Преподавание литературы Мир "дворянских гнезд" в творчестве И.С. ТургеневаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.08.15 Просмотров: 33 Чеплевская Людмила Александровна, заместитель директора Дворянских гнёзд забытые аллеи, Е. Киндоф. Цели урока:
Оборудование:
ХОД УРОКА I. Организационный момент Всем ученикам в начале урока раздаются рабочие карточки. В течение урока (по мере выступления учителя и одноклассников) учащиеся делают в ней записи, что позволяет сконцентрировать внимание учеников, максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь. В конце урока выполняется творческая работа на карточке. II. Вступительная часть. Слово учителя Учитель зачитывает отрывок из рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином», 1896 г.: «Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею…» III. Работа с карточкой (первый вопрос) В это время играет классическая музыка, на экране – слайды с усадьбами известных людей. Затем можно проверить, что учащиеся смогли записать, с чем у них ассоциируется понятие «дворянское гнездо». (Учащиеся записывают следующее: колонны, росписи, мебель, старинные запахи, утварь, картинные галереи, фамильные портреты, библиотека, аллеи, сад, грусть, чаепитие на террасе, вишнёвый сад, торжественные приёмы, родовые поместья, любовь и другое) IV. Работа с классом – Подумаем, из каких источников вы подчерпнули эти знания? В творчестве каких писателей мы уже знакомились с жизнью дворянских усадеб? (во время ответов все заполняют карточку) Ответы учеников: – И.А.Бунин изобразил в «Антоновских яблоках» красоту уходящей жизни дворянских усадеб, угасающий дух дворянских гнёзд. С любовью и ностальгией описывает Бунин, как «запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб» (зачитывается пример из текста) – В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы видим столичное дворянство и поместное дворянство. Имение дяди перешло к Евгению по наследству.(«Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок…») А для Татьяны имение Лариных – «милый тихий свет», это образ дома, в котором она покоилась, как в колыбели. – Мир усадьбы в романе И.А.Гончарова представлен как мир цельный, домашний, уютный, тёплый, спокойный, в котором жил и воспитывался Обломов. Гончарову было важно показать, как появился такой образ, как Обломов, как повлияло на него воспитание в барской усадьбе (гл. «Сон Обломова») – Н.В.Гоголь с улыбкой и грустью описывает мир помещичьей усадьбы в «Мёртвых душах». Усадьба воспринимается как способ обрисовать образ того или иного помещика, её хозяина, поскольку мир усадьбы – это судьбы людей, семей, иногда целых поколений. Понять характер усадьбы – значит узнать, каков её хозяин. Совместно с учениками делаем вывод. – Мир «дворянских гнёзд» – это особый мир, связанный с жизнью дворянства 19 века, это явление уникальное. Усадьба была родиной человеку, дворянину, здесь проходило его детство, здесь впервые влюблялись, сюда приезжали в свободное от учёбы и службы время. Сюда возвращались, чтобы смерть избавила от старости… – И.С.Тургеневу мы обязаны тем, что понятие «дворянское гнездо» закрепилось в сознании последующих поколений, стало частью культуры и истории. В большинстве произведений Тургенева тема русских «дворянских гнёзд» отражена в той или иной степени. V. Работа по произведениям И.С.Тургенева («Дворянское гнездо», «Отцы и дети») Почему Ф.Лаврецкий возвращается в сложный этап своей жизни в Васильевское? Обсуждение романа по вопросам. – Что чувствует Аркадий в Марьине, в своём родовом имении? Молодое поколение дворянства, отрицая традиции и культурные ценности, устоявшийся уклад жизни, ставит под сомнение само существование родовых и дворянских гнёзд. Тургенев задумывается о необходимости сохранения дворянской культуры, нравственных ценностей. – Как вы думаете, почему Базаров и Одинцова не могут быть вместе? VI. Заключение. Подведение итогов – Тургенев, действительно, изобразил атмосферу усадебной жизни с любовью, очень поэтично, наполнил мир «дворянских гнёзд» особой музыкой, нежностью, сладким запахом лип, красотой летней ночи и цветущей сирени, пением жаворонков. Но самое главное – он заставляет нас задуматься о прошлом, о своих истоках, о том, что самое печальное – это нравственное опустошение. VII. Учащиеся выполняют творческую работу на карточке «Дворянских гнёзд забытые аллеи, Дворянских гнёзд забытые пруды…» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |