Преподавание литературы Интегрированный урок литература + обществознание в 10-м классе "Причины нравственного падения Катерины Измайловой"Добавлено: 2022.01.18 Просмотров: 46 Насырова Надия Абдулхаковна, заместитель директора по УВР; Карпинская Галина Анатольевна, учитель истории и обществознания Цели. Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно-художественное своеобразие произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения. Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью. Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к внутреннему миру человека, развитию гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания. Общепредметные: развитие аналитического мышления; совершенствование умений работать в творческих группах. Оборудование: портрет Н.С.Лескова, телевизор, видеомагнитофон, кассета с кадрами из фильма Р. Балаяна “Леди Макбет Мценского уезда” (“Мосфильм”, 1989 год). На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Учащимся продуктивного уровня познавательной активности были даны задания, предлагающие выявить социологические и культурологические причины нравственного падения Катерины Измайловой, учащиеся высокого уровня творческой познавательной активности исследовали текст произведения с литературоведческой точки зрения и выявили его художественные особенности. Эпиграфы: “Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт”. (Н. Лесков “Несмертельный Голован”) “Бойся человека, Бог которого на небе” (Б.Шоу) Учитель литературы: Что такое любовь? Любовь… Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что это такое, но, согласитесь, дать однозначный ответ на этот вопрос не может никто. Сколько всего сказано, сколько написано по этому поводу, а между тем здесь по-прежнему остается какая-то загадка, тайна, разгадать которую человечество так, наверное, никогда не сможет. Многие писатели в своих произведениях пытались разгадать загадку, найти ответы на непростые вопросы: что такое любовь? Каково её влияние на человека? Почему одних она облагораживает, делает лучше и чище, а других толкает на самые ужасные преступления? В своем очерке “Леди Макбет Мценского уезда”, изображая подлинную драму любви, пытается ответить на все эти вопросы. Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”, названную самим автором очерком, часто истолковывали как мелодраму с грубым эротизмом, с натуралистическими подробностями в описании уголовных преступлений. На самом деле это совсем не так. Натурализм и эротика не являются самоцелью для художника, а служат ему для верного воспроизведения своеобразных особенностей рисуемого быта. В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть, посчитал её нетипичной для России, случайной, тем более что в названии указание на шекспировскую реалию, а может быть, сам сюжет показался достойным уголовной хроники, а не беллетристики, тяготеющей к обобщениям. Русская женщина, возведенная н пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца. А какое впечатление на вас произвело это произведение? Что потрясло? Учитель обществознания. Дайте определение понятию “социальные нормы”.( Регулируют отношения в обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями). Учащиеся делают вывод, что главная героиня демонстрирует отклоняющее поведение, дают определение понятию “ отклоняющее поведение” (поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество). Поэтому не случайна тема нашего урока. Объявляется тема урока, цели. Учитель литературы: Нам предстоит выяснить через анализ произведения, какие причины повлияли на изменения в поведении главной героини и к каким последствиям они привели . Учитель обществознания: Каковы причины отклоняющегося поведения? Учитель обращается к схеме на доске. Дайте определение социологическим причинам отклоняющегося поведения человека. (Во время кризисов, радикальных социальных перемен, жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения) Учитель литературы: Есть ли социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”? В произведении не указаны социальные перемены, происходящие в обществе. Но если говорить о социальном положении Катерины, то необходимо отметить купеческий быт: патриарахальный, косный, неподвижный. Каков образ жизни богатой купчихи Катерины Измайловой? Учащиеся отмечают, что Катерина Измайлова – героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой усадьбы. Материально и социально устроенная; замужество без любви; нет детей, чтобы удовлетворить потребность в любви; описание её каждодневного быта: “ Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню… тут тоже посидит, поглазеет…опять ей зевнется…читать была не охотница…” Скука – главное состояние души героини, душевная и духовная неразбуженность. (“…скука купеческого дома, от которой весело, говорят, удавиться…”) Выводы тезисно записываются в схеме: “мертвый” уклад жизни купчихи Измайловой, “высокий забор купеческой усадьбы”; скука. Учитель обществознания: Назовите культурологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини. (Преступное поведение - результат преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступной идеологии влияет на усвоение человеком норм антиобщественного поведения.) Учитель литературы: Каково же окружение Измайловой? 5 лет рядом неласковый муж; потом появляется Сергей. Образ Сергея. “Всем вор взял – что ростом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он её, подлец, улестит,и улестит и до греха доведет!” Как влияет Сергей на Катерину? (Анализ текста) Группа, выявляющая культурологические причины нравственного падения главной героини лесковского произведения, приходит к выводу, что большое влияние оказал на Катерину Сергей. Именно он порой прямо, порой опосредованно толкает её на путь преступления. Запись в схеме) Учитель обществознания: Каковы психологические причины объяснению отклоняющего поведения? (Ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. В основе поведения лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Учитель литературы: Особое внимание мы уделим психологическим причинам нравственного падения Катерины. Вопросы: Какие черты характера вы можете выделить в героине? Главное свойство натуры – решительность: гл. 4 “…Невмоготу стало. Развернулась она во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять её нельзя”). Сравните со словами короля Макбета о решительности. Я смею все, что смеет человек, И только зверь на большее способен. - Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке) Группа продвинутого уровня цитатами подтверждает упоминание автора о зверином начале:
Ещё одну особенность натуры Катерины Измайловой отмечают учащиеся – страстность. Страсть заставляет перешагнуть все нравственные границы и вступить на путь преступлений. “Конец главы 6: “Катерина Львовна теперь готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья”) Учитель литературы: Обратимся к одному из эпиграфов нашего урока. Но ведь “…есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт”. (Н.Лесков “Несмертельный Голован”) Согласны ли вы с этим высказыванием? (Обсуждение) Катерина Измайлова “перешагнула”. Учитель обществознания: Как итог – ПРЕСТУПЛЕНИЕ (ученики дают определение: посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Виды преступлений: корыстные и насильственные, агрессивные). Учитель литературы: Анализ сцен убийств. 1. Убийство свекра (“просто, как крысы в амбаре, умер свекор”). О смерти человека вскользь, походя. 2. Убийство мужа (конец главы 7 – гл.8) Катерина с помощью Сергея убивает спокойно, даже с какой-то гордостью. 3. Убийство Феди (просмотр эпизода фильма). Анализ сцены убийства Феди (просмотр эпизода фильма). Важный этап урока – работа с киноэпизодом. Анализ фрагментов из художественного фильма “Леди Макбет Мценского уезда” (1989, реж. Р.Балаян) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести на новом уровне. Вопросы учителя литературы: “Какими средствами художественного текста и экрана передаётся психологическое состояние лесковских героев?” - заставляют учащихся сравнить поведение героини в повести и в фильме. Учащиеся обращают внимание на то, что в отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу, так как загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством “собственный ребенок у неё впервые повернулся под сердцем. И в груди у неё потянуло холодом”. Не случайно у Лескова упоминание этой детали. Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления. Обращение к эпиграфу очерка “Первую песенку зардевшись спеть” . Как вы его поняли? Группа литературоведов обращает внимание собравшихся на название очерка Лескова, анализирует значение снов в тексте. Выводы: сны символичны, оказывается, не так просто “песенку спеть”; нарушен высший нравственный закон, ибо высшая ценность на земле – это жизнь. Учитель обществознания: Любое преступление влечёт наказание. (Каким может быть наказание: уголовное, общественное и т.д.) Уч-ся высказывают своё мнение, ответив на вопрос: Как наказана Катерина? (Каторга, общественное презрение, нравственное самоуничижение) Учитель литературы: Изменила ли лесковскую героиню каторга? Учащиеся говорят о том, что теперь это не хладнокровная убийца, а отвергнутая женщина, очень страдающая от этого. Палач - в облике любовника, поманившего когда-то в сказочную “Аравию счастливую”. Сергей пытался отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, - прошлое её любви. Как показано пробуждение чувства вины? (Глава 15: “И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей”) Раскаялась ли, на ваш взгляд, Катерина? Пробудилось ли нравственное начало в ней? Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова эпиграфа урока? (Обсуждение) Итоги урока: На нравственное падение Катерины повлиял комплекс причин: социологические, культурологические, психологические. Но ни одна причина не возымеет своего разрушающего действия на человека нравственного, имеющего Бога в душе. Одной из основных черт, определяющих художественность произведения, является типичность образа. Типическими чертами характера образа Катерины являются: страстность натуры, решительность, верность любви, способность в преодолении преград. Но ни в коем случае не являются типическим способность русской женщины к преступлению. Н.С.Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путём преступлений. Домашнее задание: Ответить письменно на вопрос: соотносятся ли в вашем представлении понятия “ любовь” и “нравственное падение”? |