ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Тема урока: "Понятие о сравнении"

Добавлено: 2019.09.11
Просмотров: 2

Семенова Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (171 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока:

  • Расширить знания уч-ся о тропах, сформировав понятие о сравнении.
  • Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
  • Показать роль умения сравнивать в жизни человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Словарная работа: сравнение.

Презентация к уроку.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Постановка цели урока

3. Проверка усвоенности изученного

1) Что означает термин "изобразительно-выразительные средства языка"?

(Изображают. рисуют словами картины жизни. отличают один предмет от другого, передают отношения, чувства автора).

2) Какие тропы вы знаете? (эпитеты)

3) Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева "Чародейкою зимою:", выделение эпитетов и мотивировка выбора (опрос идёт по строфам).

***

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой:

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

(Инверсия - "лёгкой цепью пуховой".)

Инверсия - (от лат. inversio - перестановка) необычный порядок слов, предаёт фразе особую выразительность.

4. Актуализация жизненных впечатлений о сравнении перед введением нового понятия.

(Чтение учителем стихотворения Р. Сефа):

На свете всё
На всё
Похоже:
Змея
На ремешок
Из кожи;
Луна -
На круглый глаз
Огромный;
Журавль -
На тощий
Кран подъёмный;
Кот полосатый -
На пижаму.
Я - на тебя,
А ты -
На маму.

- Автор этого стихотворения, Роман Семёнович Сеф, говорит, что основой поэтического мастерства является умение сравнивать, находить общее между не близкими предметами.

- Посмотрим, какие вы внимательные. Вспомните интересные наблюдения из жизни, приведите примеры оригинальных сравнений.

Верблюжьи горбы похожи на два:::(холма)

Дождинки бьют по зонту, будто в ::..(барабан)

Жёлудь в шляпке похож на :::::.(человека или гномика)

Лёд прозрачный, как::::::::.(стекло).

(Гора в Крыму похожа на медведя. Облако похоже на клочок ваты. Паркет - на след самосвала).

- У многих дома есть кошки. Вы любите наблюдать за их повадками? Представьте себе своих кошек и закончите подходящим по рифме сравнением каждую строчку стихотворения Новеллы Матвеевой "Она умеет превращаться".

Смотри!
Полосатая кошка
На тумбе сидит, как (матрёшка!)
Но спрыгнет - и ходит, (как щука.)
Рассердится - прямо (гадюка!)
Свернётся - покажется (шапкой),
Растянется - выглядит (тряпкой:)
Похожа на всех понемножку.
А изредка - даже: (на кошку!)
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самого.

5. Первоначальное введение понятия.

Что такое сравнение?

(Собирание мнений: способ характеристики - описания предмета, когда одно похоже на другое, слова, соединённые словами: как, точно, подобно, как бы, как будто, похож на, наподобие).

О.К. Сравнение - это сопоставление двух предметов по сходству; используются союзы: как, будто, словно, что, точно; роль сравнения - авторская оценка предмета или явления, создание запоминающегося образа.

2) Наблюдение над текстами, выделение сравнений и определение их изобразительной роли.

а)

Хорошая девочка Лида
На улице Южной живёт.
Её золотые косицы
Затянутые будто жгуты.
По платью, по синему ситцу
Как в поле мелькают цветы.

б) Он был благороден и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как колдун, величественен, как нежаркое лето.

(сравнения рисуют внешний облик, передают характер героев).

в)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

(Сравнение создает картину нарядного, шумного, гостеприимного дома - леса, в котором хочется войти, чтобы полюбоваться и подивиться его красотой).

г)

Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

(сочувствие герою передало с помощью сравнения)

д)

И погас он, словно свеченька,
Восковая, предиконная.

(Умер кормилец: боль, печаль, безутешное горе передано с помощью сравнения.)

6. Выполнение творческих заданий

Литературная игра "Соревнование с поэтом Владимиром Орловым"

.Введите в текст необходимое сравнение, которое создаст яркий образ осеннего парка и поможет нам его увидеть.

Какое настроение это стихотворение передаёт нам .

За окном ветерок веселится:
То подпрыгнет, то притаится
И листочки бегут по дорожке
Словно желтые мышки от кошки.

Практическая работа.

(Чтобы выяснить степень усвоения материала урока)

(На обратной стороне ярких "осенних листьев" тексты - фрагменты стихотворений известных поэтов. Задание: найти и подчеркнуть в предложенных текстах простые тропы, указать эпитеты и сравнения. Напоминаю, что не все прилагательные являются эпитетами, а только те, которые обладают особой выразительностью, эмоциональностью). Слайд

1 вариант

Ещё и солнце радует,
И синий воздух чист.
Но падает и падает
С деревьев мёртвый лист.
М. Исаковский

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит:
Н. Некрасов

2 вариант

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнажённый.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной:
И.Бунин

Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный:
И.Бунин

(По мере выполнения учащимися работы выставляются оценки.)

- А теперь давайте подумаем, в чем разница между сравнением и метафорой?

( В сравнение есть слова "как", "будто", "словно", сказано, что и с чем сравнивается: орешина "словно девушка". В метафоре служебное слово и один из элементов сравнения не названы, мы о нем только догадываемся. Поэтому метафору часто называют скрытым сравнением. Метафора короче сравнения. С её помощью поэт может в нескольких строчках о многом рассказать нам и даже дать представление о целой человеческой жизни.)

- Определи, где здесь сравнения, а где метафоры.

Ёлка - ёжик колючий,
Зелёные иголки.

Ёлка, колючая как ёжик.

Юркой змейкой ручеёк
Огибает бугорок.

Ручеёк извивается, словно змейка.

Парит стрекоза вертолётом
Низко над самым болотом.

Стрекоза похожа на маленький вертолётик.

Петух-будильник на
Горланит громко во дворе.

Петух, будто будильник, будит нас на заре.

Солнце целый день пекло -
Луну-лепёшку испекло.

Луна круглая, как лепёшка.

7. Домашнее задание.

а) выучить ОК сравнение, привести примеры.

б) Перечитать "Сказку о золотом петушке" А.С. Пушкина, выписать сравнения.

в) Творческое задание: сочинить стихотворение на тему "Осень", используя в нём эпитеты и сравнения для выражения своего отношения к описываемому и создания неповторимого "осеннего" образа. (приложение 1)


Приложение 1

Творческое задание

Лес, как терем золотой,
Над журчащею водой.
(Кружков Коля)

Ласковая осень
По лесам прошла.
Словно королева,
Вся в золоте она.
(Чичкань Катя)

Лист, как самолётик,
По воздуху летит.
Комарик, как пилотик,
На листке сидит.
Сиди, сиди не падай,
За черенок держись.
Ты смелый, ты отважный!
Лети, лети, кружись!
(Кузема Оля)