Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе "Глагол. Повторение изученного в 5-м классе"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.11.01 Просмотров: 7 Чубарых Светлана Александровна, учитель русского языка Цель урока:
Ход урока I. Организационный момент. Психологический настрой на урок. Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. Формула удачи: Улыбка - настроение - вера в себя - результат. II. Распределение по группам. На столах у вас карточки, выберите любую и правильно выполните задание (задания разные). Варианты заданий:
Или: слитно или раздельно?
И т.д. (Учащиеся выполняют задания и сдают учителю). Затем учащиеся должны сесть за тот стол с табличкой, на котором указана тема выполненной карточки. Темы:
III. Работа в группах. Обсудите в группе правило на вашу тему, а затем представитель каждой команды должен проговорить правило всему классу. 1. Не с глаголами. НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ. 2. Правописание -тся и -ться в глаголах. Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) и что делают? (сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -СЯ буква Ь не пишется. Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то глагол в неопределенной форме и в нём перед -СЯ пишется Ь. 3. Гласная перед суффиксом Л в прошедшем времёни. В прошедшем времени перед суффиксом Л пишется та же гласная, что и в неопределенной форме. 4. Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения. Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1) поставить глагол в неопределенную форму. 2) Определить какая гласная стоит перед –ТЬ.
Все остальные глаголы (на -ЕТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЫТЬ относятся к Iспряжению). Глаголы I спряжения имеют окончания – -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют; II спряжение - -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят. VI. Определение темы, цели урока. Как вы думаете, какова будет тема урока, и чем мы будем заниматься, исходя из проделанной работы? (учащиеся записывают в тетради число, классная работа, повторение).
Эпиграф нашего урока - слова Л.Н. Толстого:
Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы. V. Игра “ Не прерви цепочку”. Итак, основные правила, в которых мы часто делаем ошибки – повторили, а сейчас систематизируем материал по теме “Глагол” при помощи игры “Не прерви цепочку”: Встали ровненько, красиво; отвечаем быстро, чётко и ясно. 1. Что обозначает глагол? (действие) 2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?) 3. Как изменяется глаголы? (по временам) 4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются … (по лицам и числам) 5. В Прошедшем времени … (по родам (в ед.ч.) и числам) 6. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым) 7. Назови вопросы совершенного и несовершенного вида? (что сделать? …, что делать?) 8. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно) 9. Пишется или нет в Н.Ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да) 10. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ) 11. Какая буква пишется в корне слова расстилать и почему? (и - суффикс -а) 12. Назови суффикс глагола прошедшего времени? (суффикс -л) 13. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение) 14. Какое окончание у глагола зависит? (ит) бреет? (ет) стелешь? (-ешь) 15. Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример. 16. Продолжите цепочку: -Бер- - -бир-…(-пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, стел- стил, блест-блист). Объясните данную орфограмму. Подведение итогов игры: Ребята, с какой целью мы проводили данную игру? (обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”). VI. Технология интерактивного обучения “Мозаика” – работа в тройках. А сейчас мы наши знания проверим на практике. 1) Каждой группе предлагается задание (карточка 2) - выписать из предложений глаголы и определить: 1 группа: определить вид и синтаксическую роль и в предложении. 2 группа: определить число, время, лицо, род (если есть). ( У глаголов настоящего и будущего времени – лицо, число; у глаголов прошедшего времени – род (в ед. ч.), число). 3 группа: выписать глаголы, поставить их в неопределенную форму, определить спряжение, выделить окончание. 4 группа: разобрать глаголы по составу. Предложения: 1. Мы построили замок из песка. 2. Денис читает, а мы его внимательно слушаем. 3. В музее мы увидим много интересного. 2) Следующий шаг – работа в парах (прикрепите логотипы:
Каждый из вас покидает первичную группу, и вы должны образовать временные пары на основании единства буквенного индекса (А1-А2, А3-А4, В1-В2 и т.д.). В парах происходит знакомство с другими заданиями (т.е. взаимообмен заданиями) Каждый из вас должен образовать три временных пары и выполнить задания данных групп. (Например: А1-А2 a А1-А3 a А1-А4). После того, как каждый из вас выполнит 4 задания, вы возвращаетесь в первичную группу. В группе вы обсуждаете правильность выполненных заданий, дополняете, исправляете друг друга. - А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задания. (1 группа - 1 слово. Построили – совершенный вид, сказуемое, пр. время, мн. число, II спр., Н.ф.- построить; 2 группа – 2 слово – читает – несов. вид; сказуемое, наст. время, 3 л., ед. ч., Н.ф. – читать, I спр.; 3 группа – 3 слово – слушаем – несов. вид; сказуемое, наст. время, 1 л., мн. ч., I спр., Н.ф. – слушать; 4 группа – 4 слово – увидим – совер. вид, сказуемое, буд. время, 1 л., мн.ч., II спр., Н.ф. – увидеть (искл.) ). Вывод: Итак, выполняя данное задание, что мы с вами повторили? (морфологические признаки глагола, синтаксическую роль). Какие из признаков являются постоянными? (вид, спряжение). VII. Интерактивные игры “Аквариум” и “Рассели жильцов в домики”. Ребята, а какая самая трудная тема при изучении глагола? (Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения). Давайте еще раз закрепим эту орфограмму (№ 25). Игра “Аквариум” для 1 и 2 группы. Вам нужно распределить по аквариумам рыбок. Первый аквариум – глаголы I спряжения, второй аквариум - II спряжения.
Игра “Рассели жильцов в домики” для 3 и 4 группы. Третья группа жильцов в домик с буквой -И, четвёртая группа с буквой -Е.
Представители команд доказывают правильность выполненного задания. Вывод: Итак, к I спряжению относятся глаголы (на -еть, -оть, -ать, -уть, -ять; брить, стелить), ко II спряжению ? (I спряжение – -у (-ю), -ешь, -ет, -ете, -ут (-ют), II спряжение - -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, (-ят)). VIII. Следующее задание – творческое. (Карточка № 3).
- Работу вы выполняете в тетради. IX. Тест по теме “Глагол”. Учащиеся работают самостоятельно. 1. Продолжите фразу. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
2. Глаголы отвечают на вопросы:
3. Глаголы изменяются:
4. Глаголы изменяются по лицам и числам:
5. Глаголы изменяются по родам (в единственном числе) и числам:
6. В предложении глагол обычно бывает:
7. Изменение глаголов по лицам и числам называется:
8. Найдите строку, где написаны глаголы только I спряжения:
9. Найдите строку, где написаны глаголы только II спряжения:
10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
X. Подведение итогов. Рефлексия. Настало время подвести итоги. Я предлагаю каждому из вас по очереди закончить фразу: “ Сегодня на уроке………..”. А сейчас прошу вас поставить отметку за урок классу, своей группе, себе при помощи сердечек:
ХI. Домашнее задание. Составить тест или кроссворд по теме “Глагол”. Спасибо всем за урок. Вы были молодцы! Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |