ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Слово – язык – миф (5-й класс)

Добавлено: 2019.08.05
Просмотров: 15

Щеголева Ироида Александровна, учитель литературы

Урок 1. Слово - язык - миф

Цели урока: 1) дать общее представление о мифе, мифологии, мифологических образах, таких литературоведческих понятиях, как гротеск; 2) познакомить пятиклассников с феноменами первобытного сознания и их отражением в слове-образе; 3) объяснить, почему слова "образ" и "душа" в различных языках являются родственными понятиями; 4) развивать воображение и творческие способности учащихся через поисково-исследовательскую и игровую деятельность; 5) приобщать учащихся к самостоятельной работе, учить выступать их перед аудиторией с небольшими докладами.

Эпиграф к уроку:

"Миф есть древнейшая поэзия, и как свободны и разнообразны могут быть поэтические воззрения народа на мир, так же свободны и разнообразны и создания его фантазии, живописующей жизнь природы в её ежедневных и годичных превращениях" (А. Н. Афанасьев).

I. Предъявление темы урока.

  1. Что нового и интересного вы узнали на первых уроках литературы?
  2. Как вы думаете, всегда ли существовала литературная страна? Означает ли это, что до возникновения письменности человек не умел фантазировать, что у него не было волшебного калейдоскопа, на донышке которого вместо цветных камушков и стёклышек были насыпаны слова, способные складываться в разнообразные узоры и создавать причудливые образы? Какими эти образы являлись?

На эти и многие другие вопросы мы ответим, если совершим путешествие в страну Мифов, которую условно можно назвать Вообразилией древних.

Во время этого путешествия вас ожидает множество опасностей, но вы их успешно преодолеете, если будете знать законы и обычаи мифологической страны.

Чтобы получить путёвку в страну Мифов, вам необходимо выяснить, что обозначают такие слова, как миф, мифология, мифологический и реалистический. Для этого давайте заглянем в словарь.

II. Работа с новыми понятиями.

Миф [гр. mythos слово; сказание, предание] - 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; 2) вымысел.

Мифология [гр. mythologia] - 1) совокупность мифов; 2) научная дисциплина, изучающая мифы и сказания.

Мифологический - сказочный, легендарный, вымышленный.

Реалистический [лат. realis вещественный] - действительный, существующий в жизни, правдивый.

III. Игра "Как спасти героя?"

Сопровождать вас по мифологической стране будут диковинные существа. Знаете ли вы, как их зовут? Это фейри. Они издавна живут в мифологической стране. Кто такие фейри и многие другие сверхъестественные существа, обитающие в Вообразилии древних, вы скоро узнаете. А пока они предложат вашему вниманию несколько головоломок.

Рис. 1

Головоломка 1. Если вы внимательно посмотрите на карту страны Мифов, то увидите, какую огромную площадь занимают на ней леса. Разумеется, это не простые леса. Там растут тёмные и мрачные деревья, а в их листве то и дело бесшумно пролетают какие-то чёрные тени. Живут в лесах различные мифологические герои.

Если вы не побоитесь войти в лес, то в скором времени окажетесь на небольшой лужайке, со всех сторон окружённой темнотой и опасностью. На противоположном конце лужайки вы заметите палатку из зелёной и оранжевой ткани, а рядом - спящего на руках у своего верного оруженосца прекрасного рыцаря.

Если вы пересечёте лужайку и подойдёте к палатке, то разглядите у входа тяжёлые рыцарские доспехи, очень искусно выкованные из чёрной стали и украшенные кое-где жемчугом. Вы догадаетесь, что хозяин этого добра, без сомнения, является богатым и могущественным человеком. По знамени, воткнутому в землю, вы поймёте, что это король.

Если вы слегка коснётесь плеча слуги, тот проснётся и на ваш вопрос "Как зовут твоего господина?" успеет произнести "Гунтрам". Но в тот же миг рот могущественного короля откроется, и из него на ваших глазах выползет маленькая змейка. Она направится к ручью, протекающему невдалеке. И вы увидите, что препятствие, возникшее на пути, её не остановит.

Но ещё в большей степени вас озадачит поведение королевского оруженосца. Вместо того чтобы убить змею, он будет наблюдать, как животное проползёт по мечу через ручей и скроется в горе.

Пройдёт несколько часов, и вы увидите, как змея вновь покажется среди деревьев, пересечёт ручей и направится к палатке.

1. Если вы в ужасе схватите горн, висящий на знамени, и громко протрубите, что случится с королём Гунтрамом: он проснётся или умрёт?

2. Что нужно сделать, чтобы король не умер?

3. О чём расскажет король, когда проснётся?

Да, вы правы, если короля Гунтрама резко разбудить, то он умрёт, потому что змея - это его душа, которая путешествовала во время сна. Чтобы король не умер, нужно подождать, чтобы душа снова вернулась в своё тело. Когда Гунтрам проснётся, он расскажет, что видел во сне: как проходил по железному мосту через реку к горе, полной золота.

Вы сделали правильный выбор: сохранили жизнь королю и не угодили в ловушку, для вас расставленную.

Головоломка 2. Если вы пойдёте по узкой лесной тропинке, то очень быстро выйдете к небольшому селению санталов. Недалеко от него вы увидите спящего человека. На ваших глазах из его рта выскочит ящерица и войдёт в находящийся неподалёку кувшин с водой. В тот же момент появится владелец кувшина, прикроет его крышкой и унесёт с собой.

1. Что случится со спящим человеком?

2. Как его можно спасти?

Эта история очень древняя. Её любят рассказывать в стране Мифов. Но она имеет хороший конец. Человек умер, так как его душа не смогла вернуться в тело. Когда друзья усопшего готовили тело к сожжению, кто-то открыл кувшин, чтобы набрать туда воды. Ящерица выскользнула из сосуда и вошла в тело, которое тотчас же ожило. Человек встал и спросил друзей, почему они плакали. Те сказали, что считали его мёртвым и готовились сжечь его тело. Человек объяснил друзьям, что спустился в колодец за водой, но выбраться оттуда не смог. Тогда они всё поняли.

Головоломка 3. Если вы когда-нибудь попадёте в Шотландию и не побоитесь тёмной ночью отправиться в лес, то очень скоро окажетесь на небольшой поляне. Вы увидите лежащего недалеко от дерева прекрасного рыцаря. Сначала вы захотите заговорить с ним, но когда увидите на теле юноши отвратительную чешую, а сзади хвост, как у ящерицы, то в ужасе отшатнётесь. Рыцарь расскажет вам, что в отвратительную рептилию его превратила женщина, любовь которой он когда-то отверг.

Как можно спасти несчастного рыцаря?

Эта история, как и предыдущая, имеет хороший конец. В канун праздника Сэмэйн, когда взошла полная луна и свет её посеребрил поля, несчастный рыцарь услышал звуки множества труб и флейт. Он поднял свою чешуйчатую голову и увидел королеву фей Силье. Она села на траву, положила к себе на колени голову заколдованного рыцаря, погладила его чешую и нежно запела.

Долго рыцарь лежал неподвижно. Луна зашла, потускнели звёзды, горизонт на востоке стал пламенеть. Шкура, покрывавшая тело рыцаря, стала рваться и наконец отпала совсем. Молодой человек стал таким же, как прежде. Он хотел поблагодарить королеву Силье, но прежде чем рыцарь успел раскрыть рот, она растворилась в лучах утреннего света.

Рис. 2

IV. Беседа по вопросам.

  1. Какие обитатели мифологической страны вам показались самыми необычными? (Человеческая душа, которая может принимать какой угодно образ, покидать тело во время сна, болезни или смерти человека, и прекрасный рыцарь, превращённый с рептилию.)
  2. Известно, что у каждого народа был создан свой портрет души. Хотите узнать, каким он был?

V. Представления первобытных народов о душе человеческой (сообщение, подготовленное одним из учеников по книге Д. Фрэзера "Золотая ветвь").

У каждого народа был создан свой портрет души. Одни народы представляли душу в образе змеи, другие - в образе ящерицы, третьи - в образе птицы, четвёртые - в образе бабочки или мухи, пятые - в образе ветерка, пара или дыма.

По словам гренландских духовидцев, душа бледна и нежна. Те, кто старается схватить её, не чувствуют ничего, потому что душа не имеет ни мяса, ни костей, ни нервов.

Индейцы-гуроны считали, что у души есть голова, тело, руки, ноги, то есть она является уменьшенным подобием человека.

Согласно верованиям индейцев-нутка, душа имеет вид крошечного человечка, местонахождением которого служит макушка. Пока человечек держится прямо, владелец его крепок и здоров. Когда же он по какой-то причине выходит из вертикального положения, тот теряет сознание.

Рис. 3

Племена индейцев, живущих в нижнем течении реки Фрейзер, верили, что у человека есть четыре души: главная из них имеет форму человека, а три другие являются её тенями.

Малайцы рассматривали человеческую душу как маленького человечка, величиной с большой палец, которого почти не видно. По форме и сложению он является копией человека, в чьём теле обитает. Человечек этот сделан из очень тонкой материи. Он может перелетать с места на место. Сходство этого человечка с человеком, то есть души с телом, является полным. Как есть полные и худые тела, так есть полные и худые души (тяжелые и лёгкие, длинные и короткие).

Обитатели острова Ниас верили, что каждого человека до рождения спрашивают, какой длины и какого веса душу ему хотелось бы иметь, и отмеривают ему душу подходящего веса и длины. Самая тяжёлая из когда-либо выданных душ весит приблизительно 10 граммов.

Европейские крестьяне рассказывали, что духи имеют тело, могут есть и пить, могут быть ранены и даже убиты. Весьма распространено было мнение, что души имеют голос. Алгонкинские индейцы Северной Америки воображали, что души издают звуки, подобно сверчкам.

VI. Беседа по вопросам.

  1. Как вы думаете, какое слово появилось в языке раньше: "душа" или "образ"? О чём это говорит?
  2. Во многих языках слова душа и образ появились одновременно, так как для древнего человека являлись родственными понятиями. Слово образ, как вы уже знаете, образовано от глагола образити, что буквально значит "изобразить, нарисовать". Согласно народным верованиям, душа есть тоже образ, который можно не только представить в своём воображении, но и увидеть.

    Известно, что некоторые народы для обозначения таких понятий, как душа и образ, употребляют одни и те же слова. Например, аравакское "уэха" одновременно значит "тень", "душа" и "образ".

  3. Не менее интересным является и образ человека-ящерицы, который мы встретили сегодня в одном из мифов. Существуют ли в мифологии похожие образы? Что вы знаете о них?

Вообразилию древних издавна населяют различные чудовища: сфинксы, кентавры, сирены, оборотни и т. п.

Сфинксом называют крылатое чудовище с туловищем льва, с головой и грудью женщины, кентавром - получеловека-полулошадь, сиреной - полуптицу-полуженщину, своим пением завлекавшую моряков в опасные, гибельные места.

Сейчас подобные образы называют гротексными. Впервые они появились именно в мифологии.

Давайте откроем словарь и узнаем, что понимают в литературе и искусстве под гротеском.

Рис. 4

VII. Начальное понятие о гротеске.

Гротеск (фр. grotesque причудливый, затейливый < ит. grotta грот) - в литературе, искусстве: нарушение правдоподобия (сочетание реального с фантастическим, смешного со страшным и т. п.).

Рис. 5

VIII. Обобщение изученного на уроке материала.

  1. Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
  2. Тайну возникновения каких древнейших мифологических образов открыли для себя?

IX. Домашнее задание: 1) сделать рисунки к слову душа или нарисовать портрет собственной души; 2) подготовить сообщения по теме "Образы природных духов с мифах народов мира".

Урок 2. Слово - язык - миф (продолжение)

Цели урока: 1) расширить представления учащихся о мифе, мифологии, мифологических образах; 2) объяснить, как появились в мифологии образы природных духов; 3) познакомить пятиклассников с такими понятиями, как гипербола и литота; 4) развивать воображение и творческие способности учащихся через поисково-исследовательскую деятельность; 5) приобщать учащихся к художественному творчеству, к самостоятельной работе; 6) учить выступать их перед аудиторией с небольшими докладами.

I. Повторение изученного на предыдущем уроке материала.

  1. По какой необыкновенной стране мы начали с вами путешествовать на прошлом уроке?
  2. Вы помните, что во время этого путешествия вас сопровождали диковинные существа. Не забыли, как их зовут? (Фейри.) Прежде чем мы продолжим наше знакомство с мифами народов мира, вы должны ответить на вопросы, которые фейри хотят вам задать. Готовы?

ВОПРОСЫ ОТ ФЕЙРИ

  1. Что такое миф? Что обозначает это слово в переводе с греческого языка?
  2. Как называется научная дисциплина, изучающая мифы и сказания?
  3. Как вы понимаете значение слов мифологический и реалистический?
  4. Что такое гротеск? Что обозначает это слово в переводе с французского языка?
  5. С какими народными верованиями связано появление в языке следующих выражений: "он без души", "быть вне себя", "душа стремится навстречу своей мечте"? (С верованиями о том, что душа может покидать своё тело во время сна или болезни.)
  6. Почему слова образ и душа в языках различных народов являются родственными понятиями?
  7. С какими образами ассоциировалась душа в сознании древнего человека?
  8. А какие ассоциации вызывает слово душа у вас?

II. Презентация детских рисунков.

Рис. 6. Душа жар-птица
Автор: М. Акимова

Рис. 7. Душа-черепаха
Автор: М. Акимова

Рис. 8. Душа-бабочка
Автор: Ю. Сикорская

III. Беседа по вопросам.

Итак, мы узнали, что слово душа вызывало у древнего человека самые различные ассоциации. Но тот список ассоциаций, который вы привели сегодня, является далеко не полным.

  1. Известно, что общеславянское слово "душа" во многих языках обозначает "жизнь, дыхание, воздух" и связано по происхождению с глаголами "дохнуть", "дышать", "дуть". Случайно ли это? Какую природную стихию напоминала душа древнему человеку? (В некоторых своих проявлениях душа напоминала воздушные стихии: ветер, бурю, ураган.)
  2. А какие ещё природные стихии она могла напоминать? (В ярости, гневе душа могла напоминать огонь или бушующий океан, в своём спокойствии - холод.)
  3. Как это отразилось в языке? (Во многих языках такие понятия, как душа и огонь, душа и буря, душа и ветер, душа и холод, стали понятиями родственными.)
  4. Почему древний человек со временем стал поклоняться огню, ветру, земле, ручьям и рекам, солнцу, луне, звёздам? (Он видел в них живую душу, так похожую на его собственную.)
  5. В каких образах представляли первобытные народы различные природные явления и стихии (землетрясения, наводнения, сильный ветер, засуху, солнечные восходы и заходы, смену времён года)? (В образах природных духов и богов, обитающих как на земле, так и на небе.)
  6. Являются ли слова "дух" и "душа" родственными понятиями? (Да, являются, так как образованы от одной основы, имеют тот же корень, что и в глаголах "дохнуть", "дышать".)
  7. Где жили природные духи, по представлениям древнего человека?

В Вообразилии древних они населяли все уголки мира: жили в ущельях, в пещерах между скалами, в горах и лесах, в дуплах деревьев, в уединённых долинах, в морях и реках, в воздухе и под землёй.

По народным верованиям, любое природное явление (землетрясение, дождь, ветер, засуха) было делом их рук. И нужно было очень бережно относиться к природе, чтобы не разгневать её духов. Давайте остановимся на некоторых из этих удивительных образов.

IV. Образы природных духов в мифах народов мира (рассказы учащихся, подготовленные по серии книг "Зачарованный мир" и сопровождаемые мультимедийной презентацией).

Стражи полей и лесов

Фейри

В мифологии народов Западной Европы фейри - это общее наименование духов полей и лесов. К фейри относятся феи, эльфы, брэги, бэнши, лепрехуны и многие другие. Фейри самые разные по росту, по обличью и характеру, от добрых до злых, от огромных до крошечных, засыпающих в чашечках цветков.

Всех их отличает нечеловеческая, неземная красота, омрачённая, однако, каким-нибудь уродством. У одних козлиные ноги, у других врождённая хромота, у третьих одна ноздря или один глаз, у четвёртых вообще нет носа или изо рта торчат клыки, у пятых ноги и руки с перепонками. Иными словами, фейри всегда можно отличить от человека по какому-либо телесному недостатку.

Что касается одежды, большинство фейри предпочитают наряды зелёных тонов. Многие, впрочем, носят красную, белую, голубую, чёрную или серую одежду.

Рис. 9

Пак

- Я веселый ночной странник, - восклицал эльф, которого крестьяне иногда называли Пак. И в самом деле, он был самым большим проказником в волшебном царстве. Пак завлекал путешественников в болота, щипал ленивых домохозяек и выдёргивал табуретки из-под закоренелых сплетников.

Поговаривали, что под соблазнительные его свирели люди танцевали, словно дрессированные медведи под цирковой барабан, а вносить сумятицу и путаницу среди смертных было его любимым занятием. Пак никогда не уставал наблюдать за их глупостью и капризами.

Рис. 10

Духи погоды и времён года

Дед Мороз

Над огромными пространствами полей и лесов, рек озёр и водопадов существовала область, ещё более загадочная и непредсказуемая - небо. Здесь также обитали духи. Ураганы, непогода и смена времён года были их работой.

В тёмных уголках древнего русского леса жил Дед Мороз, дух зимы. Его ледяные объятия часто приносили смерть беспомощным путешественникам. Мифы о духах погоды и времён года редко рассказывают об их характере, больше о могуществе. Но русские сказки о Морозе, странствующем по зимним лесам, перепрыгивающем с ветки на ветку и щелкающем пальцами, упоминают о его доброте.

Рис. 11

Синяя Ведьма

В горную Шотландию приносила зиму повелительница неба и непогоды Синяя Ведьма. В стародавние времена её часто можно было видеть на голых вершинах холмов. Легенда утверждает, что лицо Синей Ведьмы было синим от холода. Каждый год после Дня всех святых она бродила по горам, ударяя по земле своим тяжёлым посохом, чтобы пригнуть траву и сковать землю морозом.

Рис. 12

Певец ветра

На отдалённом острове, овеваемом морскими ветрами, жил сильф, известный как Ариэль - дух и воплощение бога воздуха. Он спал в цветке колокольчика, разъезжал на спине летучей мыши. Ему было известно, как вызывать и укрощать ветер, дождь и ревущее пламя.

Но он был слишком воздушен, чтобы существовать в мире смертных, и пришло время, когда он исчез, превратившись в ту стихию, из которой когда-то явился.

Рис. 13

Великаны, вызывающие землетрясения

Когда земля трясётся и дрожит, разрушая дома, вырывая с корнем деревья, это, как утверждают африканские сказители, ворочается, чихает и резко поворачивает голову великан, на голове которого вместо волос росли цветы и трава. Легенды гласят, что когда он нёс землю на спине или вступал в драку со своими братьями-великанами, которые сами, должно быть, носили на спинах планеты, возникали землетрясения.

Рис. 14

V. Рецензирование ответов пятиклассников.

1. Кого из рассказчиков было интересно слушать и почему?

2. Как можно рассказ сделать интереснее, живее? Ваши варианты!

3. Сравните только что услышанное с предыдущими рассказами: сделан ли шаг вперёд?

VI. Беседа по вопросам.

  1. Можно ли образы природных духов назвать гротескными, как и образы сфинксов, кентавров и других сверхъестественных существ, о которых мы уже говорили? (Да, потому что данные образы совмещают в себе реальное и фантастическое - человеческие черты переплетаются в них с нечеловеческими.)
  2. Гротескные образы часто помогают создать такие приёмы, как гипербола и литота. Давайте уточним, что понимают под этими приёмами.

VII. Начальное понятие о гиперболе и литоте.

Гипербола [гр. hyperbole] - чрезмерное преувеличение каких-либо свойств, признаков предмета или явления (размера, силы, значения и т. п.).

Литота [гр. litotes простота, малость, умеренность] - чрезмерное преуменьшение каких-либо свойств, признаков предмета или явления (размера, силы, значения и т. п.).

VIII. Обобщение изученного на уроке материала.

  1. Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Тайну возникновения каких древнейших мифологических образов открыли для себя?
  2. Как вы понимаете слова А. Н. Афанасьева: "Миф есть древнейшая поэзия, и как свободны и разнообразны могут быть поэтические воззрения народа на мир, так же свободны и разнообразны и создания его фантазии, живописующей жизнь природы в её ежедневных и годичных превращениях"?

IX. Домашнее задание: прочитать скандинавский миф о происхождении мира.

Литература к урокам.

1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трёх томах. Том второй. - М.: Современный писатель, 1995. - С. 55.

2. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности в 2-х т. Т. 1. - СПб. - 1861. - С. 137.

3. Книга начал. - (Зачарованный мир). - М.: ТЕРРА, 1996. - С. 34 - 35.

4. Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988. - С. 317.

5. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. - С. 134, 214, 215, 217, 219, 234.

6. Феи и эльфы. - (Зачарованный мир). - М.: ТЕРРА, 1996. - С. 15, 49, 51, 63, 67, 85.

7. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. - М., Издательство политической литературы. - 1980. - С. 206.

8. Энциклопедия сверхъестественных существ. - М.: Локид_Миф. - С. 84.

9. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / Под ред. А. П. Сковородникова. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 97, 169.