ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Открытый урок с использованием ИКТ по русскому языку "Природа-сфинкс" (5-й класс)

Добавлено: 2022.01.17
Просмотров: 41

Сергеева Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

1. Повторить:
а) основные грамматические признаки имени существительного;
б) изученную ранее орфограмму (-раст- (-ращ-) -рос-);
в) разносклоняемые существительные;
г) морфологический разбор имени существительного.

2. Развивать умение правильно излагать свои мысли.
3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Занятие проводится в компьютерном классе, интерактивная доска Virtual Ink Mimio Xi, мультимедиа проектор In Fokus, программа “Фраза” (тестовый тренажёр по русскому языку).

Словарная работа:

Сфинкс –

  1. В Древнем Египте: каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой; скульптурное изображение такой фигуры.
  2. В древнегреческой мифологии: крылатое существо с туловищем льва, с головой и грудью женщины, задававшее людям неразрешимые загадки.
  3. Перен. О непонятном, загадочном.

Ход урока

Учитель: Многие поэты, писатели, художники посвящали этому свои творения. Многие из них преклонялись перед ней, благоговели и любили всей душой. Что это?

Учитель: Давайте посмотрим на слайды и поговорим о том, что на них изображено (Демонстрация слайдов № 1–4). Приложение

Учащиеся: Это изображения природы.

Учитель: Вот какие строки посвятил природе Ф.И. Тютчев:

Как тихо веет над долиной
Далёкий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной, –
И в шуме листьев замер он.

Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день, –
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.

(Демонстрация слайда № 5)

Учитель: Ф.И. Тютчев назвал природу сфинксом. Прав ли он? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что такое сфинкс?

(Просмотр слайда № 7).

Учитель: Какое из этих значений близко понятию “природа”?

Учащиеся: Третье. Природа – это нечто загадочное, необычное.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Н.В. Гоголя. (Демонстрация слайда № 7).

Человек идёт рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении.

Учитель: Тема высказывания сегодняшнего урока: “Природа – сфинкс”, а грамматическая тема: “ Имя существительное”.

(Демонстрация слайда № 8).

Учитель: Итак, цели сегодняшнего урока:

1. Повторить:
а) Основные грамматические признаки имени существительного;
б) Изученные ранее орфограммы;
в) Разносклоняемые существительные;
г) Морфологический разбор имени существительного;

2. Развивать умение правильно излагать свои мысли.
3. Воспитывать любовь к природе.

(Демонстрация слайда № 9).

Учитель: Начнём со словарного диктанта, который напишет Матвеев Сергей. Синтаксический разбор простого предложения проведёт Краснова Анжела. Фонетический разбор – Николаев Андрей. А ребята, родившиеся осенью, поднимите руки. Вы пойдёте за компьютеры, вам будет предложен тест по правописанию проверяемых гласных в корне слова.

Учитель: Сергей, вспомни и расскажи об орфограммеЧередование о//а в конях -раст- (-ращ-) -рос-”. ( Демонстрация слайда № 10).

Учитель: Записываем. Возраст Земли, росла трава, маленький росток, заросли тростника, произрастали на Севере, классификация растений, выращенный цветок, взращённый в парнике.

Учитель: Посмотрим, что получилось у Анжелы и Андрея.

(Проверка синтаксического и фонетического разборов).

Учитель: Ребята, давайте вспомним падежи и склонения существительных.

(Смирнова Ирина – 1 склонение ж.р., Наськова Ирина – 1 склонение м.р., Рязанова Олеся – 2 склонение м.р., Рудина Люба – 2 склонение ср.р., Протопопов Данил – 3 склонение).

(Демонстрация слайдов № 11 и № 12).

Учитель: А теперь мы с вами потренируемся в определении падежей и склонений имён существительных.

(Демонстрация слайда № 13).

Учитель: Вам предложен небольшой текст. Из него необходимо выписать существительные единственного числа и определить у них склонение и падеж. Первый вариант выписывает существительные 1-го склонения единственного числа, а второй вариант – 2-ого склонения единственного числа.

Скрипит где-то старое дерево, качается задетая кем-то ветка, распрямляется примятая кем-то трава. Вмятина на земле от когтистой лапы, борозды на коре от острых зубов, потерянное перо. На каждом шагу лес загадывает загадки, а ты идёшь и стараешься их разгадать.

Учитель: Проверим, что у вас получилось. (Ответы учащихся). (Демонстрация слайдов № 14, 15).

Учитель: А существительных какого склонения не было в тексте?

Учащиеся: Существительных 3-его склонения.

Учитель: Настало время физкультминутки! (Катеев Сергей проводит разминку).

Учитель: Вспомним о разносклоняемых существительных.

(Рассказывают о разносклоняемых существительных Степанова Катя и Фёдоров Артём. (Демонстрация слайда № 16).

Учитель: Запишите под диктовку следующие предложения и прокомментируйте употребление разносклоняемых существительных (определение падежей).

Осталось немного времени до прихода лета. Красного пламени осенних листьев не забудешь. От худого семени не жди доброго племени.

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.

(Ответы учащихся).

Учитель: Ребята, вспомните схему морфологического разбора имени существительного. (Шарова Катя рассказывает о схеме морфологического разбора имени существительного).

(Демонстрация слайда № 17).

Учитель: Я хочу предложить вам стихотворную строку, из которой вы должны будете выписать существительные и провести их морфологический разбор. Назовите эти существительные. (Демонстрация слайда № 18).

Нам такое не встречалось и во сне,
Чтобы солнце загоралось на сосне.

Учитель: Какое это предложение? Простое или сложное? (Ответы детей). Чем соединены его части? Задание: разобрать морфологически существительные.

Учитель: А теперь проверим ваш морфологический анализ. (Ответы детей). (Демонстрация слайдов № 18, № 19, № 20). Приложение

Учитель: Последним заданием будет следующее: придумайте гимн природе, используя художественные средства изобразительности, которые мы с вами проходили на уроках литературы. Назовите их.

Учащиеся: Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.

Учитель: Озвучьте, пожалуйста, свои гимны.

(Учащиеся зачитывают получившееся).

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами повторили падежи и склонения имён существительных, разносклоняемые существительные и морфологический разбор этой части речи. Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: действительно ли природа загадочна, как сфинкс? (Ответы учащихся).

Учитель: Всем спасибо за урок. Запишите домашнее задание… Оценки…