ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Имя существительное" (практическое занятие)

Добавлено: 2020.03.13
Просмотров: 6

Шкильнюк Елена Анатольевна, учитель начальных классов; Шестопалова Елена Германовна, учитель начальных классов

Цели:

  • закреплять знания, умения, навыки учащихся по данной теме;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах; развивать мышление;
  • содействовать развитию навыков коллективной, индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока

Прозвенел уже школьный звонок,
Он позвал нас всех на урок.
Будьте все внимательны,
И ещё старательны.

II. Минутка чистописания

1. На доске в виде ребуса написаны имена мальчиков и девочек, кто угадает тот получает право написать имя на доске под ребусом.

Ответы: Вася, Витя, Ваня, Настя, Надя, Валя

– Прочитайте эти слова.
– Определите, какую букву мы будем писать?
– Какая это букава? (Это буква Я, она есть во именах существительных этого ряда слов)
– Что объединяет эти существительные между собой? (они отвечают на вопрос «кто?». И все они одушевлённые, собственные)

2. Определите порядок следования букв в данном ряду: Яяв яЯв
– Составьте различные цепочки из данных букв и запишите.

III. Словарно-орфографическая работа

На доске записаны слова: к…ртина, п…льто, к…ньками, …беды, м…розец, к…пусте, к…ртофелем.

– Что общего во всех этих словах?
– Какое задание можете предложить? (записать данные слова в начальной форме, распределив их в две группы).

IV. Повторение и постановка цели урока

– Что такое имя существительное?
– Назовите грамматические признаки имени существительного?
– Как определить число имени существительного?
– Все ли существительные изменяются по числам?
– Изменяются имена существительные по родам?
– Какого рода они бывают?
– У всех ли существительных можно определить род?

V. Упражнения для закрепления пройденного материала

Игра "Найди имя существительное"

Цель. Закрепление понятия "имя существительное", умения отличать его от сходных с ним глагольных форм.

Содержание игры. В игре принимают участие 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика по 4 пары предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Задача каждого игрока – рассмотреть одну пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква c. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.

Игра "Эстафета"

Цель. Закрепление умения изменять существительные по числам, правописания слов с разделительным ь.

Содержание игры. Играет весь класс по вариантам. Каждый вариант получает карточку с существительными в единственном числе. Задача учащихся записать справа данное существительное во множественном числе. Каждый ученик записывает одно слово и передает карточку сидящему сзади. Последний ученик в варианте возвращает карточку учителю. Учитель проверяет работу и определяет победителей.

Материал для игры:

звено
полоз
крыло
сук
стул
ком
перо
полено
друг
прут
клок
кол
прут
брат
клин
ком
лист
колос
сук
клок
стул
клин
крыло
сын
брат
друг
колос
перо
прут
звено
лист
полено
ком
полоз
кол
сук

Игра "Поймай свое слово"

Цель. Закрепление навыка правописания ь на конце существительных после шипящих.

Содержание игры. В игре участвует весь класс в составе двух команд: команды девочек и команды мальчиков. Учитель диктует слова вперемешку: существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Девочки записывают существительные женского рода, а мальчики – существительные мужского рода. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Материал для игры: плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, гараж, рожь, печь, ткач, трубач, речь, чиж, мышь, вещь, шалаш, тушь, дрожь.

Игра "Образуй имя существительное"

Цель. Закрепление понятия "имя существительное".

Содержание игры. В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. На доске записаны в 3 столбика прилагательные по 5 в каждом. Задача команд: образовать от каждого прилагательного имя существительное и записать его справа от прилагательного. Каждый игрок образует и записывает одно существительное. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Материал для игры:

храбрый – смелый – веселый –
сильный – добрый – ленивый –
гордый – болтливый – умный –
мудрый – богатый – бедный –
грубый – хвастливый – крепкий –

VI. Итог урока

– Что вы можете рассказать об имени существительном?