: Степан Плюшкин, возраст – седьмой десяток, владелец 1000 душ крепостных крестьян. - Отзывы о Плюшкине: «800 душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха» «Такой скряга, какого вообразить трудно» «Всех людей переморил голодом» «А… заплатанной…» - Следует ли Н.В. Гоголь в этой главе общим приемам раскрытия образа? - Эта глава, так же как и предыдущие, начинается с описания деревни. 2. Художественный пересказ описания деревни 3. Художественный пересказ описания господского дома Вывод: Выразительно описание села и господского дома. Это описание проникнуто какой-то тоской. Предметный мир вокруг свидетельствует о гнилости, умирании, упадке. Один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. Описание сада перекликается с описанием хозяина. 4. Выразительное чтение описания внешности помещика. Вывод: Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей. Образ-фикция, созданный Гоголем, - прореха, дыра – становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца – прореха на человечестве. 5. Просмотр фрагмента фильма – спектакля «Чичиков у Плюшкина». (Купля – продажа мертвых душ) Вывод: 6. Чем построение главы отличается от других глав о помещиках? - В эту главу включен рассказ о прошлом Плюшкина. Перед нами предстает не просто «мертвая душа», а живая, превращающаяся в мертвую. 7. Пересказ истории жизни Плюшкина. 8. Выразительное чтение лирического отступления – размышления автора о юности и обращение к читателям. - Кто виноват в духовной гибели Плюшкина? - Какими качествами должен обладать человек, чтобы сохранить живую душу? - Насколько актуальны слова Н.В. Гоголя сегодня? Вывод: Взволнованное обращение к каждому читателю – предостережение автора: путь Плюшкина – реальная возможность, которая открывается перед каждым человеком. Именно здесь появляется образ дороги жизни, пути, что выбирает себе каждый человек. Сам человек несет ответственность за дорогу, которую он выбирает. Гоголь верил в способность русского человека измениться, верил в богатые потенциальные возможности России. 9. Работа с высказываниями А. Вронского и Ю. Манна - Чью точку зрения вы разделяете? - Как помогает понять идею произведения образ Плюшкина. IV. Самостоятельная письменная работа Каково «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме «Мертвые души»? Вывод: 1. Плюшкин занимает особое место в системе персонажей. У Плюшкина есть история жизни. 2. Плюшкин – скупец – расточитель. Заботясь о ничтожной мелочи, он теряет сотни и тысячи, разоряя родовое поместье. 3. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин забывает о душе своей и чужой. Человеческие чувства, которые не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, каждый день что-нибудь в нем утрачивалось. 4. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. 5. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. С героями поэмы его роднят бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких и возвышенных чувств. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение расчеловечивания человека. Итог урока Домашнее задание: 1. Собрать материал по теме «Чичиков – центральный герой поэмы». 2. Написать сочинение-миниатюру «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина». 1 группа - о деталях пейзажа; 2 группа - о деталях портрета; 3 группа - о деталях интерьера; 4 группа - о деталях, помогающих описать поведение героя. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |