Преподавание литературы "Хорош Наполеон с его темными глазами...". Образ Наполеона в творчестве А.С. ПушкинаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.06 Просмотров: 10 Баранова Наталья Сергеевна, учитель литературы В преддверии празднования 200-летней годовщины Отечественной войны 1812 года, новизна и актуальность выбранной темы урока не вызывает сомнений. Данный урок может быть использован для проведения классного часа, занятий по культурологии, а также на занятиях литературе при изучении творчества А.С. Пушкина, литературы об Отечественной войне 1812 года. Тип: урок формирования знаний. Вид: урок-исследование. Цели:
Продолжительность занятий – 45 минут. Оборудование: стихотворения А.С. Пушкина, репродукции Жак Луи Давида и В.В. Верещагина. Ход урокаI. Вступительное слово учителя– В течение нескольких занятий мы с вами все больше погружаемся в удивительный мир стихов Александра Сергеевича Пушкина – одного из великих гениев русской литературы. Мы познакомились с его биографией, изучили основные мотивы лирики. Сегодня мы рассмотрим отношение поэта к истории на примере его отношения к личности французского императора Наполеона Бонапарта. Поэты часто наделены даром предвидения, по отношению к А.С.Пушкину это верно отметил С. Куняев: “Пушкин – угадчик, толкователь неясного и таинственного гула, сопровождающего исторические сдвиги, выразитель сверхчеловеческих идей, которыми движется история”. II. Работа в группахКласс делится на 3 группы, каждая группа читает заданное стихотворение А.С.Пушкина: 1 группа – “Воспоминания в Царском селе” (1814) Затем письменно каждая группа отвечает на вопросы по своему стихотворению:
III. Выступление учащихсяПредставитель каждой группы отвечает на заранее поставленные вопросы, доказывает точку зрения своей группы. Выступление первой группы: стихотворение “Воспоминания в Царском селе” было написано во время обучения А.С. Пушкина в Лицее в 1814 году, когда поэту было 15 лет. В стихотворении преобладают патриотические настроения, гордость за свою страну. А.С. Пушкин относится к Наполеону негативно, как к захватчику, который посягнул на независимость России. Об этом можно судить по строкам: Вострепещи, тиран! уж близок час паденья! Ты в каждом ратнике узришь богатыря… После подведения итогов первой группы ученикам демонстрируются полотна В.В. Верещагина, посвященные Отечественной войне 1812 года (“Наполеон на Бородинских высотах”, “Наполеон в Петровском дворце” и др.), сравнивается изображение Наполеона А.С.Пушкиным и В.В. Верещагиным. Выступление второй группы – Стихотворение “Наполеон” А.С. Пушкин написал в 1821 году в период южной ссылки. Произведение проникнуто элегическим настроением, в изображении французского императора четко прослеживаются традиции романтической поэзии XIX века. А.С. Пушкин относится к Наполеону с некоторым восторгом. Вождь французов не представлен жалким и униженным, вызывающим у читателя презрение и ненависть. Наоборот, он показан в блеске силы и боевого духа:
После подведения итогов второй группы ученикам демонстрируются полотна французского живописца Жака Луи Давида (“Наполеон на перевале Сен-Бернард”, “Наполеон на Святом Бернарде”, “Переход Наполеона через Альпы” и др.), на которых Наполеон изображен златокудрым красавцем. Выступление третьей группы – В стихотворении “Герой”, написанном в 1830 году, А.С. Пушкин поднимает вопрос о том, кто же на самом деле Наполеон: герой или тиран? Скорее всего, Наполеон является героем для поэта, потому что А.С. Пушкин пишет о нем с восторгом. IV.Заполнение таблицы по итогам урокаИзображение Наполеона в разные периоды творчества А.С. Пушкина
V. Вопросы к учащимся– Какие черты, на ваш взгляд, характеризуют личность Наполеона? /Черты: эгоизм, самолюбие, амбициозность, стремление к власти и мировому господству, воинственность/. – Каким в вашем воображении представляется французский император? /Наполеон представляется человеком невысокого роста, плотного телосложения, в серой шинели с треугольной шляпой/ VI. Подведение итогов:рефлексия, выставление оценок и их комментированиеVII. Домашнее заданиеОсновываясь на “Воспоминаниях в Царскосельском лицее” и знаний о Наполеоне из курса истории, написать письмо другу и о событиях 1812 года и Наполеоне. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |