ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

Добавлено: 2021.02.11
Просмотров: 4

Белозерцева Татьяна Семеновна, учитель русского языка и литературы; Хомёнок Людмила Ануфриевна, учитель истории

Задачи:

  • рассмотреть историко-философские аспекты войн XIX века, увидеть, кто творит историю, кто виноват в войнах;
  • выявить философию войны по Толстому, понимать ее через систематизацию исторического (документального) и литературного материала;
  • раскрыть композиционную роль философских глав;
  • формировать коммуникативную компетентность через групповую и индивидуальную работу;
  • формировать ценностное отношение к историческому наследию и произведениям Л.Н.Толстого.

Основные понятия:

  • философия;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Крымская кампания;
  • Русско-турецкая кампания.

Оборудование: портреты Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Наполеона, Л.Н. Толстого; видеоматериал, телевизор, видеомагнитофон, кассеты; таблица “Личность и история”, отрывки текстов из произведений Л.Н.Толстого “Война и мир”, “Севастопольские рассказы”.

ХОД УРОКА

Учитель истории. Что такое философия? Как вы понимаете это слово? (Ответы учащихся.)

Учитель открывает на доске запись слова “философия”: “филио + софия”. Учащиеся дают определения этих слов.

XIX век – век военных кампаний, которые проводились в основном государственными и политическими деятелями. В основном – это первые лица государств – императоры. Кого вы можете назвать из императоров Европы, России? (Александр I , Александр II, Александр III, Наполеон.)

– А кого в российской и мировой истории прозвали “миротворцем”? (Александра III.)

– Что же заставило этого государя вести миротворческие внешнеполитические отношения? (Большие потери, усталость, недовольства народа и т.д.)

Вывешивается портрет императора Александра III.

Ученица делает сообщение о внешнеполитической деятельности Александра III (см. Приложение).

Учитель истории. При Александре III наступила внутренняя стабилизация России, подъем ее промышленности, сельского хозяйства, значительно повысился жизненный уровень российского народа. Но повернем колесо истории вспять и что мы увидим?

Фрагмент из кинофильма “Турецкий гамбит” – прохождение русской армии к Плевне через глубокие балки, идет расстрел…

– Мы просмотрели фрагмент из кинофильма “ Турецкий гамбит”, освещающий события русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Кто правил в это время? (Александр II)

Ученик делает сообщение на фоне портрета государя о его внешнеполитической деятельности (см. Приложение).

Учитель истории. Александр II понимал, что Россия с ее неразвитой промышленностью, плохо вооруженной армией не могла противостоять западным державам. Ему нужно было во что бы то ни стало поставить Россию на равную ступень с противниками. И к 70-м годам XIX века он доказал это, правда, силой войны. Заполним таблицу в тетрадях.

На доске таблица “Личность и история”:

Императоры

Военные кампании

Причины кампании

Результаты

Учитель истории. Россия всегда стремилась оказывать активную поддержку братским народам Балканского полуострова в борьбе против османского ига. Но эта поддержка всегда превращалась в войну. Повернем колесо истории еще больше назад. Назовите, какая военная кампания принесла потрясение России и поражение русской армии, а затем и международную изоляцию страны? (Крымская война 1853–1856 годов.)

Ученик рассказывает о Крымской кампании и участии в ней Л.Н.Толстого.

Ученица читает отрывок из “Севастопольских рассказов” (падение Севастополя).

Ученик рассказывает об отставке офицера Л.Толстого и о становлении Толстого писателя.

Учитель литературы. Так в литературу вошел новый писатель Лев Николаевич Толстой.

Фрагмент из кинофильма “Война и мир” (3 часть) начало нашествия Наполеона.

Учитель литературы. Какая ключевая фраза звучит в авторском тексте, который читает С. Бондарчук?

Учащиеся. Война – противоестественное человеческой природе явление.

Учитель литературы. Отличается ли манера написания 1 и 2 томов от 3 и 4?

Учащиеся. Да, появляется публицистичность.

Учитель литературы. 3 и 4 том написаны значительно позднее (1867–1869 гг.) и отразили изменения, которые произошли в мировоззрении и творчестве писателя к этому времени. Сделав еще шаг по пути сближения с народной, мужицкой правдой, по пути перехода на позиции патриархального крестьянства, Толстой воплотил свое представление о народе через сцены народной жизни, через образ Платона Каратаева. Новые взгляды Толстого отразились во взглядах отдельных героев. Изменения в мировоззрении писателя изменили и структуру романа: в нем появились публицистические главы, которые предваряют и объясняют художественное описание событий, подводят к их пониманию, оттого эти главы находятся или в начале частей, или в конце романа. Рассмотрим философию истории по Толстому (взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий) Итак, I часть, глава 1, том 3.

Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы: Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?

Учащиеся. Писатель убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями ли пожеланиями массы людей. Учитель литературы. А что говорит о причинах история?

Учитель истории. Кому досталась неудача поражения в этой войне?

На фоне портрета Николая I ученица делает сообщение о его внешнеполитической деятельности (см. Приложение).

Учитель истории. Эта трагедия стала тяжелым ударом для самого императора и приблизила его кончину.

Учащиеся заполняют таблицу.

Ученицы на фоне портретов Александра I, Наполеона, Кутузова М.И. делают сообщения, класс заполняет таблицу.

Учитель истории. Во время Отечественной войны 1812 года Александр I проявил себя как талантливый дипломат, верящий в силы собственного народа. Военные победы русской армии, талантливые полководцы: Кутузов, Багратион и другие, личность императора – сделали Россию вершительницей судеб Европы.

Учащиеся заполняют таблицу.

Учитель литературы. Толстой утверждал, что исторические события происходят при совпадении интересов народной массы. А если у Толстого ответ на вопрос: “Почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?”.

Учащиеся. У Толстого нет ответа. Он считает, что в истории неизбежен фатализм.

Учитель литературы. А с чем связан фатализм?

Учащиеся. Со стихийностью.

Учитель литературы. В чем проповедь стихийности? Какова роль личности в истории?

Учащиеся. Толстой утверждает, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. Стихийность движения масс не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчиняться предписанному свыше направлению событий.

Учитель литературы. Так Толстой приходит к мысли о покорности перед судьбой и сводит задачу исторической личности к следованию за событиями.

Фрагмент из кинофильма “Война и мир” после слов “… и сводит задачи исторической личности к следованию за толпой”.

– А как вы думаете, ребята? Прав ли Толстой? (Ответы учеников.) Слово истории.

Учитель истории. А что говорит история? Личность в истории, какая бы она ни была: яркая, талантливая или, наоборот, слабая, неспособная, именно она играет огромную роль в событиях войны. Обратимся к таблице. Какой же вывод можно сделать? Личность играет огромную роль в истории.

Учитель литературы. Толстой развенчивает историческую личность Наполеона, т.к. для него важна не историческая личность, а личность вообще. При изучении 3 тома мы должны будем увидеть общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками. Если при анализе 2 тома в центре внимания стоял отдельный человек с его индивидуальностью, иногда отъединенной от других судьбой, то про анализе томов 3 и 4 увидим человека как частицу массы. Только тогда отдельный человек находит свое окончательное место в жизни, когда становится частицей народа. Сегодня мы пофилософствовали вместе с Толстым, порассуждали о войне, об исторической личности, об истории, но вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: “Что заставило Александра III вести миротворческую политику?”.

Учащиеся. Нужен мир.

Учитель истории. Вернемся к Александру III. Миротворец – творить мир. Это согласные отношения, отсутствие вражды, ссоры. Это соглашения о прекращении войны. Терпимо относиться к кому-нибудь или к чему-нибудь. Устала Россия от войн в XIX веке. И Александр III понимал это и старался творить мир.

Учитель литературы. Здесь позиции императора и писателя совпадают: война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: “Жалкий человек.
Чего он хочет … небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно,
Один враждует он – зачем?

Учитель истории. Но ошибки истории повторяются, на них должны поколения учиться, но не учатся. XX век не внял XIX и получил название “кровавый век”.