ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 5-м классе "Однородные члены предложения" по программе М.М. Разумовской

Добавлено: 2019.10.09
Просмотров: 3

Четвергова Оксана Александровна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков (+ презентация)

Цель урока: закрепление знаний учащихся об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них

Задачи урока:

  1. формировать умение учащихся находить в предложении однородные члены предложения и правильно ставить знаки препинания при них
  2. развивать речь и творческие способности учащихся
  3. воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе

Оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, буклеты для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

-Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого-то из вас с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки.

(встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной) (слайд 1)

Здравствуй, мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит,
И у ног земля лежит!
Там леса, и тут поля,
Здесь друзья, и здесь друзья!
Я легко к земле нагнусь,
К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
По округе пробегусь.
Стал я бодрый и весёлый,
Здравствуй же, родная школа!
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй, мир!
Проснулся я! 

-Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места.

II. Вступительная беседа

Слово учителя

- Начать наш урок я хочу с загадки: (слайд 2)

Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)

-Действительно, к нам пришла зима. Ребята, а сколько месяцев будет продолжаться зима? Назовите зимние месяцы.

-А что изменилось в природе с приходом зимы?

Работа со стихотворением

-А вот какой увидел зиму известный оренбургский поэт Геннадий Петрович Шиндяев (слайд 3)(читает учитель): (слайд 4)

По стволам мороз ударил,
Сбросил листья, словно снег,
Искупнул себя в Урале
И пошёл по желтизне.
Вместе с ветром по низинам,
По стволам ещё стуча,
В одеянии не зимнем,
Но по-зимнему ворча…
Гонит к югу птичьи стаи-
Мол, пока я не во зле…
И прозрачный нам оставил
След морозный на земле.

(слайд 5)

-Понравилось вам стихотворение?

-Какую картину вы увидели?

-Каково настроение автора?

-Любит ли поэт зиму?

-Автор использовал в этом стихотворении художественные средства: эпитеты и метафоры.

-Вспомните, что такое эпитет? Метафора?

-На ваших столах лежат буклеты, в которых вы можете найти подсказку.

-Найдите примеры в стихотворении.

III. Закрепление знаний, умений, навыков.

Слово учителя

- Послушайте стихотворение и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке: (слайд 6)

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставит знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке
Конечно…(однородные)

Фронтальный опрос (слайд 7)

-Какие члены предложения называются однородными?

-Зависят ли однородные члены друг от друга?

-С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

-Какие члены предложения могут быть однородными?

-Приведите свои примеры предложений с однородными членами.

-Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Задание.

* Запишите четверостишие под диктовку, объясните орфограммы, найдите грамматическую основу и однородные члены предложения (на доске)

По стволам мороз ударил,
Сбросил листья, словно снег,
Искупнул себя в Урале
И пошёл по желтизне.

Беседа

-Ребята, сегодня мы говорим о зиме. А какой зимний праздник у нас самый любимый и долгожданный? (слайд 8)

У зелёной ели ветки поседели,
Значит, на дворе зима: вьюги да метели.
Значит, скоро Новый год
Обязательно придёт.

Задание № 1. (слайд 9)

* Продолжите предложения, дополнив их однородными членами предложения.

  1. Новый год - самый (какой?)… праздник в году.
  2. Перед праздником все (что делают?)…
  3. Обязательно придёт и (какой?)… Дед Мороз.
  4. У Деда Мороза в мешке лежат (что?)…

Дополнительное задание:

Составьте своё предложение с однородными членами предложения на тему «Новый год»

Задание № 2. (слайд 10)

- С Новым годом нужно обязательно поздравить своих родных и близких.

* Составьте текст телеграммы по предложенной схеме.

1) ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ: и O, и О, и О.
2) ЖДЁМ НА ПРАЗДНИК О, О и О.

Дополнительное задание:

Составьте текст своей поздравительной телеграммы.

- Ребята, а если бы вы писали настоящую телеграмму для отправки по почте, что бы вы изменили в своих текстах? (убрали знаки препинания и предлоги)

Беседа

-А как животные и птицы переносят зиму?

Задание № 3. (слайд 11)

* Ответьте письменно на вопросы так, чтобы в каждом предложении были однородные члены предложения.

  1. Какие птицы улетают на зиму в тёплые края?
  2. Как ведут себя птицы перед отлётом?
  3. Какие птицы остаются зимовать?
  4. Как школьники должны относиться к птицам?

Слово учителя

- О том, как тяжело птицам зимой, рассказал поэт Александр Яковлевич Яшин (слайд 12) (читает заранее подготовленный ученик) (слайд 13)

Покормите птиц.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

(слайд 14)

-Какова тема этого стихотворения?

-Какое настроение у автора?

-На какие мысли наводит стихотворение?

- В 4 строфе найдите однородные члены предложения? (пользуйтесь буклетами)

IV. Заключительный этап

1) Подведение итогов (слайд 15)

-Какие члены предложения называются однородными?

-Расскажите о знаках препинания при однородных членах.

-Для чего нужно использовать однородные члены предложения в речи?

2) Домашнее задание (слайд 16)

Всем: Упражнение 466, стр.157

  • Дополнительно: Составить рассказ из 5-6 предложений на тему «Зима», используя однородные члены предложения.

Приложение 1

Приложение 2