ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-размышление в 11-м классе по повести П.Проскурина "Азъ воздам, Господи"

Добавлено: 2022.08.30
Просмотров: 22

Соболева Татьяна Витальевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • познакомить учащихся с нравственной проблематикой произведения П.Проскурина;
  • рассмотреть конфликт повести;
  • охарактеризовать главных героев.

Дай мне до самого конца,
Единоборствуя с собою,
Остаться с факелом гонца,
Горя щам над кромешной мглою.
П.Проскурин. «Зов вершин»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

В последнее время мы, атеисты, воспитанные атеистами, всё чаще и чаще стали задумываться о Боге, обращаться к Библии, пытаясь найти опору, которая поможет выстоять в современном дьявольском неистовом мире. Поэтому заслуживает внимания повесть Петра Проскурина «Азъ воздам, Господи».
Имя автора известно давно. Ещё в 70-е годы прошлого века вышли романы «Судьба», «Имя твоё», известные многим по кинофильмам «Любовь земная» и «Судьба». Пётр Проскурин, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, премии имени Л.Н.Толстого.
Художественный мир Проскурина включает философски осмысленные события, поворотные (важные) в судьбе государства: коллективизация, создание социалистической индустрии, события Великой Отечественной войны, послевоенный атомный рывок страны, завоевание космоса. И всегда в центре внимания писателя – «внутренний мир человека, показанного в труде, связях с природой, напряжённых раздумьях о смысле бытия». Писатель Петр Проскурин, о котором мы будем сегодня говорить, писал: «Каждый проходит свой путь обретений и потерь и не сразу начинает понимать, что в мире много ереси и самая главная из них отвергает слово как величайшую созидательную силу. Эта богоборческая ересь утверждает высшим смыслом бытия разрушения, вседозволенность и порок…»
Книги Проскурина знают в Канаде, Австралии, в Северной и Южной Америке. Его произведения переведены на французский, немецкий, польский, чешский и румынский языки.

3. Анализ повести Петра Проскурина «Азъ воздам, Господи»

– Сегодня наш разговор о повести П. Проскурина «Азъ воздам, Господи».

– Ребята, вы прочитали повесть «Азъ воздам, Господи». Какие мысли и чувства вызвало у вас это произведение? (Тревогу, жалость к главному герою и чувство безысходности от действительности.)

– В чем заключается сюжет повести?

– Как описывает автор место действия повести? (Перед нами современная Москва, «бессонная и беззащитная, с «замусоренной, отравленной тяжёлыми городскими испарениями, задушенной «бетоном и асфальтом землёй». Город, в котором смешалось всё: «знакомые очертания кремлёвских башен и вновь, в поразительно короткий срок, вознесшиеся к небу купола и крест храма Христа Спасителя, привычный зубчатый рельеф сталинских высотных зданий» и «уже хищно возносились рядом…стоэтажные банковские чудища, призванные символизировать безоговорочную и всеобъемлющую власть капитала, наконец-то победившей и на российских просторах мировой идеи вседозволенности сильного и всепокорности слабого…». И над этим миром «пластались низкие осенние тучи, высыпая… ледяные пронизывающие потоки»).
– В какой момент происходит наше знакомство с главным героем? (Поздним вечером с высоты двенадцатого этажа Тулубьев созерцает бессонную и беззащитную Москву, сияющую рекламой… Чтение со слов: «Он привычно скользил взглядом по знакомым очертаниям кремлевских башен…» до слов: «...страстей и пороков, издревле гнездившихся в душе человека от самого его рождения…»)

– Найдите описание портрета Тулубьева. Что мы узнали об этом человеке? («Неровно заросшее, большое скуластое лицо Тулубьева тронула крупная рябь – это он решил поиздеваться над самим собой… перед ним корчилась в конвульсиях великая империя и нужно было соответствовать». К старости он остался один в пятикомнатной квартире, «…из квартиры почти все, вплоть до известной всей Москве библиотеки, было вывезено и продано, кроме справочной литературы, энциклопедий и самых необходимых ему книг…», «…телефон молчал, выключили за неуплату». Тулубьев был уже достаточно стар, чтобы не думать о смерти и не бояться её, но ещё достаточно здоров и ожесточён духом для окончательного смирения и покорного ожидания. Он стремился осмыслить происходящее, хотя «для этого у него недоставало высшей мудрости – всё той же тишины души и перед непостижимым, грозным и первородно проклятым окаянным миром»).

– В повести упоминается о том, что события произведения разворачиваются в период глобальных перемен в России после распада Советского Союза. Какую оценку этому дает писатель Тулубьев? «Не оценить этот распад, нет, не осилить, не успеть переработать случившееся… Не хватит времени… А просто наблюдать этот распад и гниение – неинтересно!»

– Неожиданно в мир писателя вторгается Серёжа. Найдите портрет ребёнка. («Мальчик лет десяти, чистенький, русоволосый, изысканно и модно одетый»)

– Какое впечатление производит ребенок на писателя? (Он никогда не видел таких хорошеньких мальчиков, таких мальчиков в жизни просто и не могло быть. «…глаза мальчика, широко расставленные, светлые до прозрачности тянули, словно омуты – дна не достать»).

– Что вдруг заставило смягчиться ожесточившееся сердце Тулубьева? («Мальчик…смотрел пристально» и неотступно. И тогда в глубинах памяти Тулубьева что-то дрогнуло, ему показалось, что он узнал неожиданного гостя, что это он сам, вернувшийся после утомительного долгого пути к своим истокам, к началу самого себя…»).

– «Непрошенным» гостем из какого мира был Сережи? Что привело его к писателю Тулубьеву? (Сначала Тулубьев почувствовал, «что в его мир вламывается что-то ненужное, лишнее», к тому же «его не устраивало даже поверхностное, мимолётное общение с верхними соседями (а Серёжа их сын) нахватавшими свои миллиарды и теперь считавшими себя владыками всего сущего,… но нельзя спугнуть душу ребёнка, даже если тебе самому тяжко и мутно в жизни ».
Оказалось, Серёжа пришёл к писателю, потому прочитал его книгу «Идущие следом» и очень полюбил Рыжика, собаку, из этой книги, т. к. «он – верный и добрый, он…всегда рядом». Сережа сказал, что Рыжик по ночам приходит . «Сел рядом, высунул язык и дышит…потом лизнул ладонь и смотрит, я знаю, он сказать хотел: ничего, не бойся!...Я знаю, я скоро умру, а Рыжик всё равно будет. С ним не страшно…(я подслушал недавно, мама говорила с доктором и плакала – у меня не та формула крови сделалась и ничему не поддаётся). Он, наверно, приходит к тем, ну, кто его любит… Нехорошо, он у вас совсем не вернулся…». Они распрощались друзьями, по взрослому пожав друг другу руки. А Тулубьев после долгих раздумий начал лихорадочно работать, отшвыривая один лист за другим. Так он работал целую неделю, не отвечая на звонки, стук в дверь, готовился перешагнуть последний рубеж…)

– Познакомимся с родителями Серёжи. (Говоря о матери, автор обращает внимание на её лицо «напряжённо-приветливое», «с надеждой и робко вглядываясь», «больные и ждущие глаза», «с неживым, привычно улыбающимся лицом», «лицо исказилось», «бледное, ещё больше похудевшее» лицо соседки, «провальные глаза». Это лицо женщины страдающей. Она понимает, что болезнь ребёнка – наказание за их грехи. «За наши грехи я отвечаю, я должна до конца пройти…Серёжа будет здесь (дома, не в больнице) до последней секунды…Я справлюсь, я должна справиться…(мужу) А ты можешь продолжать делать свои проклятые деньги!»
Отец – человек, уверенный в себе, неторопливый, подтянутый, с одной стороны, «весьма преуспевающий в новой российской жизни, о чудовищном богатстве которого с оглядкой и недоумением шептались по всей Москве, а с другой стороны, «»он не мог самого простого и необходимого – защитить и спасти дорогое – единственного сына». «Он, усилием воли задавив рыдание, хотел помолиться, но не смог вспомнить ни одной молитвы и только между прорывающимися всхлипами шептал что-то невразумительное.
– Господи, – просил он, – только не это, … всё отдам… всё отдам, только помоги…оставь мне его…Господи».Лучше понять родителей и их отношения к сыну помогают слова Серёжи, сказанные с «недетским отчуждением»:»Да им всё равно, правда….Папа говорит, всё без толку. Мама, когда одна, плачет, а я не боюсь». Автор говорит, что многое сделано родителями для исцеления тела ребёнка («и в Израиль возили, и в Германию»), но они уже давно забыли о душе человеческой).

– Обратимся к самым пронзительным страницам повести и проанализируем их. (Самыми пронзительными являются страницы, повествующие о последних (по мнению врача и родителей) днях жизни ребёнка. Единственным желанием больного Серёжи было увидеть взрослого друга. «Глаза у мальчика были уже нездешние, подёрнутые неземным успокоением…Тулубьев осторожно погладил тонкую восковую руку мальчика…: «Мы с тобой ещё Рыжика не дождались, он ведь нашёлся. Теперь у нас с тобой будет много дел, или ты уже забыл?» Тулубьев подумал, что вот пришел срок, он обязан, ему предопределено вернуть этого, уже ступившего за земную черту ребёнка назад, в земной понятный мир, и что это может и обязан сделать только он…» Тулубьев достал рукопись и стал читать продолжение повести о Рыжике. «И с каждым днём затянувшееся глухое равновесие в состоянии больного мальчика капелька по капельке крепчало в сторону выздоровления…»Такова кульминация повести).

– Когда произошло второе столкновение Тулубьева с родителями Серёжи? (…Прошёл год, второй, Серёжа теперь превратился в крепкого подростка, и не было дня, чтобы он не заглянул к Тулубьеву. Всё казалось бы, счастливый конец. Как в сказке! Но…однажды к писателю спустился отец Серёжи – Георгий Павлович Никитин с предложением «уехать на другое место, в другой город… Допустим, в Париж или Мадрид.., потому что вы отнимаете у меня моего единственного сына…Вы даже ключ к собственной квартире дали ему…» Он считал, что Тулубьев отнимает у него сына. Никитин забыл, кем этот человек стал для Сережи, упрекая писателя в том, что его книги делают из Сережи «слюнтяя». «Россия давно другая – теперь главное в России деньги. Это и сила, и власть, и жизнь». Никитин олицетворяет силу капитала, которой можно всего достигнуть, все сломить. Слова же Тулубьева, что «Россия – это прежде всего Бог… А все иное это уже не Россия», не находят понимания у Никитина. Тулубьев отказался).

– Какую черту характера Тулубьева особенно ценит Проскурин? (Силу воли. Тулубьеву все время приходилось чему-то или кому-то противостоять: вначале новым хозяевам жизни, которых он не хотел пони мать и которым не хотел подражать, потом дочери, уговаривавшей его переселиться в маленькую квартиру; наконец, смог противостоять той страшной болезни, которая чуть не уничтожила соседского мальчика Сережу; теперь вот противостоял холодному и циничному господину Никитину, требовавшему, чтобы Тулубьев изменил место жительства и не виделся больше с Сережей. Тулубьев – очень мудрый и мужественный человек. Его нельзя было запугать, и Никитин это понимал).

– Как заканчивается повесть? (Через несколько дней после разговора двух взрослых мужчин «вечером, по своему обыкновению, писатель вышел на балкон,… улыбнулся – всё-таки жизнь начинала понемногу налаживаться… Тулубьев облокотился о решётку балкона – и в тот же миг тяжёлая пуля, вылетевшая из мрака, тупо ударила его в середину лба и, выходя, выломила рваный кусок кости из затылка. Время вспыхнуло, рассыпалось и погасло». Развязка неожиданна, но в современном жестоком мире закономерна).

4. Обобщение. Подведение итогов урока

В этой маленькой повести современный мир очень узнаваем, особенно в своих страшных, диких проявлениях: чтобы решить проблему, нужно просто человека убить (как бы между прочим сказано, как о чём-то обычном: «первой мыслью Тулубьева была мысль о том, что пришли наконец крутые ребята,…пришли прикончить его за несговорчивость – таких случаев теперь сколько угодно в первопрестольной», здоровье и жизнь человека измеряется только материальными ценностями; люди, «обеспеченные сверх всякой меры, не хотят заводить детей (речь о дочери писателя и зяте).

Как автор показывает возрождение Тулубьева?
У Петра Проскурина в стихотворении «Зов вершин есть такие строки»:

Дай мне до самого конца,
Единоборствуя с собою,
Остаться с факелом гонца,
Горя щам над кромешной мглою.

П.Проскурин. «Зов вершин»

Эти слова можно отнести и к главному герою повести Родиону Афанасьевичу Тулубьеву. В чём сила Тулубьева? Что есть в нём, чего нет в других? Почему именно ему удалось спасти мальчика? Что это фигура необычная, и именно этот герой – главный, понятно сразу: «громоздясь на своём балконе на 12 этаже, Тулубьев вновь и вновь оглядывал расстилавшийся перед ним… город». Этот современный неистовый мир – внизу, и писатель его «оглядывает» «сверху – спокойствие, некоторое величие, даже в некоторой степени хозяйский взгляд. Обращает на себя внимание и слово «громоздясь». Так говорят о чём-нибудь массивном, громоздком, занимающем много места. Но в этом слове есть и значение «Беспорядочное нагромождение чего-нибудь». И действительно, при дальнейшем чтении мы узнаём, что и Тулубьев в какой-то растерянности: « Не осилить тебе этот распад, …не успеть переработать случившееся». Писатель очень любит Москву, недаром потому, «»старый чудак», «упорно и держался за свою квартиру – и о Москве же: «всё более отторгавшийся от его сердца город». В конце повести Тулубьев уже другой человек, уже не раздвоенный, а уверенный, и Москву он видит по-другому: «Москва-матушка, она всех укроет и согреет и даст дорогу в жизнь…Пришёл Сережа, и теперь они молча… постоят рядом, полюбуются вечерней Москвой…»
Начинаешь искать в произведении ответы на поставленные вопросы. И находишь. Прежде всего: «нельзя спугнуть душу ребёнка, даже если тебе самому тяжко и неуютно в жизни». Но главное – он не боится взять на себя ответственность: «он обязан, ему предопределено вернуть» мальчика к жизни. «Всё будет хорошо, я ведь колдун, Серёжа не зря меня назвал, дети этот чувствуют». И Тулубьев, и родители ребёнка хотят спасти мальчика. Но как по-разному! Отец: «Господи, всё отдам, только помоги…Оставь мне его». Мать: «Век буду за вас Бога молить…Пожизненно раба ваша… Мы с мужем всё, что угодно!» Писатель – «помолился про себя, попросил Всевышнего дать мальчику силы выдержать». Отец Серёжи привык оценивать всё в жизни деньгами, вещами, отсюда и обещание отблагодарить Бога. «Всё отдам». Кроме того, и сын для него как вещь, и думает он, прежде всего о своём спокойствии: «Оставь мне его…» И отец, и мать смирились, не оставили ни капли надежды мальчику. Объяснение силы Тулубьева во фразе «Россия это, прежде всего Бог…» Поэтому перед сном он выходит на балкон и мысленно кланяется храму Христа Спасителя.

– Как выдумаете, какова роль пейзажа в повести? (Осенний пейзаж, поздний вечер, ночь… В пейзаже предчувствие какой-то тревоги, беды. Он держит все время читателя в напряжении.
В начале повести перед нами Москва в пору поздней осени: «Над Москвой, бессонной и беззащитной, пластались низкие осенние тучи, высыпая ледяные пронизывающие потоки». Пейзаж помогает почувствовать состояние главного героя: жизнь про жита, его книги когда-то были нужны читателям, он этим гордился. Тулубьев был уже достаточно стар… но еще достаточно здоров и ожесточен духом для окончательного смирения». Когда Тулубьев начинает энергично работать, чтобы спасти Сережу, кажется, ночь отступает. И, выходя на балкон, Родион Афанасьевич угадывал в ночном небе громаду храма Христа Спасителя. Этот храм в повести выступает как символ высокой чистоты и нравственности, и этот символ возвышается над ночной Москвой, погрязшей в пороках.
И снова напряжение: болезнь Сережи усиливалась ночью, и ночью мальчик видел черную тень смерти. Потом наступало утро, и происходило постепенно чудесное выздоровление ребенка.
В заключении повести опять ночь, но здесь на фоне ночи мы видим белый снег – жизнь Тулубьева будто налаживалась: выздоровел Сережа, улучшились отношения с дочерью, сам Родион Афанасьевич решает поехать погостить к знакомым…И вдруг «…тяжелая пуля, вылетевшая из мрака, тупо ударила его в середину лба… время вспыхнуло, рассыпалось и погасло». Страшный финал! Круг замкнулся. Ночь… И – чувство безысходности.
Тулубьев погиб, но он не был сломлен в своем бесконечном жизненном противостоянии).

– Охарактеризуйте главный конфликт повести.

(Конфликт между двумя «несовместимыми, взаимно исключающими и непрерывно переливающимися друг в друга» мирами. С одной стороны, Тулубьев и Серёжа, для которых главные ценности – вера, верность, доброта, любовь. С другой стороны – родители Серёжи, дочь и зять Тулубьева. По их мнению, теперь «главное в России – деньги. Это и сила, и власть, и жизнь». «…Все ваши книги, ваш прекраснодушный романтический мир давно рассыпался, исчез», – говорит Никитин. – Я не хочу, чтобы мой сын вырос слюнтяем и… его раздавили». Как бы вторя ему, отрезала Вика (дочь Тулубьева): «Литература больше никому не нужна, будет ли когда нужна, ещё неизвестно! … Сейчас в твоей любимой России всё народонаселение сплошь состоит из Чичиковых – все покупают и продают мертвые души! Что делать – надо приспосабливаться…» Какой же мир победит? Тулубьев убит, значит, его мир потерпел поражение? Нет. Сильные мира сего во время болезни сына обращаются к этому «прекраснодушному романтику», и этот «слюнтяй» вырывает мальчика у ледяной пустоты; успокаивает, поддерживает мать Серёжи, звонила дочка и «задыхаясь от волнения, обещала завтра… сообщить нечто весьма и весьма важное, очень радостное, касающееся их всех» – наконец-то сбывалась мечта Тулубьева о внуке, часть Тулубьева останется в Сереже: он уже сейчас «категорически отказался уехать в Лондон и получит там лучшее в мире образование и кое-что набросал, я вам оставлю тетрадку, вы посмотрите». Тулубьев силён духом настолько, что «отнимает единственного сына у отца (по мнению отца Серёжи). Отец Сергея, со всеми своими деньгами, властью, силой не может справиться с Тулубьевым. Иначе, чем устранив его физически. Это же так просто.
Бог в этой повести есть только в одном человеке – Тулубьеве. Хотя говорят о Боге, даже молятся ему и родители Серёжи. Название же повести сразу заставляет вспомнить библейское: « Мне отмщения и аз воздам». Читаем «Послание к римлянам» святого апостола Павла, главу, стих 19: « Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, я воздам, говорит Господь». И дальше стих 21: «Не будь побеждён злом».)

– Кто «воздаст» в этой повести?

(На этот вопрос ответить сложно. В своём словаре В.И.Даль так толкует слово «воздавать, воздать»: « отдавать, возвращать, признавать заслуги, награждать, платить или карать и мстить; возмездничать».Тулубьев сохраняет свою душу и душу Серёжи, тем самым Воздавая Господу…Возможно, Серёжа останется верным дружбе с Тулубьевым, отплатив ему добром… А может, отец Серёжи возомнив себя Богом (раз он имеет право лишить человека жизни), мстит писателю за то, что тот «отнимает сына2, таким образом, «отблагодарив за жизнь сына…»
Или возмездие Господа всё же найдёт Георгия Павловича Никитина и ему подобных, ибо сказано в Библии: «Для сего – то и явился сын божий, чтобы разрушить дела диавола… Дана Мне всякая власть на небе и на земле – Именем Моим будете изгонять бесов. Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре».

Убеждаемся в злободневности творчества писателя, в том, что он очень точно обозначил болевые точки нашего времени, передал свое неприятие мира зла, свою веру в победу добра и справедливости.

5. Домашнее задание: написать рецензию.