Преподавание русского языка Урок русского языка "Морфологические средства выразительности русской речи". 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.11.24 Просмотров: 7 Идогова Ольга Валентиновна ЦЕЛИ:
ЗАДАЧИ УРОКА:
ОБОРУДОВАНИЕ:
ТИП УРОКА: комбинированный урок с элементами исследовательской деятельности СТРУКТУРА УРОКА:
ХОД УРОКА ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА Что такое средства художественной выразительности, и какие из них мы уже неплохо знаем? - А что изучает МОРФОЛОГИЯ? - Сделайте вывод, на какой же основной вопрос сегодня мы с вами должны будем найти ответ? 2. Вы правы, сегодня мы познакомимся с тем, как различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам, Мы увидим, КАК могут работать некоторые части речи в качестве художников слова, и вы попробуете сами стать исследователями и открывателями этого процесса. МУЛЬТИМЕДИАПРОЕКТОР: "Каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения". М.Бахтин Прежде чем мы посмотрим, КАК работает слово, вспомним, каково значение причастия. Что оно обозначает? РАБОТА С ТЕКСТАМИ. РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ С.МАРШАКА "ЛАНДЫШ" (текст проецируется через мультимедиапроектор и есть на столах детей) - Чтение (про себя, затем вслух) - Проведем небольшое статистическое исследование:
ИСПЛЬЗУЯ ДАНЫЙ ТЕКСТ, ДОКАЖИТЕ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ПРИЧАСТИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАК ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЬНЫМ СРЕДСТВОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ? Вывод записывается в тетради: использование в стихотворении С.Маршака "Ландыш" большого количества причастий не только описывают ощущение от прихода весны, того, что распускается цветок, но и создает образ цветка, удивительно нежный и хрупкий: "природой бережно спеленутый, завернутый в зеленый лист:". - РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ "ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД" (текст проецируется через мультимедиапроектор и есть на столах детей) - Чтение (про себя, затем вслух) - Определите, какая часть речи так настойчиво повторяется автором? (деепричастие)
Вывод: использование в стихотворении большого количества деепричастий рисует нам динамичный, быстрый, стремительный образ водопада. Намеренное построение автором стихотворения лесенкой помогает и зрительно, и на слух представить водопад, аллитерация (звуки Р. Ш, Ж, Б.Л "озвучивает" текст. 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОТРЫВКОМ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.ФЕТА. (дать карточки с вопросами, работают в парах. -5 минут. Зашита своей работы 3 мин) группа №1 , №2
А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать (клубятся тучи, роса, не пыля) Подчеркните в предложении подлежащие и сказуемые. Сколько основ в этом предложении? Выделите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния? Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении. Группа 1.
Группа 2
Вывод: (запись в тетради) Использование деепричастии и деепричастных оборотов насыщает картину действием, рисует объемную картину наступающего летнего вечера. В этом учебном году мы с вами подробно говорим и о служебных частях речи. А могут ли они, эти предлоги, союзы, частицы, быть средством художественной выразительности? ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОМ СРАВНЕНИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ), ВЫПОЛНЕННАЯ УЧЕНИКАМИ. Вывод: (сделать должны дети) ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ. - НА КАКОЙ ЖЕ ВОПРОС МЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОТВЕТИТЬ СЕГОДНЯ? Каким будет ваш ответ. ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. В качестве домашнего задания я хотела бы предложить вам любой вид работы, тот, что интереснее. - Сочинение на лингвистическую тему " Как красиво работает слово в художественном тексте" - Презентация "Морфологические средства выразительности" - Словарик своих находок "Части речи украшают художественный текст" - Стих. А.Фета "Шепот, робкое дыханье..." - роль существительных в тексте данного стихотворения" - Свой вариант домашнего задания. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |