Преподавание литературы Урок-размышление в 11-м классе по повести П.Проскурина "Азъ воздам, Господи"Добавлено: 2022.08.30 Просмотров: 22 Соболева Татьяна Витальевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Вступительное слово учителя В последнее время мы, атеисты, воспитанные атеистами, всё чаще и чаще стали задумываться о Боге, обращаться к Библии, пытаясь найти опору, которая поможет выстоять в современном дьявольском неистовом мире. Поэтому заслуживает внимания повесть Петра Проскурина «Азъ воздам, Господи». 3. Анализ повести Петра Проскурина «Азъ воздам, Господи» – Сегодня наш разговор о повести П. Проскурина «Азъ воздам, Господи». – Ребята, вы прочитали повесть «Азъ воздам, Господи». Какие мысли и чувства вызвало у вас это произведение? (Тревогу, жалость к главному герою и чувство безысходности от действительности.) – В чем заключается сюжет повести? – Как описывает автор место действия повести? (Перед нами современная Москва, «бессонная и беззащитная, с «замусоренной, отравленной тяжёлыми городскими испарениями, задушенной «бетоном и асфальтом землёй». Город, в котором смешалось всё: «знакомые очертания кремлёвских башен и вновь, в поразительно короткий срок, вознесшиеся к небу купола и крест храма Христа Спасителя, привычный зубчатый рельеф сталинских высотных зданий» и «уже хищно возносились рядом…стоэтажные банковские чудища, призванные символизировать безоговорочную и всеобъемлющую власть капитала, наконец-то победившей и на российских просторах мировой идеи вседозволенности сильного и всепокорности слабого…». И над этим миром «пластались низкие осенние тучи, высыпая… ледяные пронизывающие потоки»). – Найдите описание портрета Тулубьева. Что мы узнали об этом человеке? («Неровно заросшее, большое скуластое лицо Тулубьева тронула крупная рябь – это он решил поиздеваться над самим собой… перед ним корчилась в конвульсиях великая империя и нужно было соответствовать». К старости он остался один в пятикомнатной квартире, «…из квартиры почти все, вплоть до известной всей Москве библиотеки, было вывезено и продано, кроме справочной литературы, энциклопедий и самых необходимых ему книг…», «…телефон молчал, выключили за неуплату». Тулубьев был уже достаточно стар, чтобы не думать о смерти и не бояться её, но ещё достаточно здоров и ожесточён духом для окончательного смирения и покорного ожидания. Он стремился осмыслить происходящее, хотя «для этого у него недоставало высшей мудрости – всё той же тишины души и перед непостижимым, грозным и первородно проклятым окаянным миром»). – В повести упоминается о том, что события произведения разворачиваются в период глобальных перемен в России после распада Советского Союза. Какую оценку этому дает писатель Тулубьев? «Не оценить этот распад, нет, не осилить, не успеть переработать случившееся… Не хватит времени… А просто наблюдать этот распад и гниение – неинтересно!» – Неожиданно в мир писателя вторгается Серёжа. Найдите портрет ребёнка. («Мальчик лет десяти, чистенький, русоволосый, изысканно и модно одетый») – Какое впечатление производит ребенок на писателя? (Он никогда не видел таких хорошеньких мальчиков, таких мальчиков в жизни просто и не могло быть. «…глаза мальчика, широко расставленные, светлые до прозрачности тянули, словно омуты – дна не достать»). – Что вдруг заставило смягчиться ожесточившееся сердце Тулубьева? («Мальчик…смотрел пристально» и неотступно. И тогда в глубинах памяти Тулубьева что-то дрогнуло, ему показалось, что он узнал неожиданного гостя, что это он сам, вернувшийся после утомительного долгого пути к своим истокам, к началу самого себя…»). – «Непрошенным» гостем из какого мира был Сережи? Что привело его к писателю Тулубьеву? (Сначала Тулубьев почувствовал, «что в его мир вламывается что-то ненужное, лишнее», к тому же «его не устраивало даже поверхностное, мимолётное общение с верхними соседями (а Серёжа их сын) нахватавшими свои миллиарды и теперь считавшими себя владыками всего сущего,… но нельзя спугнуть душу ребёнка, даже если тебе самому тяжко и мутно в жизни ». – Познакомимся с родителями Серёжи. (Говоря о матери, автор обращает внимание на её лицо «напряжённо-приветливое», «с надеждой и робко вглядываясь», «больные и ждущие глаза», «с неживым, привычно улыбающимся лицом», «лицо исказилось», «бледное, ещё больше похудевшее» лицо соседки, «провальные глаза». Это лицо женщины страдающей. Она понимает, что болезнь ребёнка – наказание за их грехи. «За наши грехи я отвечаю, я должна до конца пройти…Серёжа будет здесь (дома, не в больнице) до последней секунды…Я справлюсь, я должна справиться…(мужу) А ты можешь продолжать делать свои проклятые деньги!» – Обратимся к самым пронзительным страницам повести и проанализируем их. (Самыми пронзительными являются страницы, повествующие о последних (по мнению врача и родителей) днях жизни ребёнка. Единственным желанием больного Серёжи было увидеть взрослого друга. «Глаза у мальчика были уже нездешние, подёрнутые неземным успокоением…Тулубьев осторожно погладил тонкую восковую руку мальчика…: «Мы с тобой ещё Рыжика не дождались, он ведь нашёлся. Теперь у нас с тобой будет много дел, или ты уже забыл?» Тулубьев подумал, что вот пришел срок, он обязан, ему предопределено вернуть этого, уже ступившего за земную черту ребёнка назад, в земной понятный мир, и что это может и обязан сделать только он…» Тулубьев достал рукопись и стал читать продолжение повести о Рыжике. «И с каждым днём затянувшееся глухое равновесие в состоянии больного мальчика капелька по капельке крепчало в сторону выздоровления…»Такова кульминация повести). – Когда произошло второе столкновение Тулубьева с родителями Серёжи? (…Прошёл год, второй, Серёжа теперь превратился в крепкого подростка, и не было дня, чтобы он не заглянул к Тулубьеву. Всё казалось бы, счастливый конец. Как в сказке! Но…однажды к писателю спустился отец Серёжи – Георгий Павлович Никитин с предложением «уехать на другое место, в другой город… Допустим, в Париж или Мадрид.., потому что вы отнимаете у меня моего единственного сына…Вы даже ключ к собственной квартире дали ему…» Он считал, что Тулубьев отнимает у него сына. Никитин забыл, кем этот человек стал для Сережи, упрекая писателя в том, что его книги делают из Сережи «слюнтяя». «Россия давно другая – теперь главное в России деньги. Это и сила, и власть, и жизнь». Никитин олицетворяет силу капитала, которой можно всего достигнуть, все сломить. Слова же Тулубьева, что «Россия – это прежде всего Бог… А все иное это уже не Россия», не находят понимания у Никитина. Тулубьев отказался). – Какую черту характера Тулубьева особенно ценит Проскурин? (Силу воли. Тулубьеву все время приходилось чему-то или кому-то противостоять: вначале новым хозяевам жизни, которых он не хотел пони мать и которым не хотел подражать, потом дочери, уговаривавшей его переселиться в маленькую квартиру; наконец, смог противостоять той страшной болезни, которая чуть не уничтожила соседского мальчика Сережу; теперь вот противостоял холодному и циничному господину Никитину, требовавшему, чтобы Тулубьев изменил место жительства и не виделся больше с Сережей. Тулубьев – очень мудрый и мужественный человек. Его нельзя было запугать, и Никитин это понимал). – Как заканчивается повесть? (Через несколько дней после разговора двух взрослых мужчин «вечером, по своему обыкновению, писатель вышел на балкон,… улыбнулся – всё-таки жизнь начинала понемногу налаживаться… Тулубьев облокотился о решётку балкона – и в тот же миг тяжёлая пуля, вылетевшая из мрака, тупо ударила его в середину лба и, выходя, выломила рваный кусок кости из затылка. Время вспыхнуло, рассыпалось и погасло». Развязка неожиданна, но в современном жестоком мире закономерна). 4. Обобщение. Подведение итогов урока В этой маленькой повести современный мир очень узнаваем, особенно в своих страшных, диких проявлениях: чтобы решить проблему, нужно просто человека убить (как бы между прочим сказано, как о чём-то обычном: «первой мыслью Тулубьева была мысль о том, что пришли наконец крутые ребята,…пришли прикончить его за несговорчивость – таких случаев теперь сколько угодно в первопрестольной», здоровье и жизнь человека измеряется только материальными ценностями; люди, «обеспеченные сверх всякой меры, не хотят заводить детей (речь о дочери писателя и зяте). Как автор показывает возрождение Тулубьева?
Эти слова можно отнести и к главному герою повести Родиону Афанасьевичу Тулубьеву. В чём сила Тулубьева? Что есть в нём, чего нет в других? Почему именно ему удалось спасти мальчика? Что это фигура необычная, и именно этот герой – главный, понятно сразу: «громоздясь на своём балконе на 12 этаже, Тулубьев вновь и вновь оглядывал расстилавшийся перед ним… город». Этот современный неистовый мир – внизу, и писатель его «оглядывает» «сверху – спокойствие, некоторое величие, даже в некоторой степени хозяйский взгляд. Обращает на себя внимание и слово «громоздясь». Так говорят о чём-нибудь массивном, громоздком, занимающем много места. Но в этом слове есть и значение «Беспорядочное нагромождение чего-нибудь». И действительно, при дальнейшем чтении мы узнаём, что и Тулубьев в какой-то растерянности: « Не осилить тебе этот распад, …не успеть переработать случившееся». Писатель очень любит Москву, недаром потому, «»старый чудак», «упорно и держался за свою квартиру – и о Москве же: «всё более отторгавшийся от его сердца город». В конце повести Тулубьев уже другой человек, уже не раздвоенный, а уверенный, и Москву он видит по-другому: «Москва-матушка, она всех укроет и согреет и даст дорогу в жизнь…Пришёл Сережа, и теперь они молча… постоят рядом, полюбуются вечерней Москвой…» – Как выдумаете, какова роль пейзажа в повести? (Осенний пейзаж, поздний вечер, ночь… В пейзаже предчувствие какой-то тревоги, беды. Он держит все время читателя в напряжении. – Охарактеризуйте главный конфликт повести. (Конфликт между двумя «несовместимыми, взаимно исключающими и непрерывно переливающимися друг в друга» мирами. С одной стороны, Тулубьев и Серёжа, для которых главные ценности – вера, верность, доброта, любовь. С другой стороны – родители Серёжи, дочь и зять Тулубьева. По их мнению, теперь «главное в России – деньги. Это и сила, и власть, и жизнь». «…Все ваши книги, ваш прекраснодушный романтический мир давно рассыпался, исчез», – говорит Никитин. – Я не хочу, чтобы мой сын вырос слюнтяем и… его раздавили». Как бы вторя ему, отрезала Вика (дочь Тулубьева): «Литература больше никому не нужна, будет ли когда нужна, ещё неизвестно! … Сейчас в твоей любимой России всё народонаселение сплошь состоит из Чичиковых – все покупают и продают мертвые души! Что делать – надо приспосабливаться…» Какой же мир победит? Тулубьев убит, значит, его мир потерпел поражение? Нет. Сильные мира сего во время болезни сына обращаются к этому «прекраснодушному романтику», и этот «слюнтяй» вырывает мальчика у ледяной пустоты; успокаивает, поддерживает мать Серёжи, звонила дочка и «задыхаясь от волнения, обещала завтра… сообщить нечто весьма и весьма важное, очень радостное, касающееся их всех» – наконец-то сбывалась мечта Тулубьева о внуке, часть Тулубьева останется в Сереже: он уже сейчас «категорически отказался уехать в Лондон и получит там лучшее в мире образование и кое-что набросал, я вам оставлю тетрадку, вы посмотрите». Тулубьев силён духом настолько, что «отнимает единственного сына у отца (по мнению отца Серёжи). Отец Сергея, со всеми своими деньгами, властью, силой не может справиться с Тулубьевым. Иначе, чем устранив его физически. Это же так просто. – Кто «воздаст» в этой повести? (На этот вопрос ответить сложно. В своём словаре В.И.Даль так толкует слово «воздавать, воздать»: « отдавать, возвращать, признавать заслуги, награждать, платить или карать и мстить; возмездничать».Тулубьев сохраняет свою душу и душу Серёжи, тем самым Воздавая Господу…Возможно, Серёжа останется верным дружбе с Тулубьевым, отплатив ему добром… А может, отец Серёжи возомнив себя Богом (раз он имеет право лишить человека жизни), мстит писателю за то, что тот «отнимает сына2, таким образом, «отблагодарив за жизнь сына…» Убеждаемся в злободневности творчества писателя, в том, что он очень точно обозначил болевые точки нашего времени, передал свое неприятие мира зла, свою веру в победу добра и справедливости. 5. Домашнее задание: написать рецензию. |