Преподавание русского языка Повторение и систематизация материала по теме "Правописание одной и двух букв Н в полных именах прилагательных и причастиях"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.03.12 Просмотров: 8 Гордеева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование:
Ход урокаI. Проверка домашнего заданияПравописание суффиксов причастий -ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -им, -ем, правописание гласных в причастиях перед суффиксом –вш и буквами нн. II. Работа над темой урока1. Задание: прочитайте предложение и определите, на какую орфограмму пропущены буквы в выделенных словах. Слайд 1. 2. Объявление темы урока. Слайд 2. 3. Задание: вспомнить правописание одной и двух букв н в отымённых прилагательных. По мере того, как учащиеся вспоминают правило, открывается Слайд 3. 4. Учитель обращает внимание учеников на прилагательные ветреный и ветряной, употребляемые с учётом их лексического значения.
5. Задание: вспомнить прилагательные, которые пишутся с одной н, т. к. не имеют суффикса. Слайд 4. 6. Закрепление: объяснение орфограмм у доски (под диктовку). Вагонное депо, кожаный диван, истинное происшествие, деревянная изгородь, ветреное утро, полотняная скатерть, дивизионный командир, свиные котлеты, с подветренной стороны, соловьиная трель, ветряная мельница, румяный юноша, платяной шкаф, диковинная окраска. 7. Задание: вспомнить, как отличить отглагольное прилагательное и причастие. Признаки отглагольного прилагательного. По мере того как ученики вспоминают, открывается Слайд 5. 8. Отглагольные прилагательные на -ованный, -ёванный. Слайд 6. 9. Задание: прокомментировать пример. Слайд 7. 10. Сложные прилагательные. Слайд 8. 11. Задание: образовать от глаголов прилагательные, если это возможно.
12. Учитель обращает внимание на прилагательные масленый, масляный.
13. Задание: вспомнить признаки причастий. По мере того, как учащиеся вспоминают, открывается Слайд 9. 14. Задание: прокомментировать пример. Слайд 10. 15. Закрепление: объяснение орфограмм у доски (под диктовку). Некрещёный младенец, стираное – перестиранное пальто, потерянное время, неписаный закон, масляная краска, пойманный зверь, горячекатаный асфальт, мощённая булыжником дорога, масленый блин, незваный гость, дарованная свобода, званный к ужину гость, пленённый враг. 16. Учитель обращает внимание учеников на слова, вызывающие затруднения. Слайд 11. 17. Работа с текстом (раздаточный материал). В тексте пропущены буквы на изучаемые орфограммы. Задание:
Что может быть лучше тихого уголка русской природы? Летнее безветре…ое утро. Ещё совсем рано. Выше тополей поднимаются розовые утре…ие туманы. Кое – где раздаётся пение таинстве…ых птиц, пробуждё…ых зарёю. Совсем рядом – серебря…ая лента реки и жёлтая полоса песча…ого берега. На берегу у самой воды, словно одной ногой нехотя ступая в ледя…ую воду, стоит ветря…ая мельница. Возле неё белоголовый мальчик лет семи пасёт гусей. На нём штопа…ые – перештопа…ые штанишки, а в руках он держит поноше…ый пиджачок. На его нечёса…ых волосах чудом держится кожа…ый картуз. Рядом с мельницей – песча…ая поляна, затенё…ая красавцами – тополями. У самой воды – каме…ый выступ, обвеша…ый какими – то причудливыми растениями. Будто кручё…ый зелё…ый жгут, они обвивают каме…ого великана. Недалеко видна деревенька. Маленькие деревя…ые домики за плетё…ым частоколом весело смотрят на мир, встречая восход солнца. Ещё так рано, а уже пахнет свежепечё…ым хлебом. А дальше – стриже…ая аллея, а за ней – вспаха…ое поле. 18. Учащиеся делают выводы по пройденным темам. III. Проверочная работа–тест (раздаточный материал).Тест. Одна и две буквы н в прилагательных и причастиях. Внимание: может быть 1, 2 и более правильных ответов!
IV Подведение итогов, выставление оценок.Домашнее задание: Правила выучить. Записать текст, вставить буквы, графически объяснить орфограммы. Дикови…ые картины открывались в саду любопытному взгляду: взбешё…ые львы бегали по расчище…ым дорожкам, оставляя невида…ые следы. Баше…ые часы охраняли от беше…ых любителей исти…ых ценностей отчая…ые ко…ые дружинники, ю…ые и румя…ые, одетые в шерстя…ые плащи, кожа…ые сапогт и льня…ые рубахи, подпояса…ые обыкнове…ыми кручё…ыми верёвками, скруче…ыми втрое. Восторже…ые дамы с цветами и поклонниками разъезжали в золочё…ых каретах по мощё…ым дорожкам, вымоще…ым отшлифова…ыми камнями. Каме…ые львы чутко слушали бой карма…ых часов, доносящийся из наглаже…ых и крахмале…ых вручную камзолов. Неглаже…ые воротнички, рва…ые сюртуки, изорва…ые фраки были здесь немыслимы. (Текст взят из книги Л. А. Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык»). Презентация к уроку — Приложение 1. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |