Преподавание русского языка План-конспект урока по теме "Лексика русского языка как система". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.11.28 Просмотров: 12 Зиганшина Гульшат Юсуповна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
Эпиграф
Ход урока Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Единый государственный экзамен - серьёзный шаг в вашей жизни. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому предмету, во многом определяется тем, насколько вы подготовлены к нему. Сегодня наш урок посвящён теме "Лексика. Фразеология". Он поможет вам не только обобщить и систематизировать свои знания по теме, но и потренироваться в выполнении различных видов заданий, пополнить свой лексический запас. Эпиграфом сегодняшнего урока взяла слова Кристиана Фридриха Геббеля: "Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надёжный пробный камень образованности". Как вы понимаете эти слова? (Ребята отвечают) 1. Лингвистическая разминка. а) Сначала мы выполним словарную работу, пополним свой лексический запас. На доске написаны слова. Нужно их правильно прочитать, переписать и проставить ударения. Граждане, гражданин, гражданство, характерный - разнохарактерный, фосфористый, развитой, малоразвитый, бальзамировать, грушевый, сливовый, позвонит, банты, мускулистый, возрастной - великовозрастный, закупорить, звонишь, черпать. Проверка. Спрашиваю ученика, в ком сама уверена, что прочитает правильно. (тОрты, грАждане, гражданИн, граждАнство, характЕрный - разнохарАктерный, фОсфористый, развитОй, мАлоразвитый, бальзамИровать, грУшевый, слИвовый, позвонИт, бАнты, мУскулистый, возрастнОй - великовОзрастный, закУпорить, звонИшь, чЕрпать). б) Сейчас познакомимся со словами, которые появятся на экране телевизора. Как вы понимаете значение этих слов?
(Учащиеся пытаются дать толкование словам. Учитель, помогая правильно сформулировать мысли, даёт толкование данных слов. На экране слайды. Ученики записывают в словарики) Деликатный 1) Вежливый, мягкий в обращении; 2) затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения (деликатный человек) Имманентный - присущий природе самого предмета, внутренний (имманентная причина) Лояльный - держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального, как бы безразличного отношения к кому-нибудь, чему-нибудь (соблюдать лояльность) в) Придумайте и запишите с новыми словами словосочетания с разными способами подчинения. (Два ученика читают свои словосочетания: имманентные законы (согл.), очень деликатный (прим.), лояльный ко всему (управ.) 2. Обобщение знаний по теме. Мы переходим к основной части урока: повторяем изученное по теме "Лексика". Учитель. Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? Ученик. Этот раздел называется лексикология. Учитель. Что такое лексика?. Ученик. Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения. Учитель. Что включает в себя понятие "лексическое значение слова"? Ученик. Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке. Слово учителя. Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом: Рьяный - очень усердный; Повстречать - случайно встретить; Фильмотека - собрание фильмов; Вволю - сколько угодно. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие признак. Учитель. Дайте определение лексическому понятию "антонимы" Ученик. Антонимы - слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное значение. Например, зной - жара, тёмный - светлый, подниматься - спускаться, хорошо - плохо. Учитель. Что такое синонимы? Ученик. Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Например, бегемот - гиппопотам, думать - размышлять, сосредоточить - сконцентрировать. Учитель. Дайте определение омонимам. Ученик. Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. От многозначных слов отличаются тем, что обозначают предметы, действия, признаки, не имеющие между собой ничего сходного. Например, омонимы: ключ - родник, ключ -стержень для отпирания, запирания замка. Учитель. Расскажите о неологизмах и заимствованных словах. Ученик. Неологизмы - это слова, которые являются новыми лексическими единицами для данного исторического периода. Например, брейкер, дайвинг. Заимствованными являются слова, пришедшие в русский язык из других языков на разных этапах его развития. Слова мазурка, мещанин, вензель пришли из польского. Бутербород, галстук, процент - из немецкого, матрос, шлюпка, руль - из голландского. Учитель. Как отличить архаизмы и историзмы? Ученик. Историзмы - слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Например, челобитная, стрельцы, будённовец, продотряд. Архаизмы - слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например: ланиты - щёки, чресла - поясница, рамена - плечи. Учитель. Какие слова называются диалектными? Какие профессиональными? Ученик. Диалектные слова - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, "оброть" - уздечка, "мряка" - сырая погода с моросящим дождём. Профессиональная лексика - это слова и сочетания слов, употребляемые людьми определённой профессии. Например, скальпель, брадикардия, трансмиссия, дифференциал. Учитель. Мы повторили с вами тему "Лексика". Сейчас переходим к практическим заданиям. 3. Выполнение практических заданий. А) Задание устное. Учитель читает, ученики отмечают вариант ответа. Далее учитель проговаривает правильные варианты, объясняя значения слов - паронимов. 1) Укажите, в каком предложении вместо слова черепаший нужно употребить слово черепаховый?
2) В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?
3) В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный?
Б) Задание на телевизоре (через компьютер) Ученики отмечают правильный ответ словосочетания. 1.
2.
3.
4.
Проверка. Ответы. 1. а; 2. а; 3. б; 4. а. В) Групповая работа. Ученики разделены на 4 группы. Задания на карточках. Указать, значение какого слова определено неверно? 1 группа. 1)
2)
Ответ. 1) 3; 2) 2. 2 группа. 1)
2)
Ответ 1) 4; 2) 3. 3 группа. 1)
2)
Ответ. 1) 3; 2) 4. 4 группа. 1)
2)
Ответ. 1) 1; 2) 3. 4. Работа с текстом. Задания для речеведческого анализа. Учитель. А сейчас следующее задание, более сложное. Анализ текста. (Каждый ученик получает лист, на котором отпечатан текст и задания к нему). Прочитайте текст и выполните задания. (1) С чего начать разговор о России? (2) Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (3) Россия велика. (4) На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5) Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы. (6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7) Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.
1. Сколько микротем в данном тексте?
2. К какому стилю речи относится текст?
3. Каков тип речи текста?
4. С каким предложением связано 6-е предложение текста?
5. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?
6. Подберите синоним к слову разговор. 7. Подберите к слову разместить однокоренные слова разных частей речи . Выполненные работы собираю для оценивания. Ответы к заданиям. 1. 3); 2. 1); 3. 2); 4. 3); 5. 1); 6. беседа; 7. место, размещённый, поместив, вместительный. 5. Слово учителя. К разделу "Лексика" примыкает раздел "Фразеология". На экзамене вам встретятся задания, которые требуют знаний этого раздела. А что мы называем фразеологизмами? Приведите примеры. Ученик. Это устойчивые сочетания, которые делают нашу речь яркой, выразительной. Например, вешать лапшу на уши, белыми нитками шито, дать руку на отсечение, изливать душу, лечь костьми, проглотить язык, прописная истина. Учитель. Укажите предложение с фразеологизмом. (Задание на слух). а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил. б) Сел поросёнок в лужу и довольно улыбается. в) В луже сидеть - любимое занятие свиней. г) С такой подготовкой как бы нам в лужу не сесть. Ученик. Верный ответ - г. Выражение "сесть в лужу" - фразеологизм со значением "опозориться". Синтаксически неделимое словосочетание, в предложении является сказуемым. Учитель. А сейчас предлагаю вам решить фразеологические загадки.
Ответы. 1. язык 2. вода 3. ветер 4. уши 5. кот 6. рыба 6. Подведение итогов урока. Учитель. На этом уроке мы закрепили знания по лексике и фразеологии. Поработали с текстом. Рассмотрели типы заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии. Вернёмся к эпиграфу урока. Прочитайте слова Кристиана Фридриха Геббельса. Может быть, добавите ещё что-то к сказанному в начале урока? Ученики отвечают. В заключении предлагаю вам решить тестовые задания, проверить и оценить свои знания. Каждый ученик получает лист с тестовыми заданиями. (можно дать в качестве домашнего задания) Тест 1. В каком ряду представлены синонимы?
2. Какой пример не содержит фразеологического оборота?
3. В каком ряду все слова являются разговорными?
4. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?
5. Какое из перечисленных слов имеет значение "недавно появившееся в языке слово"?
6. В каком предложении вместо слова единичный нужно употребить слово единственный?
7 Значение какого слова определено неверно?
8. В каком предложении выделенное слово употреблено в переносном значении?
9. Укажите слово, имеющее омоним.
10. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
11. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?
12. Каково лексическое значение устаревшего слова верста?
13. Какой фразеологический оборот имеет значение "мера, под которую насильственно подгоняют что-то"?
14. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
15. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?
16. В каком ряду синонимов нет слов, употребляющихся в разговорной речи?
17. Какое из перечисленных слов имеет значение "заботливый, чуткий, предупредительный"?
18. Какое из перечисленных слов имеет значение "не имеющий определённых убеждений, пренебрегающий моральными нормами"?
Ответы: 1. 2); 2. 1); 3. 2); 4. 4); 5. 3); 6. 3); 7. 4); 8. 2); 9. 3); 10. 3); 11. 4); 12. 1); 13. 1); 14. 2); 15. 4); 16. 4; 17. 3); 18. 4. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |