Преподавание русского языка Итоговое повторение темы "Сложноподчиненное предложение"Добавлено: 2022.09.04 Просмотров: 23 Калинина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: обобщение знаний по синтаксису сложноподчиненного предложения. Задачи: - знать способы связи придаточного предложения с главным; Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “Сложноподчиненное предложение”. Вид урока: командная игра-путешествие “Синтаксическое колесо”. Технология дифференцированного подхода в обучении русскому языку. Методы и приемы: беседа. Оборудование:
ХОД УРОКАI. Слово учителяСегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о сложноподчиненном предложении. Вы умные и хорошие ребята, и у нас с вами сегодня все хорошо получится. Итак, мы начинаем командную игру “Синтаксическое колесо”. На доске вы видите схему движения команд и название станций, на которых побываете (Приложение № 1) Игра командная, поэтому отправиться в путешествие можно лишь тогда, когда будет дан полный ответ на вопрос по теме урока на каждой станции, где вы получаете задание, выполнить которое должны все члены команды. У вас на столах находятся маршрутные листы. (Приложение № 2). Впишите в них состав команды и ее название. Вашими строгими судьями сегодня будут (Называются Ф.И. обучающихся, выполняющих роль судей). Им предстоит оценить ваши знания по пути следования по “Синтаксическому колесу”. Результаты вашей работы заносятся в сводную таблицу (Приложение № 3) Команды готовы? Тогда в путь! II. Игра – путешествие “Синтаксическое колесо”I. Наше путешествие мы начинаем со станции “Теоретическая” На данной станции проводится блиц – опрос. (Первыми отвечают ребята с низким уровнем усвоения программного материала – группа “В”). Каждый ответ должен быть подкреплен примером. Если появятся затруднения, то на помощь приходят другие члены команды. (В составе команды находятся дети с разным уровнем усвоения изученной темы).
II. Вот мы незаметно и прибыли на станцию “Творческая” Сейчас займемся конструированием предложений. Для каждого из вас приготовлены карточки, предложения в которых не повторяются. Внимательно прочитайте задания. (Образцы карточек) Группа, справившаяся с заданием, отвечает на поставленный вопрос и получает новое задание, “оказавшись” таким образом на следующей станции. ( Вопросы составлены так, что каждой команде нужно рассказать правило придаточном предложении, например, рассказать о СПП с придаточным сравнительным). Смотри вопросы в §§ учебника). III. Станция “Угадай-ка”. Вам нужно выполнить задания, направленные на устранение пунктуационных ошибок, определение вида придаточного предложения, составление схем. Предложения в карточках и перфокартах не повторяются. (Они составлены с учетом уровня усвоения темы обучающимися). (Образцы карточек и перфокарт) Группа “А” - Найти пунктуационные ошибки, определить вид придаточного предложения. В целях экономии времени задание выполняется на карточках. 1.Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум который бывает только днем (СПП с придаточным …). 2.В комнате не было ни души. 3. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая и угрюмая, прошлась по комнате. 4. Кроме двери которая вела в переднюю, была еще дверь. 5. Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату. 6. Тут на кровати, укрывшись байковым одеялом, спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца. Группа “Б” - Определить вид придаточного предложения (В целях экономии времени задание выполняется на карточках).
Группа “В” - (перфокарты) Составьте схемы предложений и укажите вид придаточных:
Группа, справившаяся с заданием, отвечает на теоретический вопрос и получает новое задание, “оказавшись” таким образом на следующей станции. IV. Станция “Блеф-клуб” Цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетради цифру 1, если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0.
Ответы: 0010110001. Группа, справившаяся с заданием, отвечает на теоретический вопрос и получает задание новое, “оказавшись” таким образом на следующей станции. V. Станция “Тестовая”. Выполнить задания теста. (Приложение № 4) Группа, справившаяся с заданием, отвечает на теоретический вопрос и получает новое задание, “оказавшись” таким образом на следующей станции. VI. Станция “Синтаксическая”. Каждому участнику игры дается карточка с заданием выполнить синтаксический разбор предложения. III. Подведение итогов урока.Сегодня мы провели с вами большую работу: повторили и систематизировали знания по теме “Сложноподчиненное предложение”. Вы неплохо потрудились. Жюри объявляет результаты и награждает команды грамотами. (Приложение № 5). |