Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок (ИЗО + русский язык) "Описание игрушки"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированный урок (ИЗО + русский язык) "Описание игрушки"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.11.24
Просмотров: 6

Колланг Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы; Гащенко Зоя Филипповна, учитель ИЗО и черчения

Тема урока: Описание игрушки.

Цели:

  • знакомство с видом народного искусства;
  • работой мастеров по росписи деревянной матрешки;
  • сбор материала к сочинению «Описание игрушки»;
  • развитие творческого воображения.

Оборудование урока:

  • образцы народных игрушек,
  • репродукции с изображением народного костюма,
  • сувенир-матрёшка из ткани,
  • альбом, карандаши, краски,
  • раздаточный материал (Приложение 1),
  • презентация (Приложение 2).

План урока:

1. Организационный момент
2. Беседа об истории народной игрушки.
3. Анализ образцов народной игрушки.
4. Практическая работа над эскизами матрешки, описание созданной матрешки.

Эпиграф урока: Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю … то их восемь, то одна.

ХОД УРОКА

Учитель русского языка: Сегодня, ребята, у нас необычный урок, так как на уроке – два учителя. Наш урок – мастерская, где вы будете рисовать, а может лепить, сочинять, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности.
Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Потом эту радость почувствуют те, кто это творение будет смотреть или читать, или слушать.

Задание: Прочитайте стихотворение, которое находится у вас на парте (см. Приложение 1).

Ученики читают про себя стихотворение, затем один ученик читает вслух.

Учитель русского языка: Действительно, разговор пойдет о деревянной кукле, которая нравится и детям, и взрослым.
Ребята, героиней нашего урока – матрешка (Приложение 2, слайды 1, 2).
Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом «матрёшка»? Запишите на черновиках

(Ответы учащихся: игрушка; кукла, сделанная из дерева; русская красавица; детская игрушка; сувенир и т. д.)

Учитель рисования: Матрешка – уникальная русская игрушка, которая стала символом нашей страны, наряду с русской березкой и русским самоваром.
А знаете, ребята, что матрешка имеет удивительную историю?

Сообщение об истории возникновения матрешки (выступление ученика сопровождается демонстрацией презентации)

У каждого народа свои замечательные куклы. Подобно людям, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна такая перед вами – русская матрешка. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные теперь во многих странах мира (слайд 3).
Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.
В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. (слайд 4). Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках (слайд 5).
Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками (слайд 6).
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году наша матрешка получила золотую медаль. Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок.
Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол.
Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.

Учитель русского языка: Вы прослушали рассказ о том, как появилась первая матрёшка. Что узнали нового? А все ли слова вам были понятны?
Что такое эскиз? (Эскиз – предварительный набросок к картине, рисунку)
Подберите синонимы к слову «искусный». (Способный, даровитый, талантливый)
Испокон веку славились русские люди как искусные мастера.

Три ученика, помощники учителя рисования – три мастера народных художественных промыслов по росписи матрешек (сообщения).

Мастер из Сергеев Посада: Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергеев Посад, ныне Загорск. Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд: Сарафан, кофта, передник, платок. Единственное украшение это нитка красивых бус. Форма моя добротная, крутобокая, устойчивая (слайд 7).

2 Мастер: А я Полхова – Майданская матрешка. Ну, подружка, по форме и краске тебе со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная. Я тоньше, выше и стройней тебя, голова у меня чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. И краски я люблю яркие, аниловые: синие, алые, зеленые. Платок на мне яркий – красный, юбка фиолетовая, фартук расцвел чудо букетом, на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Хорошая я полюбуйтесь на меня (слайд 8)

3 Мастер: А я родилась в Семенове, и люблю ярко – красные цветы, между которыми вьются ветки с бутонами (слайд 9)

Учитель рисования: И еще мы познакомимся со словами «контурка» – тонкий рисунок, выполненный черной краской, завершение рисунка – «обводка».

Задание: Ребята, мы познакомились с матрешками, которые придуманы в разных местностях нашей России. А давайте придумаем матрешку из нашего города Лесосибирска, который находится в Сибири. Давайте подумаем, как может выглядеть наша сибирская матрешка – шапочка, шубка, варежки. И мы будем творить свою сказку – особый прекрасный мир: матрешка – снегурочка, матрешка – сибирячка. Чтобы матрешки получились веселыми и красивыми, нужно самим зарядиться весельем.

Читаем стихи, загадки, пословицы о матрешках.

У женушки матрешки
Дом большой, хороший.
В этом доме семь дверей,
Семь светлиц для дочерей
В каждой светлице
Сидит по девице.

Куда идешь матрешка?
За ягодой морошкой
Принесу морошки
Полные лукошки!
Приходите в воскресенье
Угощу вас всех вареньем!
Как две радуги брови
Губы – маки
Пунцовый наряд,
И румянцем свежей моркови
Глянцевитые щеки горят.

Загадка: «Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю… То их восемь то одна». (Матрешка).
В заключение приводим просмотр детских работ и анализируем их художественные достоинства, к анализу привлекаем самих ребят (слайд 10).

Домашнее задание: написать сочинение «Описание созданной мною матрёшки»

Литература:

  1. Русская матрешка, 2005, №3 с.17. Мурзилка.
  2. Из истории матрешки// Семья – 2001. №14 с.17.
  3. Русская матрешка// Митняжская Т.Б.
  4. Народные художественные промыслы: учеб. пособие – М;. Высшая школа, 1980 г. с.129.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21