Преподавание русского языка Занятие русского языка и культуры речи с использованием компьютерных технологий "Синонимы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.08 Просмотров: 8 Камнева Светлана Владимировна, преподаватель русского языка Цели преподавателя:
Цели студента: продуктивно использовать созданные условия для собственного обучения, развития и воспитания. Оборудование:
Содержание урока I. Организационный момент - Сегодня у нас необычный урок русского языка. Проведём его с помощью компьютеров. Работать вы будете в парах. В конце занятия компьютер выведет общую оценку за работу каждой пары. Мы продолжаем изучать раздел русского языка “Лексикология”. Тему и цели занятия вы попробуете сформулировать сами. II. Мотивационно-целевой компонент - Внимание на экран! Прочитайте текст. Затем вы поделитесь друг с другом мыслями, возникшими по поводу этого текста. Слайд 1 (на экране) Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше. - Поделитесь мыслями, возникшими в ходе чтения текста. (В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.) - Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? Конкретно вас касается эта проблема? Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов. (Использовать синонимы, обогащая ими свою речь.) Формулирование темы и целей работы. - Внимание! Выходим на тему нашего занятия. (Синонимы.) Слайд 2 (на экране) Тема: Синонимы - Сначала подумайте каждый самостоятельно, а затем обсудите в парах, какие вопросы предстоит решить в ходе занятия, каких целей достичь. Поделитесь с нами своими мыслями. (Вспомнить определение термина “синонимы”; совершенствовать умение правильно использовать в устной и письменной речи синонимы, обогащая ими свой словарный запас.) - Подумайте, нужны ли вам эти умения как будущим учителям начальных классов? III. Планирование - Обсудите в паре, как можно построить работу на уроке, чтобы достичь намеченных целей. Поделитесь своими планами. (Т.к. тема изучалась в школе, работу на уроке нужно строить с опорой на изученный материал; умение правильно употреблять в речи синонимы совершенствовать через тренировочные упражнения, через работу со словарями.) IV. Работа по теме Включите компьютер, найдите на экране файл “Задание 1”. В таблицу после моего сигнала внесёте свои данные. Сколько вас? (2, О.к.) Напечатайте с большой буквы фамилию первого студента, введите данные в компьютер. Напечатайте фамилию второго студента, введите данные. 1. Определение понятия “синонимы” (тест 1) Итак, вы видите тест 1. Прочитайте задание к нему. Слайд 3 (на экране и на компьютерах) Выберите верное определение термина СИНОНИМЫ.
- Выберите в паре верный ответ, не торопитесь, хорошо подумайте. Даётся одна попытка на выполнение каждого теста. Выберите курсором нужный ответ и нажмите на левую клавишу мыши. Проверка (Приложение 1, Слайд 4) - Приведите примеры синонимов, одинаковых по значению. - Приведите примеры синонимов, близких по значению. Какой вывод можете сделать? (В русском языке, гораздо больше синонимов, близких по значению. Синонимов, одинаковых по значению, очень мало.) - Обратимся к этимологии этого слова, т.е. к его происхождению. Какая часть слова “синонимы” вам знакома? (“Онима” - имя.”) Греческий корень “син” означает “общий, сходный”. 2. Исследовательская работа - Вернёмся к тексту, в котором многократно употребляется прилагательное “старый” (Приложение 1, Слайд 5). - Вспомните, какой вывод вы сделали. (Текст звучит некрасиво, если в нём повторяется одно и то же слово, избежать навязчивого повторения можно с помощью подбора синонимов к этому слову.) - Выбрать наиболее подходящий синоним для данного конкретного случая – значит, приблизиться к решению интересующей нас задачи: а как лучше сказать? Подумайте, какие источники помогут найти ответ на этот вопрос. (“Толковый словарь”, “Словарь синонимов”.) - Обратимся за справкой к синонимическому словарю под редакцией Чешко, в котором представлено 9000 синонимических рядов. Как вы думаете, что такое синонимический ряд? (Это слова, являющиеся синонимами.) - Внимание на экран! Вы видите интересующий нас текст. Многократно повторяющееся слово “старый” из него исключено (Приложение 1, Слайд 6). - Так как мы располагаем единственным словарём синонимов, воспользуемся выписками из него (Приложение 2). - Рассмотрим статью, посвященную слову “старый”. На какой странице словаря синонимов она располагается? (стр.521). Что вы можете сказать об этом слове? (Прилагательное “старый” многозначное. К нему даны 6 синонимических рядов.) Третий синонимический ряд со словом “старый” предлагается найти в статье, посвящённой прилагательному “давний”. Укажите страницу, на которой помещена данная статья. (Стр.115). И т.д. - Итак, ваша задача – выбрать наиболее подходящий синоним в каждом случае, т.е. определить лексическую сочетаемость синонимов с другими словами. Обсудите в парах, какой синонимический ряд сочетается с существительным “человек”. (I синонимический ряд). Какой синоним из этого ряда больше подходит в данном случае? Вспомните, какой источник поможет найти ответ на этот вопрос. (Толковый словарь.). Поработайте со словарём, используя слова I синонимического ряда. (В данном контексте человек может быть старый, престарелый.). И.т.д. (События – III ряд: давние, давно минувшие.) Обычаи – IV ряд: старинные, древние, вековые, дедовские. Одежда – II ряд: ветхая, обветшалая. Времена – III ряд: давние, давно минувшие, стародавние, древние, далёкие; IV ряд: бывшие, прежние.) (Приложение 1, Слайд 7 – 11). - Прочтите текст ещё раз и пронаблюдайте, соблюдаются ли теперь в этом тексте лексические нормы. 3. Тренировочные упражнения а) Замена синонимов (тест 2) - Потренируемся в правильном употреблении синонимов в речи на практических упражнениях. Найдите на экране компьютера файл “Задание 2”. Откройте его. Прочитайте задание. Слайд 12 (на экране и на компьютере) Укажите номера предложений, в которых можно заменить один синоним другим. Правильный, верный.
Темный, смуглый.
Свежий, чистый.
Улыбка, усмешка.
- К какому источнику в случае затруднения вы можете обратиться? (К толковому словарю). - На выполнение задания отводится 5 минут. Проверка. (Приложение 1, Слайд 13) Слайд 14 (на экране и на компьютере) Расположите слова в синонимическом ряду в порядке возрастания признака: хороший, превосходный, классный, славный - Что вы можете сказать об этих синонимах? Чем они отличаются? (Степенью проявления признака.) Первым в синонимическом ряду вы поместите синонимы с наименьшим проявлением признака. И так далее по нарастающей. - На выполнение задания отводится 3 минуты. Проверка. (Приложение 1, Слайд 15) - А теперь расположите эти синонимы в порядке убывания признака. (Превосходный, классный, славный, хороший.) Сделайте вывод об этих синонимах. (Некоторые синонимы можно расположить в синонимическом ряду как в порядке убывания признака, так и в порядке его возрастания.) - Можно ли сказать, что эти синонимы – одинаковые по смыслу? (Нет, они отличаются оттенками значения.) - Пронаблюдайте, чем, кроме оттенков значения, отличаются друг от друга эти синонимы. (Стилистической окраской.) - Вспомните, на какие группы можно разделить все слова стилистически. (Нейтральные – стилистически не окрашенные; книжные – высокие, придающие речи торжественность; стилистически сниженные – разговорные (слова, свойственные обиходной, разговорной речи, используются в бытовом общении) и просторечные (слова, свойственные нелитературной городской разговорной речи). - Найдите среди этих синонимов стилистически окрашенные. (Классный, славный – стилистически сниженные, разговорные.) - Назовите стилистически нейтральные синонимы. (Хороший, превосходный.) в) Стилистические синонимы. (Тест 4). - Продолжим работу над стилистическими синонимами. Найдите на экране компьютера файл “Задание 4”. Прочитайте задание. Слайд 16 (на экране и на компьютере) Определите стиль синонимов, расположив их в три столбика.
архитектор, зодчий; вояка, воин, боец; мордочка, лицо, лик; тихо, потихоньку; грядущий, будущий; бить, лупить; - Какой источник поможет выполнить это задание? (Толковый словарь) - На выполнение задания отводится 8 минут. Проверка. (Приложение 1, Слайд 17) - Как видим, нейтральное слово есть всегда, а книжного или разговорного синонима может и не быть. Пронаблюдайте, каких синонимов больше: разговорных или книжных? (Разговорных.) Словарь подтверждает это наблюдение. г) Семантико-стилистические синонимы (тест 5) - А сейчас вспомним всё, что мы говорили о лексических и стилистических синонимах. Найдите на экране компьютера файл “Задание 5”. Прочитайте задание. Слайд 18 (на экране и на компьютере) Укажите, какой из помещенных в скобках синонимов больше всего подходит для данного предложения.
- На выполнение задания отводится 5 минут. Проверка. (Приложение 1, Слайд 19) - Итак, богатство лексических и стилистических синонимов в русском языке обязывает каждого говорящего или пишущего особенно продуманно относиться к выбору слова. д) Аукцион синонимов. - Проведём аукцион синонимов. Когда вы пишете сочинение или рассказываете о чём-то, вам не всегда удаётся подобрать синонимы к глаголам “сказать, говорить”. Постараемся сейчас решить эту проблему. Подняв руку и получив право на ответ, называйте синоним. Кто назовёт синоним последним, выиграет этот аукцион. Проверка. (Приложение 1, Слайд 20) - Пронаблюдаем, какие слова не были названы вами. Внимание на экран! е) Контекстуальные синонимы. - Обратимся к творчеству мастеров художественного слова и пронаблюдаем, как они используют синонимы в своих произведениях. В качестве примера рассмотрим творчество писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина. Внимание на экран! Слайд № 21 (на экране) В произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина слово ГОВОРИЛ (ПРОГОВОРИЛ) имеет более 30 синонимов: БРЯКНУЛ, БУРКНУЛ, БУХНУЛ, ВОСКЛИКНУЛ, ВЫДАВИЛ ИЗ СЕБЯ, ЗАГВОЗДИЛ, ЗАИКНУЛСЯ, ЗАЛАЯЛ, ЗАМЕТИЛ, ИКАЛ, КАЛЯКАЛ, КУРЛЫКАЛ, ОБРАТИЛСЯ, ПОВЕСТВОВАЛ, ПОДХВАТИЛ, ПУСТИЛ ШИП ПО-ЗМЕИНОМУ, РАССУЖДАЛ, РЖАЛ, РЯВКНУЛ, СБОЛТНУЛ, СТОНАЛ, ХЛОПНУЛ и др. Правда, многие из них стали синонимами только в условиях данного контекста. Например: “Он в одну минуту НАЛАЕТ столько, сколько не успели НАЛАЯТЬ его достославные предки.” V. Домашнее задание - Итак, занятие подходит к концу. Дома предлагаю вам откорректировать текст (упражнение 14). VI. Итог - Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока. Что для этого сделали? VII. Рефлексия - Поразмышляем, насколько эффективно нам удалось поработать. Найдите на экране компьютера файл “Рефлексия”. Перед вами три вопроса. Прочитайте! Рефлексия.
- Прочитайте три варианта ответа. Варианты ответа: Зеленый – очень хорошо. Желтый – удовлетворительно. Красный – плохо. - Обсудите в парах и выберите вариант ответа на каждый вопрос. - Просим компьютер показать общую рефлексию. Внимание на экран! Слайд 22 (на экране) Общая рефлексия. - Просим компьютер показать оценки за работу на уроке. Слайд 23 (на экране) Оценки за работу на уроке. - Что вам дала такая форма работы? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |