ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Внеклассное чтение в 6-м классе "Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с басями И.А. Крылова"

Добавлено: 2021.06.24
Просмотров: 14

Лузина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цели:

а) образовательные:

- познакомить с “человеком - загадкой”, его литературным наследием – притчами;
- сопоставить басни И.А.Крылова с притчами, найти сходство и различие, уметь разгадывать смысловую нагрузку слова, выражения, предложения;
- мотивировать предстоящую деятельность;

б) развивающие:

- учить анализировать факты, явления с последующим выводом, сопоставлять и выделять главное;
- развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение;

в) воспитательные:

- прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков, уважение, терпимость друг к другу.

Оборудование, наглядность:

1. Портреты Леонардо да Винчи и И.А. Крылова.
2. Репродукция картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза”.
3. Выставка книг о Леонардо да Винчи, произведений И.А.Крылова.
4. Сопоставительная таблица: Поучения Леонардо да Винчи Морали басен И.А.Крылова.
5. “Радуга настроений”.
6. Выставка рисунков детей: “Наши любимые персонажи притчей Леонардо да Винчи и басен И.А.Крылова”.

Ход урока

1. Оргмомент. Мотивации. Подготовка к восприятию темы.

Вступительное слово учителя:

Мы закончили изучение творчества И.А.Крылова.

Дайте определение басни.

Закончите мою мысль:

- Мораль басни – это....
- Аллегория – это....
- Вспомните строчки басен, заключающие в себе мораль. (Дети приводят примеры)

У басни есть родственница – это притча.

Толкование лексического значения слова по словарю. Запись определения в тетрадь. (Притча - небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное (или религиозное) поучение).

Ребята, обратите внимание на репродукцию. Знаете ли вы название картины и её автора? (В зависимости от ответов детей строится рассказ о картине и её авторе)

Обращая внимание на рисунок – автопортрет Леонардо, учитель рассказывает о нём.

Посмотрите, какое благородное лицо этого человека, как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно таким был Леонардо да Винчи, о котором один из современников писал: “Его физическая красота превосходила всякую похвалу, во всех его жестах была более чем бесконечная грация, он обладал талантом столь полным и сильным, что все трудности, встававшие перед его умом, разрешались с легкостью. Его громадная сила сочеталась с ловкостью, его сердце и чувства отличались всегда царственным благородством. Поистине удивительным и небесным был Леонардо, сын Пьеро да Винчи…” (Приложение 1).

Итак, определите тему сегодняшнего разговора на уроке.

Тема урока: “Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с баснями И.А.Крылова”

С фактами биографии И.А.Крылова, его творчеством мы знакомились на протяжении последних уроков.

С талантом Леонардо да Винчи встречаемся впервые. И как гостю, кому мы уделим на уроке больше внимания.

Цели урока:

- закрепить знания по изученной теме: “Басни И.А.Крылова”;
- сравнить басни И.А.Крылова и притчи Леонардо да Винчи, найти общие и отличительные признаки.

Итогом вашей практической деятельности должно стать следующее:

- знакомство с притчами и новыми баснями И.А.Крылова;
- заполнить таблицу по ходу урока: “Поучения Леонардо да Винчи. Мораль басен Крылова И.А”;
- свои чувства от прочитанного, услышанного на уроке отразить в “ Радуге настроения”.

Но прежде, чем начать общение, вспомним Правила общения.

Какие из них вы возьмете с собой на урок?

2. Изучение нового материала

Итак, кто он – Леонардо да Винчи?

После прослушивания сообщений детей прошу ответить на вопрос: Какие факты из жизни человека - легенды вас поразили? (Материалы для сообщений уч-ся прилагаются)

Вывод учителя: Да, воистину, личность Леонардо да Винчи незаурядна. Талант его пережил века. Прошло 556 лет со дня его рождения, но разговоры о тайне его таланта не умолкают и по сей день.

И те притчи, с которыми мы сегодня познакомимся – это одна из попыток человека понять самого себя. Попытка, сделанная Леонардо...

Притчи Леонардо носят светский характер, они отражают духовный опыт не только автора, но и всей эпохи Возрождения.

Знакомство с литературным творчеством Леонардо предлагаю начать с притчи “Лев и ягненок ”, сопоставив ее с басней И.А.Крылова “Волк и ягненок”.

Выразительное чтение притчи и басни учащимися (Примечание: тексты притч приводятся полностью).

Лев и ягненок.

Однажды голодному льву подбросили в клетку живого ягнёнка. Малыш был настолько наивен и добродушен, что ничуть не оробел при виде царя зверей. Приняв, видимо, его за свою маму, несмышлёныш подошёл к грозному зверю, ласково заблеял и уставился на него широко раскрытыми ясными глазами, полными безграничной любви, кротости и восхищения. Лев был обезоружен такой доверчивостью и не посмел растерзать ягненка. Недовольно ворча, он так и заснул в тот раз голодным.

Вопросы для беседы после знакомства с содержанием произведений:

- В чём сходство описанных ситуаций?
- Почему авторы выбрали именно ягнёнка, который противостоит аллегорическому изображению силы и свирепости?
- Чем отличаются эти произведения?
- Как понимаете выражение: “...не посмел”?

Вывод. Есть вещи, через которые переступать нельзя. Нельзя обманывать доверие, нельзя отвечать злом на добро, открытость, ласку.

- А поступок льва – это проявление силы или слабости? (Выслушивания мнения учащихся)

Инсценировка притчи “ Горностай “Леонардо да Винчи и басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”

Горностай.

Однажды, когда лисица была занята трапезой, мимо пробегал горностай в своём великолепном одеянии.

- Хочешь отведать, приятель? Не стесняйся!- предложила ему насытившаяся и подобревшая лисица.
- Благодарю покорно, – с достоинством отвечал горностай,- но я уже пообедал.

- Ха, ха, ха! – засмеялась та, – Скромнее вас, горностаев, не сыскать других животных на земле. Какие же вы чистюли! Просто диву даешься. Едите раз в день и предпочитаете голодать, лишь бы не замарать свою шубу.

Вдруг откуда ни возьмись появились охотники. Рыжая молниеносно скрылась – только её и видели, а горностай стремглав помчался к своему укрытию.

Но солнце успело растопить снег, и его норка, ещё утром такая опрятная и ухоженная, заплыла грязью. Белоснежный горностай несколько замешкался, стараясь не запачкаться, и вот тут охотники сразили его наповал.

Умеренность служит надежной защитой от пороков. И гордый горностай предпочитает скорее погибнуть, нежели запятнать свою чистоту.

Вопросы:

- Почему притча названа лишь по имени одного героя? (Лиса, традиционно символизирующая хитрость, предстаёт ещё и беспринципной. В притче этот образ служит всего лишь контрастом, который должен подчеркнуть достоинство горностая, который, олицетворяя собой чистоту и благородство, во многом отражает мечты самого Леонардо – слишком часто им приходилось разбиваться о неумолимые законы действительности)

- На чьей стороне симпатии авторов? А ваши? (Выслушивание мнения детей).

Вывод: Важны чистота помыслов и благородство поступков.

Мини-спектакль. Представление произведений “Стрекоза и муравей” И.А.Крылова и притчи “Пчела и трутни ” Леонардо.

Пчела и трутни

- Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы!

Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами. – Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы. – Да твой хвалёный муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит каждую мелочь в свой муравейник. Бездельника хлебом не корми, дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.

Вопросы для беседы:

- Каких героев можно назвать скромными тружениками?
- Как в басне жизнь наказала стрекозу?
- Как относится автор к трутням?

Вывод: Автор притчи осуждает трутней не столько за его безделье, сколько за попытку очернить другого, причём работающего. Наиболее безнравственным является стремление унизить, обезличить труженика, оправдывая этим собственную никчемность.

- Актуальна ли эта аллегория в наше время? (рассуждения детей)

Знакомство с притчей “Жаждущий осел” (текст на каждом столе)

В положенное время осёл пришёл на водопой. Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду. Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторону, принялся терпеливо ждать.

Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.

- Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и уходи ни с чем.

- А всё потому, – отвечает мама лягушонка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не будет прозрачной.

- Ах, какой же он упрямый!

- Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому не достаёт выдержки и терпения.

- Каким предстаёт перед читателем осёл?
- Нарушил ли Леонардо устойчивое представление об осле как символе упрямства?

Выводы: Терпеливость, достоинство сродни гордости горностая, уважение к самому себе, умение претерпеть ради достижения цели, верность этой цели – именно этим содержанием наполнен хорошо вроде бы известный аллегорический образ у Леонардо.

3. Закрепление изученного.

- Чем отличается притча как литературный жанр от басни?
- Каким предстаёт Леонардо да Винчи в своих притчах?
- Какие аллегорические образы запомнились и почему?
- В чём, по-вашему, сходство и различие между баснями И.А.Крылова и притчами Леонардо да Винчи?
- Чьи выступления вам понравились и почему?
- Какие жизненные уроки мудрецов вы бы взяли для себя? (Выслушиваются мнения детей).

4. Иллюстрирование понравившихся притч и басен.

5. Подведение итогов. Оценки, комментирование.

Проверка выполнения практической части урока. Какие поучения великих людей вы считаете для себя значимыми и почему? Анализ таблиц.

- Какие цвета преобладают в ваших “Радугах настроения?” Почему?
- Выставка иллюстраций детей.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра: “Жизненные уроки И.А.Крылова и Леонардо да Винчи”.

Приложение 2
Приложение 3