Преподавание литературы Открытый урок на тему: "Поэзия серебряного века"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.04.02 Просмотров: 13 Подлинных Ольга Евгеньевна, преподаватель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: портреты поэтов, эпиграф, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, репродукции картин художников, элементы для составления таблицы. Ход урокаВступительное слово Рубеж XIX-XX веков -эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных преобразований. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”- этот блоковский вопрос-ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса, именно так называют искусство Серебряного века, сравнивая с европейским Возрождением. Искусство этого периода стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. “Бог умер!” - утверждал западный философ Ницше, а в России рождается религиозная философия. Русский философ Франк предупреждает об опасности отторжения человека от Бога, он утверждает, что человек является частью бытия. В.Соловьёв считает, что как только человек удовлетворит свои естественные потребности, ему станет нечем жить. Единственное спасение из этой трагической ситуации-вера в то, что в мире есть высшее духовное начало, которое заключает в себе смысл. Это Бог. Цель исторического процесса-одухотворение человечества, единение Бога и человека. По мнению Н.Бердяева, высшая ценность бытия- уникальная человеческая личность. Но если человек остался без Бога, он перестаёт быть человеком. Высшее предназначение человека - это творчество, которое становится сотворчеством человека с Богом. Русские философы не допускают, что истина может быть открыта другим путём, они обращаются за поддержкой к религии и искусству. Происходит обновление мироощущения.Уже нет уверенности, что человека можно объяснить влиянием на него среды, как учили реалисты. “Солнце наивного реализма закатилось”, - вынес свой приговор А.Блок. Это грозное катастрофическое время требует от поэта нового языка. Так рождается модернизм - искусство, которое порывает с традициями реализма. Модернизм не отображает действительность, а создаёт новые образы, художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, а футуризм смело смотрит в будущее. Беседа Если есть Серебряный век, значит, был век “золотой”? Какую поэзию можно отнести к “золотому веку”? Сравним два стихотворения “золотого” и Серебряного века, ставших любимыми романсами- “Я помню чудное мгновенье” А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой (чтение наизусть стихотворений студентами). Какой теме посвящены эти стихи? Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии? ВЫВОД: если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край, а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору, более - в человеческий рост”, по словам Н.Оцупа. Впервые название “Серебряный век” использовал философ Н.Бердяев, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н.Оцупа. “Золотой век” русской поэзии можно сравнить с солнцем, а Серебряный - с луной. Практическая часть Деление на три группы для работы с текстом, самостоятельное изучение и пересказ с опорой на вопросы. Для справок: АКМЕИЗМ - модернистское течение (от греч. “акме”- остриё, вершина), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ-многозначное иносказание. Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности. ФУТУРИЗМ, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале ХХ века и впервые публично заявил о себе в сборнике “Садок судей”(1910). Авторами сборника были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский. Эти поэты вместе с В.Маяковским и А.Крученых составили группу кубофутуристов или “Гилею”. Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлён в будущее(от лат. “футур”- будущее). Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу обывательского общества. Поэтому необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Главная цель творчества футуристов - побуждение к действию. Поэтому в их практике акцент заметно смещается с конечного результата на самый процесс творчества. Во всём, что касается формальных особенностей творчества, воцаряется сплошная относительность. Для футуризма характерно бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. Новые эстетические возможности апробируются футуристами в связи с переориентацией с читаемого на произносимый текст. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях. С этим связаны новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки. Вопросы:
После знакомства с каждым из направлений звучат стихи. Рассматривание репродукций. Какую закономерность можно заметить в смене направлений поэзии Серебряного века? Как меняется отношение к действительности, к слову у поэтов различных направлений? Закрепление В смене направлении модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов до отрицания её у акмеистов и преобразования у футуристов (составление таблицы путём подбора и сопоставления фрагментов). СИМВОЛИЗМ:
АКМЕИЗМ:
ФУТУРИЗМ:
“Вне групп” Сама духовная атмосфера рубежа веков провоцировала писателя на художественное своемыслие, она вызывала к жизни едва ли не самую опасную человеческую претензию - претензию на абсолютное господство в иерархии ценностей. Вместе с тем поэзия явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей и самостоятельных крупных звёзд, стоящих вне групп. Творчество каких поэтов изучается вне групп? Почему они отошли от ведущих литературных направлений? Чтение стихов (на выбор преподавателя и студентов). Итог Итак, новая литература громко заявила о себе. Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени. Обращаясь вновь к нашему эпиграфу можно сказать, что в своих стихах поэты выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее, на нас - потомков. Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства. Никогда ещё в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью и музыкой. На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов. В заключение нашего урока предлагаю вам исполнить один из них. Домашнее задание Написать сочинение по теме:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |