ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Открытый урок в 7-м классе по теме "Степан Калашников — носитель лучших качеств русского национального характера"

Добавлено: 2019.02.13
Просмотров: 18

Клепикова Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: определить идею произведения, его жанр, подготовиться к домашнему сочинению.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

  • обосновать близость поэмы к фольклорной теме;
  • осветить значимость нравственных ценностей, берущих свое начало еще из фольклорных традиций;
  • показать, что основой нравственности на Руси являлось православие.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение поэмы М. Ю. Лермонтова, в частности, ее третью песнь.

1.

– Чтобы определить жанр произведения, попробуем посмотреть, какую форму избирает автор для изложения? (Точнее будет назвать ее сказанием или былиной.)

– Какие фольклорные элементы имеются в поэме? (Просторечные обороты; инверсии; использование цифры «три»; зачин (запев); постоянный рефрен (повтор) реплик гусляров; язык поэмы; былинный финал.)

– Были ли события, описанные в поэме на самом деле? (Конечно, реальных Калашникова, Алены Дмитриевны, Кирибеевича, скорее всего, никогда не существовало, но царь Иван Васильевич – реальное историческое лицо, а у других героев могли быть прототипы. Во всяком случае, ситуация узнаваема. Так могло быть.)

– Что роднит ее с былиной? (В русских былинах встречаются реальные города Киев, Чернигов, Новгород, Муром, реальные исторические лица – князь Владимир Красно Солнышко. В песне Лермонтова – город Москва, перекрестки дорог Тульской, Рязанской и Владимирской, упомянуты имена царя Ивана Васильевича и Малюты Скуратова – реальных исторических лиц.)

Микровывод: поэт избирает художественный прием былинного повествования, в котором есть и зачин, и постоянный рефрен (повтор) реплик гусляров, от чьего имени ведется повествование, и обязательный чисто былинный финал: прославление героической и трагической судьбы главного героя. Этому художественному замыслу служит и язык поэмы.

2. Давайте поговорим теперь о нравственных ценностях, которые пропагандирует поэма. Для этого попросим ребят показать нам сцену кулачного боя на Москве-реке.
Итак, представим себе Москву времен Ивана Грозного (XVI век): узенькие улочки, низкие дома, огороды, высокие заборы, а в центре, как и теперь, Кремль и широкое место, площадь, которую называют Красной площадью. А сбоку круглого помоста находится Лобное место.

Ребята читают отрывок из поэмы, звучит музыка.

Обсуждение: кулачные бои бывали разные: дрались стенка на стенку, был одиночный бой, но было еще единоборство – судебный поединок (один на один), когда дрались обидчик и обиженный.
Лермонтов описал бой на Москве-реке – обычный бой ради праздника. У него были свои условия: лежачего не бить, не бить в висок – так можно было лишь на судебном поединке, но они проходили не на Москве-реке, а у Китайгородской стены. Но по закону купец не мог вызвать опричника на судебный поединок. И тогда Калашников вышел на Москву-реку, где встречались для потехи, для удали, тем самым нарушив закон кулачного боя (ведь ему нужен был судебный поединок).

– Почему? Из каких побуждений идет на бой Степан Калашников? (Он хочет отомстить обидчику, причем сделать это принародно.)

– Зачем ему нужно так много свидетелей? (Позор Алены Дмитриевны видели «злые соседушки», следовательно, они должны знать, что купец отстоял честь жены.)

– Для чего Кирибеевич выходит на кулачный бой? («Разгуляться для праздника», «потешить царя-батюшку».)

– Можно ли считать поединок между ними дуэлью? (Дуэль – поединок между двумя противниками по вызову одного из них.)

– Кто посылает противнику вызов? (Тот, чьи честь и достоинство были задеты.)

– Чьи честь и достоинство были задеты в поэме? (Купца Калашникова: Кирибеевич обидел его жену.)

– Посылал ли Калашников вызов Кирибеевичу? (Формально – да, фактически – нет. Калашников сказал о причинах, толкнувших его на этот шаг, только в ответ Кирибеевичу.)

– Таким образом, по основному признаку это не дуэль? С точки зрения традиций – нет, так как Кирибеевич до самой схватки не знал, что он участвует в дуэли. Но по сути, это дуэль, так как противники сошлись по причине, известной обоим, не вызывающей сомнения. Они знают, что единоборство будет не на жизнь, а на смерть, о чем и предупреждает Калашников:

По одному из нас будут панихиду петь...
Не шутку шутить, ни людей смешить
К тебе вышел я...

С этого момента все происходящее – самая настоящая дуэль, от которой Кирибеевич уклониться не может, так как рискует потерять честь. Причина вызова для опричника очевидна. Найти в тексте слова, из которых ясно, как реагирует Кирибеевич на вызов:

И, услышал то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч побежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.

– Почему такая реакция? (Знает, что виноват, бороться на стороне неправого тяжелее.)

– Еще одним обязательным признаком дуэли является наличие секундантов. Есть ли секунданты у сошедшихся в поединке противников?
Как ни странно есть. Наиболее очевидны они у Калашникова. Вспомним разговор братьями накануне поединка.

Найти в тексте слова:
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич...
А побьет он меня – выходите вы
За святую правду – матушку.

Между прочим, дуэльные традиции в разные времена в разных странах существенно отличались. Например, во Франции в XVI веке кроме дуэлянтов в поединке сходились и их секунданты, а если один из противников был убит, то его напарник мог оказаться один против двоих.
Есть ли секундант у Кирибеевича?
В таком качестве выступает сам царь Иван Васильевич, опекающий своего любимца и, в конечном итоге, наказывающий его убийцу.

Микровывод: Итак, мы обнаружили в тексте все формальные признаки дуэли. Конечно, это не была дуэль в чистом виде. Это явление пришло из Европы в Россию два века спустя после описываемых событий, во времена Петра I. Но на дуэлях решались вопросы чести и достоинства. Именно такой вопрос – в центре поединка Калашникова с Кирибеевичем.

– Похож ли Калашников на былинного героя, богатыря? (Да. В описании боя использована гипербола (сила удара). Но не только физически силен Степан Парамонович. Он также крепок духом: при ответе царю ведет себя смело, независимо: «...убил, а за что не скажу тебе».)

– Ребята, давайте вспомним, какие черты характера присущи героям былин? Можно ли сказать, что они свойственны и Калашникову? (Защита Отечества – Калашников защищает свою малую родину – семью, которая является символом Отечества. Правдоискательство, защита справедливости – Калашников добивается справедливости, стоит за правду («постою за правду до последнева»). Бескорыстие – Калашников отдал за честь и достоинство своей жены самое дорогое, что есть у человека, – жизнь.)

– А если бы он сказал царю правду, помиловал бы его царь? (Да, и даже, возможно, сам наказал охульника Кирибеевича. Но, в этом случае, его жена была бы опозорена, обесчещена. Калашников предпочитает смерть свою, чтобы сохранить доброе имя жены, матери своих детей.)

Микровывод: Калашников выступает защитником национальных форм жизни, носителем лучших качеств национального характера: твердости, мужества, решительности, благородства.

3. Ребята, при изучении «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы уже говорили о том, как тесно связан фольклор с древнерусской литературой, основанной на христианских традициях. Мы отмечали, как плавно перешли языческие основы нравственности (такие как верность жены мужу, ответственность мужа за жену) в Православие, как бережно православные священники сохранили такие языческие обряды, как Святки, Масленица, и превратили их в любимые народом христианские праздники. Это произошло потому, что некоторые языческие нравственные законы были созвучны христианским, и не было необходимости отвергать вместе со старой религией и тысячелетние национальные традиции. Поэтому лучшие нравственные законы, которым следовали наши некрещеные предки, были сохранены и органично вошли в Православие. И совсем не случайно на Руси основой нравственности является Православие. Издревле русские люди почитали Заповеди Христовы. А какие из них, ребята, вы знаете? Попробуйте назвать, которые из них нарушают герои поэмы.

Не создавай себе кумира – для Кирибеевича кумиром является царь Иван Васильевич. Ему он поклоняется, служит верой и правдой;
Не желай жены ближнего своего – Кирибеевич нарушил эту заповедь, влюбившись в замужнюю женщину;
Не укради – Кирибеевич по сути крадет честь и достоинство Алены Дмитриевны;
Не убивай – Калашников убивает опричника, тем самым нарушает заповедь.

Кто являлся на Руси хранителем обычаев и христианских законов? Царь, в данном случае – Иван Грозный, так как он православный царь, Помазанник Божий. Он, конечно, мог наказать того, кто «позорил чужую жену», кто преступил «закон Господний». Но это только с одной стороны. А с другой – именно царь создал опричнину и наделил своих любимцев-опричников безграничной властью, а, следовательно, и возможностью нарушать безнаказанно православные законы. Следовательно, главным разрушителем основ национальной жизни выступает царь.

– В каких моментах Калашников ведет себя как истинный христианин? (Участие в бою – способ защитить честь семьи, потому что «пред святыми иконами обручилися», «в церкви Божией перевенчаны»; спасает Калашникова от смертельного удара «медный крест со святыми мощами из Киева» – сам Господь приходит на помощь удалому купцу;
разговаривает с царем, как с равным, потому что выступает не как «слуга царю», а как христианин перед христианином; заявляет, что есть стороны жизни, которые неподсудны царю, а подсудны «только богу единому». Брак для Калашникова – святыня, узы, которыми он связан с женою, от Бога (браки заключаются на небесах), поэтому не видит необходимости обращаться к царю; Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить, и в этом его трагедия – он не мог восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианской заповеди. Поэтому Калашников смиренно идет на казнь – это расплата за грех убийства.)

– Какова народная оценка поступка купца? Зачитать концовку. (Простые люди считают поступок купца правильным, поэтому, проходя мимо его могилы, люди вспоминают о Калашникове. Кленовый крест – по преданиям восточных славян клен – дерево, в которое превращен («заклят») человек (Поэтому, не подкладывают листья клена под хлеб в печи – они похожи на человеческую ладонь, не делают из клена гроб. Дерево вырастает на могиле, если человек убит. В балладах мать закляла в клен (явор) сына и дочь. Музыканты, проходя через рощу, срубают клен, делают из него скрипку, которая голосом сына или дочери рассказывает о вине матери). Кленовый крест на могиле купца – символ того, что смерть во имя справедливости, не забывается.

– Подводя итог уроку, мы с вами можем сформулировать идею произведения.

Идея: в поэме М. Ю. Лермонтова простой человек – купец Калашников – выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно православный уклад русской жизни укрепляет личность, делает ее твердой и сильной из-за ответственности перед семьей, родом.